![От вязания до макраме: 8 современных художников по текстилю От вязания до макраме: 8 современных художников по текстилю](/upload/images/post/post_7832.jpg?1650352041)
От вязания до макраме: 8 современных художников по текстилю
Тренд на возрождение текстильного ремесла – традиционных техник плетения и ткачества – наметился еще несколько лет назад. Сегодня это искусство приобретает новые формы, воплощаясь в ярких дизайн-объектах, предметах интерьера и даже мебели. Рассказываем о восьми российских и зарубежных художниках, которые представляют индивидуальный взгляд на текстиль в разных его проявлениях.
Александра Островская
![Александра Островская. Вязаная стена](/upload/images/post/post_7832_p1.jpg)
![Александра Островская. Вязаная стена](/upload/images/post/post_7832_p2.jpg)
Вязаная стена
В творческой практике Александры Островской можно заметить сразу несколько направлений. Будучи графическим дизайнером и педагогом, она работает с текстилем и состоит в арт-группе «Текстильная лаборатория». Онлайн-проект появился во время пандемии, а его авторов – художников и дизайнеров из разных стран – объединяет любовь к экспериментам с техниками и материалами. Для Александры ее спонтанное ткачество и ручное вязание — это «динамическая медитация», которая помогает сохранить себя и, возможно, повлиять на мир вокруг. Художница не только ищет новый язык современного текстиля, но также экспериментирует со строительными материалами — например, с металлом, сварной сеткой или вспененным полиэтиленом, создавая из них интерьерные и сайт-специфик объекты.
Таня Агиньига
![Таня Агиньига. Extraño 8. Фото: Volume Gallery](/upload/images/post/post_7832_p3.jpg)
Extraño 8. Фото: Volume Gallery
Дизайнер и художница Таня Агиньига выросла в Мексике, но живет и работает в Лос-Анджелесе. В своих работах она с помощью ремесла рассуждает об идентичности, культуре и сообществах. Таня сотрудничала с арт-группой Border Arts Workshop, создавая инсталляции на стыке активизма и общественного искусства. В портфолио художницы — текстиль, одежда, скульптура и предметы мебели, выполненные из натуральных материалов и объединяющие сложные идеи.
Ирен Мусина
![Ирен Мусина. Панно из серии Irregular Moss](/upload/images/post/post_7832_p4.jpg)
Панно из серии Irregular Moss
Художница Ирен Мусина окончила Уральскую государственную архитектурно-художественную академию в Екатеринбурге, а затем переехала в Санкт-Петербург. Основное направление творческой практики Ирен — ткачество гобеленов. Художница создает авторские панно в этой технике на заказ, а ее работы, кроме России, украшают пространства в США, Дании, Израиле, Японии и Катаре. Помимо традиционных материалов и приемов, Ирен экспериментирует с волокнами различной толщины и состава — это помогает добиться сложной фактурной поверхности в абстрактных работах.
Ричард Макветис
![Ричард Макветис. Grid X III, 2020](/upload/images/post/post_7832_p5.jpg)
Grid X III, 2020
Текстильные кубы стали визитной карточкой британского художника Ричарда Макветиса. Финалист Loewe Craft Prize 2018, Макветис создает проекты, в которых переосмысляет идеи ритуала, повторяющегося ритма и одержимости. Над своими проектами, выполненными в технике ручной вышивки, художник работает в течение заранее определенного периода времени, фиксируя пространство с помощью точек, линий и других фигур. Каждый стежок служит воплощением пережитого опыта, человеческого присутствия, мысли и терпения.
Катя Абламская
![Катя Абламская. Фото: @thepalagand; @kate_ablamskaya](/upload/images/post/post_7832_p6.jpg)
![Катя Абламская. Фото: @thepalagand; @kate_ablamskaya](/upload/images/post/post_7832_p7.jpg)
Фото: @thepalagand; @kate_ablamskaya
Для создания своих панно художница по текстилю Катя Абламская использует неожиданные материалы — например, рыболовные сети, натянутые на обручи. Такие морские элементы со сложными фактурами и необычными оттенками стали одним из источников вдохновения для ее работ. Катя стремится к сложным текстильным поверхностям — помимо рыбацких сетей, в своем творчестве она использует металлические губки, веревки, льняные канаты и шнуры. Еще одна тема, которая встречается в работах художницы, — это взаимосвязь людей и технологий, которую она выражает на панно с помощью зарядных шнуров от гаджетов.
Лиза Ольшанская
![Лиза Ольшанская. Фото: @pouletcurry](/upload/images/post/post_7832_p8.jpg)
![Лиза Ольшанская. Фото: @pouletcurry](/upload/images/post/post_7832_p9.jpg)
Фото: @pouletcurry
Окончив отделение художественной обработки металла в Строгановском училище, Лиза Ольшанская занималась живописью, графикой и иллюстрацией. Сейчас в своем творчестве художница сфокусировалась на смешанных техниках — от вышивки и бумажных коллажей до ткачества. Недавно работы Лизы, в том числе миниатюрные вышитые рисунки на пяльцах и более масштабные текстильные инсталляции, можно было увидеть на выставке «Швами нарушу», которая проходила в Москве с января по март 2022 года.
Фаиг Ахмед
![Ковры Seyid Yahya Bakuvi (Shirvani) и Nizami Ganjavi. Фото: Faig Ahmed Studio](/upload/images/post/post_7832_p10.jpg)
![Ковры Seyid Yahya Bakuvi (Shirvani) и Nizami Ganjavi. Фото: Faig Ahmed Studio](/upload/images/post/post_7832_p11.jpg)
Ковры Seyid Yahya Bakuvi (Shirvani) и Nizami Ganjavi. Фото: Faig Ahmed Studio
В творчестве азербайджанского художника Фаига Ахмеда переплетены сложные слои исторического, литературного, мистического и ремесленного контекста. Взяв за основу традиционные исламские ковры и азербайджанские техники ткачества, художник добавил к ним современное вмешательство в виде технологических мотивов и замысловатых форм. Для своего недавнего проекта – выставки в нью-йоркской галерее Sapar Contemporary – художник создал три ковра, названные в честь поэтов и духовных учителей его родной страны.
Кристина Пашкова
![Кристина Пашкова. Фото: @kristina_pashk0va](/upload/images/post/post_7832_p12.jpg)
![Кристина Пашкова. Фото: @kristina_pashk0va](/upload/images/post/post_7832_p13.jpg)
Фото: @kristina_pashk0va
Еще одна участница арт-группы «Текстильная лаборатория», Кристина Пашкова, живет и работает в Москве. Выбрав технику ручного ткачества, художница создает яркие фактурные гобелены, в которых размышляет о непредсказуемости будущего, объединении людей, романтизме и моментах из собственной биографии. Так, для создания работ из серии Labyrinths в технике шитья и аппликации Кристина использовала ткани, принадлежавшие ее покойной бабушке.
На обложке: проект Кристины Пашковой Impossible feast (скатерти, коллаж, шитьё), 2020-2021.