Возвращение к истокам: как дизайнеры возрождают русские ремесла
Техно-будущее уже наступило: пока архитекторы бюро Захи Хадид показывают свою экспериментальную 3D-скульптуру на Миланской неделе дизайна, Adidas запускает серийное производство кроссовок Futurecraft 4D — их делают с применением 4D-печати, и это, фактически, революция в отрасли. Вместе с тем, есть и другая тенденция. Словно противопоставляя свое творчество инновациям, дизайнеры всего мира, напротив, обращаются в своей работе к традиционным ремеслам — чего стоят только недавние лампы, выпущенные исландцами Dögg Design, или градиентная мебель ливанского дизайнера, выполненная с использованием старинной технологии плетения соломы. По рекомендации нашего приглашенного редактора Ольги Косыревой рассказываем о русских дизайнерах, которые отказались от инноваций в пользу собственной интерпретации традиционных ремесел.
Денис Милованов и SOHA Concept
Бренд SOHA Concept был основан в 2015 году краснодеревщиком Денисом Миловановым и продюсером Алисой Бурмистровой. Главная вдохновляющая сила для создания объектов SOHA Concept — эстетика Русского Севера с его суровой природой, черными от времени и климата избами и скупыми узорами. Вместе с тем, Милованов отмечает: «Нам не хочется трактовать русскую тематику «в лоб», бездумно воспроизводя народные хохлому, гжель или палех. Мы переосмысливаем исконно русские мотивы и надеемся, что авторское видение даст шанс русской культуре стать международной». Надо сказать, что пока именно так все и складывается: дебютировав в 2015 на ярмарке Maison&Objet, деревянная кухонная утварь и грубоватые на вид предметы декора марки буквально покорили Париж.
В этом году в Милане бренд SOHA Concept представил новый продукт — ширму. Как и остальные предметы марки, она сделана вручную с помощью бензопилы и стамески. Есть и еще одна особенность: дерево Милованов вываривает в льняном масле — эта процедура делает его долговечнее и придает древесине глубокие оттенки от светло-коричневого до угольно-черного. Резные узоры на мебели и аксессуарах SOHA Concept навеяны прикладным искусством наших предков, но создаются с помощью бензопилы — будучи левшой, Милованов делает такие паттерны, которые ни один из его подмастерьев-правшей повторить не в силах.
Фото: facebook.com/SohaConcept/
«Дымов Керамика»
Суздальцы «Дымов Керамика» с 2003 года занимаются традиционной русской керамикой и восстановлением старинных технологий. Любовь к дизайну и ремеслу исходит от основателей мастерской: Вадима Дымова и его жены Евгении Зеленской. Свое производство они начали с разработки коллекции классической русской керамики по образцам XV века — древние технологии изучали по музейным архивам. Так, современный способ производства чернолощеной керамики в точности повторяет простые и лаконичные приемы старинных мастеров, которые сначала руками на гончарном кругу формировали посуду, затем ее сушили и, чтобы закрыть поры и придать изделию блеск, полировали глиняную поверхность гладким камнем. Но прежде, чем найти точные пропорции материалов, были многочисленные эксперименты.
Именно экспериментальным путем мастерам «Дымов Керамики» удалось разработать такие технологии, которые позволили адаптировать традиционный ручной труд в условиях современного производства. Сегодня мастерская выпускает коллекции декоративной керамики, плитку, изразцы, фаянсовую посуду и предметы декора и активно сотрудничает с современными художниками, дизайнерами и архитекторами.
Фото: facebook.com/dymovceramic/
Лера Моисеева и Лука Никетто
В 2014 году «Дымов Керамика» помогли воплотить совместный проект дизайнеров Леры Моисеевой и Луки Никетто. Вместе они выпустили набор столовой посуды Cheburashka. Выполненный в старинной технике чернополощения, он из нескольких предметов собирается в своего рода «тотем», который символизирует единение людей за общей трапезой. Центральный предмет набора – глубокая миска с большими круглыми ручками, крышка, которая также выступает в качестве тарелки, две одинаковые миски поменьше и короткая ложка. На внешней поверхности мисок выведены линии, повторяющие переплетение рыболовных сетей. Секрет названия набора нужно искать как раз в них: «чебурашкой» на Руси называли рыболовный поплавок. Черной посуда становится благодаря двухступенчатому обжигу в печи, во время которого посуда в течение 6–8 часов коптится в древесных опилках без доступа кислорода – такая керамика хорошо пропускает воздух и дольше сохраняет продукты свежими.
Следом за «Чебурашкой» русский и итальянский дизайнеры выпустили и еще один предмет – воплощение ремесленных традиций и искренней любви к керамике как таковой. Фарфоровый кофейный сервиз Sucabaruca был придуман для канадской галереи Mjölk. Он также собирается из нескольких частей и выступает символом единства.
Фото: facebook.com/dymovceramic/
Алена Мухина
Алена Мухина – еще один мастер керамики, которая работает с использование древней технологии обработки изделий. Свои тарелки и миски она закаливает с помощью молочения. Для молочного обжига берется изделие, уже прошедшее первоначальный обжиг, пропитывается натуральным молоком или купается в молоке, а затем обжигается еще раз — до полного выгорания молока. Цвет изделия после такого обжига становится насыщенным, с переходами, причем оттенок меняется в зависимости от температуры и времени выдержки, концентрации и жирности молока. Поры изделия, выполненного с применением такой технологии, впитывают в себя молоко, и глина меньше впитывает воду — в такой посуде можно долго хранить продукты без порчи и прокисания.
Заниматься керамикой архитектор Мухина (девушка окончила МАРХИ) начала в качестве хобби, но после первого столового сервиза, сделанного на заказ, решила отдаться этому делу со всей серьезностью. В конце прошлого года она сделала коллекцию черной керамики для Archpole — этот цвет стал своего рода визитной карточкой дизайнера. Мухина намеренно отказалась от традиционных русских орнаментов в пользу современных лаконичности, а старинные технологии она совмещает с постоянными экспериментами с материалами и формами.
Фото: facebook.com/masterskayafartuk/
Анастасия Кощеева
Анастасия Кощеева родилась и выросла в Красноярске и не понаслышке знакома с берестой, материалом с огромным потенциалом, гибким, мягким и прочным, но современными дизайнерами недооцененным. Переехав в Германию, во время учебы в Потсдаме, она начала исследовать развитие и упадок берестяного промысла, разбираться, почему изделия из бересты утратили свой утилитарный характер и остались только на прилавках сувенирных лавок. Результатом этих исследований стала коллекция берестяных туесов, а затем и берестяных светильников, собранных в серию «Светоч» и представленных в двух видах: в качестве торшера и в качестве подвесной люстры. На каждом светильнике вырезаны полукруглые узоры – они дают мягкий и одновременно яркий свет. Целью проекта является возрождение одного из самых древних промыслов, постепенно утратившего свой утилитарный характер. Обращение к традициям Кощеева считает одним из главных секретов успеха российского дизайна за рубежом.
«Немцы, как правило, не знакомы с этим материалом и обычно сначала принимают бересту за кожу, на которой я просто напечатала узор. Но когда я начинаю рассказывать про берестяной промысел в России, его историю, удивление сменяется интересом и участием», – рассказывает девушка.
Фото: www.anastasiyakoshcheeva.com
Николай Табачков
Мастер по металлу Николай Табачков окончил Строгановку и преподавал там 12 лет. Сегодня он руководит лабораторией художественного металла Artmetallab. Мастерская называется «лабораторией» не случайно: эксперименты с технологиями и декоративными поверхностями здесь ведутся постоянно: ковка, сварка, литье, травление – лишь некоторый перечень способов подчинить себе металл. Большинство предметов, которые получаются в ходе работы мастерской, выполнены на заказ в единственном экземпляре. Одна из последних – декоративное настенное панно из полированной латуни, созданное в модных тенденциях 70-х годов.
Фото: instagram.com/artmetallab/