В военное время: дизайнеры, которые работали в период Второй мировой
Умение быстро подстроиться под любые условия и мгновенно сообразить, каким образом могут быть полезны личные профессиональные качества в сложившейся ситуации – отличие передовых людей. Дизайнеры умеют хорошо моделировать и предлагать новые решения – Вторая мировая война дала им возможность показать себя. Кто-то из них уходил воевать на фронт, кто-то видел в этих социо-культурных событиях возможность реализовать отложенные радикальные проекты, а некоторые находили в себе силы делать и то, и другое. Design Mate рассказывает истории о том, как активную дизайнерскую деятельность нескольких талантливых людей не смогла остановить даже такая историческая данность как война.
Уилтон Карлайл Динжес, 1916-1974
Американец Уилтон Карлайл Динжес, имея опыт инженерного дела, не только производил качественные инструменты, но и с интересом изучал скульптурный дизайн. В период Второй мировой войны сумма этих навыков ему пригодилась: в 1944 году Дингес основал компанию Emeco (Electrical Machine and Equipment Company), где по особому заказу американского правительства создал знаменитый стул Navy 1006, пригодный для использования на подводных лодках и военных кораблях. Необходима была мебель, способная выдержать воду, соленый воздух и самих матросов. Кроме того, нужно было создать легкие, но прочные стулья, которые прослужили бы несколько десятилетий. При обсуждении идеального для таких условий материала выбор пал на алюминий. Производство простого на вид стула состоит из семидесяти семи шагов, вот только некоторые из них: формирование, сварка, шлифование, термообработка и анодирование. Эта модель, пережившая некоторые фактурные и колористические изменения, и в наше время пользуется большой популярностью именно по причине прочности и долговечности.
Исаму Ногучи, 1904-1988
Скульптор и дизайнер Исаму Ногучи родился в семье американки, преподававшей английский язык в качестве частного репетитора, и японца, являющегося поэтом-имажинистом. Поэтому вполне легко объяснима мечтательная стилистика формы в его скульптурных работах. Начиная с 1942 года, Ногучи пробует себя в качестве дизайнера интерьеров, создает эскизы мебели и ламп. В 1943 году он разрабатывает необычный светильник Cylinder Lamp для фирмы Knoll. Трехногая лампа, изначально сделанная в качестве подарка своей сестре, стала одним из его самых популярных и часто имитируемых проектов. Сочетание простоты американского модернизма и классической японской лаконичности отобразили не только его принадлежность к двум культурам, но и талант.
Лео Йиранек, 1900-1990
Продолжая заниматься производством дизайнерской мебели, как и отец, американский индустриальный дизайнер чешского происхождения Лео Йиранек успел посотрудничать с такими компаниями как Thomasville, Ethan Allen и Kroehler. В 1931 году Хейвуд-Уэйкфилд разработал корпоративную стратегию найма лучших дизайнеров того времени для создания мебельных линий. Это позволило Йиранеку показать свои силы в полной мере: сначала он разработал мебельную серию Airflow, которая дебютировала в 1937 году и выпускалась до 1939 года. Уже в 1944 году дизайнер выпустил монолитную серию Rio – она до сих пор она считается наиболее ценной среди коллекционеров мебели-почитателей его творчества. Эта мебельная линейка узнаваема по характерным ручкам на ящиках в виде буквы «Х».
Йенс Рисом, 1916-2016
Йенс Рисом – человек, представлявший скандинавский дизайн в Америке и общемировую смекалку поколения военных лет. Он эмигрировал из Дании в США в 1939 году, где познакомился с Гансом Кноллем, семья которого занималась мебельной торговлей на его родине, в Германии. Два молодых человека стали отличной командой – один знал все о рынке продаж, а второй о дизайне. Вместе они путешествовали по стране, знакомились с ландшафтами, общались с архитекторами и оценивали возможности для запуска линии современной мебели. Результатом стал первый каталог Knoll, в котором большинство предметов мебели были спроектированы дизайнером. Так, в 1943 году появилось кресло Lounge Chair, созданное из излишков ремешков, крепящихся на парашютный рюкзак. Это был один из немногих материалов, доступных в дефицитные времена Второй мировой войны.
Харви Проббер, 1922-2003
Художник-самоучка Харви Проббер стал известен как дизайнер элегантной жилой мебели. Хотя он считал себя современным дизайнером, в работах ему нравилось использовать экзотическое дерево, полировочный лак и роскошные обивочные материалы – все это было оставлено более радикальными дизайнерами под влиянием Баухауза. Но самым значительным и прочным вкладом Проббера в дизайн была его модульная мебель: он использовал унифицированные модули для создания бесконечно разнообразных схем расположения пуфов. В 1944 году он впервые применил концепцию «корпусной мебели» для обивных сидений. Концепция модульности, применявшаяся сначала к креслам, а в наши дни и к офисной мебели, изменила взгляд на использования пространства в современных домах.
Джино Сарфатти, 1912-1985
Первая лампа, разработанная дизайнером Джино Сарфатти, состояла из найденных предметов, в том числе вазы из дутого муранского стекла и деталей кофемашины. Светильники были его главной страстью в жизни, и в 1939 году он основал собственную компанию Arteluce. Изучение авиационной инженерии в предыдущие годы привнесло в его творчество практическую изобретательскую нотку – дизайн освещения вышел на новый уровень. Одна из самых редких моделей ламп Сарфатти, «1030», была спроектирована в 1940 году для Arteluce. Выдержанный и строгий напольный светильник имеет частично гибкий трубчатый латунный шток и ручку для установки белого лакированного алюминиевого колпака. Установлена лампа на круглой мраморной платформе.