На «крыле» Хади Тегерани: о мраморе, живом и теплом
Немецкую компанию Draenert всегда можно найти на мебельных салонах среди других производителей high-end-дизайна и, как это зачастую бывает с немецкими фирмами, не заметить. Высокие технологии, особо ценные материалы, качественное изготовление – все это остается невидимым, зрительские симпатии, очевидно, на стороне зрелищного дизайна. И вот, благодаря 50-летнему юбилею фирмы посетители imm cologne 2018 получили такой подарок: «Draenert» показал на стенде салона свою дизайнерскую коллекцию, рассказал собственную историю и представил новый объект, мраморную то ли мебель, то ли арт-объект Marble Wing проживающего в Гамбурге немецкого / иранского архитектора Хади Тегерани.
Начнем с коллекции, как главного магнита для глаз, ума, якоря для памяти: «Мемфис!» – воскликнут знатоки при виде высокого секретера и пары ярких кресел. Но нет, это «Франкфуртская мебель / Frankfurter Möbel» немецких постмодернистов Норберта Бергхофа, Михаэла Ландес и Фольфганга Ранга. Хотя временной период знатоки определили точно: середина 80-х – начало 90-х. И формы, и колористическое «безобразие» близки знаменитым итальянцам тех лет. Шкаф, кстати, изображает единственные немецкие небоскребы из банковской метрополии на Майне. На что намекают кресла, так и осталось загадкой, хотя синее носит имя «Star/ Звезда». А рядом, совсем рядом, разделенный только парой стеклянно-стальных столов, стоит знаменитый стальной диван Рона Арада «Европа». Владелец и руководитель компании Патрик Дрэнерт, сын основателя Петера Дрэнерта, с удовольствием отмечает, что все пятнадцать стальных монстров в свое время были проданы, один из них находится в МОМА. Сменить владельца диван Рона Арада может и сейчас, только новому право на объект обойдется в десять раз дороже, чем прежнему: на аукционе цена на диван поднимается выше 200 тысяч евро.
– Вот так и Marble Wing через какое-то время будет стоить много дороже своей изначальной цены, – предположил Патрик Дрэнерт на презентации нового объекта коллекции.
– Особенно, если объект будет продаваться на вес, – отшутился автор шезлонга Тегерани.
Каррарский мрамор – новый для архитектора Хади Тегерани материал. Его объекты обычно из бетона, стекла и стали – Кельнские дома-краны, Dockland в Гамбурге, здание университета в Абу-Даби. Но это не значит, что он внезапно стал каменотесом. Marble Wing – дитя высоких технологий и высокого же ремесла. Задача, поставленная Тегерани, была настолько сложной, что выполнить ее за один ход из одного куска мрамора оказалось невозможно. Да и мрамор не каждый бы подошел. Поэтому сначала определились с материалом. Были найдены мраморные блоки в Карраре, объемом 2,5 на 1,5 метра. Затем эти блоки распиливались на две части. Нижняя и верхняя высекались на станке из цельного куска, затем вручную доводились различными способами и только потом соединялись в единое целое: гладкое органическое крыло «ложилось» на грубо вытесанный постамент. Сейчас (или пока, как на это надеются автор и производитель) цена шезлонга не достигает 6 тысяч евро. Первый экземпляр уже продан, второй принадлежит автору-архитектору, третий – производителю. Стало быть, осталось только 12 штук (они еще в производстве).
Несколько известных имен, коллекция из прекрасных предметов – и вот уже интерес пробудился и даже простой прямоугольный мраморный стол для конференций «заиграл какими-то гранями», показал нам другое лицо. Но это еще не вся история.
Настоящая история началась в 1968 году, в ту эпоху, когда (нельзя сказать, что у каждого, но у многих) была энергия и желание придумать, создать, воплотить. Вот и некий филолог-германист, доктор искусствоведения Петер Дрэнерт был готов тратить силы и время, чтобы творчески обставить свой собственный дом. В поисках достойного материала он наткнулся на природный камень в горах Швабский Альб, сам придумал способ крепления каменной столешницы на двух стальных полозьях. Результат показался убедительным и друзьям и знакомым Дрэнерта. Так из дилетантского опуса (объект носит имя «Primus» и до сих пор есть в ассортименте в различных вариантах) родилось новое предприятие. Благодаря серии лимитированных объектов компания Draenert получила международную известность, причем «манком» служил не только дизайн, но и технология: в 1972 году впервые был серийно произведен журнальный стол из цельного стекла (аналогично, как это делают из пластмассы, оргстекла), в 1982 году Петером Дрэнертом был спроектирован первый раздвижной стеклянный стол, в 2005-ом в коллекцию добавился вручную выдутый (как вазы или бокалы) трехногий столик «Twist» (дизайнер «Шнайдер и партнеры»), уместный в интерьере рядом с таким объектом, как «Locked Lounge» Марка Ньюсона.
После такого близкого знакомства с фирмой не заметить и пройти мимо – не получится, background оживляет вещи, даже если они каменные. Так что – будем внимательнее к Draenert, тем более, что мрамор опять в тренде.
На обложке: архитектор Хади Тегерани на мраморном шезлонге Marble Wing