Хельмут Ян: «Я очень счастлив быть архитектором»
Американский архитектор немецкого происхождения Хельмут Ян, известный своими постмодернистскими постройками из стали и стекла, погиб 8 мая. Вспоминаем выдающегося архитектора и его самые яркие проекты.
Хельмут Ян родился 4 января 1940 года в Нюрнберге, Германия. После окончания Высшей технической школы в Мюнхене он год проработал у ведущего архитектора Мюнхена Петера фон Зейдляйна. А в 1965 году, получив стипендию Ротари, переехал в Чикаго, где учился в Технологическом институте Иллинойса у легендарного Миса Ван дер Роэ. С 1968 по 1971 гг. работал в чикагской архитектурной компании C.F. Murphy Associates по приглашению одного из профессоров IIT Джина Саммерса. Позднее фирма была переименована в Murphy/Jahn, а Ян в 1983 году стал ее президентом и исполнительным директором. С 2012 года компания стала называться просто JAHN. Ян Хельмут преподавал в Чикагском университете Иллинойса, был профессором архитектурного дизайна в Гарвардском университете, приглашенным профессором в Давенпорт-колледже Йельского университета и профессором в IIT.
Я очень счастлив быть архитектором и не думаю о том, кем бы еще я мог быть.
Метод
Хельмут Ян всегда стремился к совершенству дизайна и улучшению городской среды, поэтому постоянные инновации были для него закономерным шагом развития архитектуры и ее адаптации к текущему моменту. «В основу архитектуры заложены сложные и содержательные принципы: как решать проблемы, как взаимодействовать с обществом, как регулировать эти взаимоотношения. И одновременно сам процесс решения всех этих проблем – твое собственное видение того, что ты делаешь… За последние двадцать лет основной ориентир сместился, и архитектура больше не может рассматриваться только как эстетика», – Хельмут Ян.
Xerox Center, 1980
Условно свой творческий путь Хельмут Ян разделял на два этапа – ранний и после 1994 года. Первые здания, построенные архитектором в 1970-х-1980-х гг. во время работы в С.F.Murphy Associates, уже тогда имели четкую структуру. По признанию супруги Хельмута Деборы, «он всегда интересовался структурой и тем, как облицовка здания сочетается с внутренней структурой». К самым ярким проектам того периода можно отнести Xerox Center, Центр Джеймса Томпсона и терминал United Airlines в аэропорту О’Хара.
Терминал United Airlines в аэропорту О’Хара, 1986
В 1994 году начался второй этап, когда Ян познакомился с немецким архитектором и инженером Вернером Зобеком. Результаты их творческого тандема получили название archiengineering. Их работы были не столько об эстетике, сколько о производительности и о грамотном использовании материалов. В числе совместных проектов – дизайн крыши аэропорта Бангкока, Sony Center в Берлине, почтовая башня, построенная в Бонне в 2003 году и др.
Вернер Зобек и Хельмут Ян
«Что верно в отношении Миса, так это то, что вы можете достичь совершенства с меньшими затратами. Я понял это гораздо больше, когда встретил Зобека. С тех пор, как мы познакомились, я почувствовал, что вернулся в школу. Раньше я разбирался во всем самостоятельно или полагался на то, что мне говорили инженеры, но с ним все было иначе. От него я не просто узнаю решение, но и причину этого решения. Он сидит рядом со мной, когда мы проектируем, и когда я рисую ферму, он говорит: «Эта деталь не может здесь быть». Таким образом, моя работа стала более зависимой от структуры. Взгляните на первый терминал United Airlines в аэропорту О’Хара, который я делал еще в 1986 году. Зобек никогда бы мне этого не позволил. Теперь я думаю, что эта крыша с аркой и прямым изгибом – что-то вроде барокко в стиле хай-тек», – Хельмут Ян в интервью Владимиру Белоголовскому (2018).
Post Tower, Бонн, 2003
Проекты
Центр Джеймса Р.Томпсона, Чикаго, США, 1985
Одним из самых ярких и спорных проектов Хельмута Яна стал Центр штата Иллинойс (1979-1985) в Чикаго, в 1993 году переименованный в честь бывшего губернатора Иллинойса Джеймса Р.Томпсона. По заказу штата Иллинойс и губернатора Томпсона открытая планировка этажа и массивный открытый атриум были призваны стать архитектурными метафорами прозрачности и гласного правления в действии. В здании планировалось объединить 50 офисов различных агентств, а также магазины и рестораны.
Юго-восточный профиль Центра Томпсона представляет собой срез полой сферы, покрытой синим стеклом и сталью лососевого цвета. Внутри – огромная ротонда, обрамленная балконами открытых офисных помещений. Постоянный поток людей перемещается по эскалаторам и открытым полностью стеклянным лифтам – ноу-хау проекта. В числе технологических новшеств – массивная поворотная платформа в подвальном помещении для размещения грузов и грузовиков для обслуживания объекта и инновационная система сохранения тепла. «Центр Томпсона был правительственным зданием, превращенным в общественное место. Когда он открылся в 1985 году, он вошел в историю, потому что стал новым общественным местом города. Это был новый способ интеграции частного и общественного пространства…. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы открыть здание со всех сторон. Однако я чувствовал, что в здании должна быть общая площадь, поэтому срезал угол и изогнул его, чтобы представить традиционный купол правительственных зданий (капитолия)», – Хельмут Ян.
Буквально неделю назад губернатор Иллинойса Дж. Б Прицкер заявил, что здание истощает государственные финансы и выставил его на продажу. Появились слухи о том, что его и вовсе снесут, чтобы освободить место для высотного здания. Супруга Хельмута Яна сказала, что супруг был очень расстроен этой новостью, «он сделал много рисунков, показывающих, как спасти само здание».
Sony Center, Берлин, Германия, 2000
Центр Томпсона подтолкнул следующий проект – Sony Center – городское пространство нового типа для современного общества с его меняющимися предпочтениями. Это здание воссоздает множество функций города: место встреч, общественная площадь, рынок. Ключевые особенности Sony Center – залитый светом центральный Форум – общественное пространство, впечатляющая конструкция крыши. Строительство кровли началось осенью 1998 года и длилось более двух лет. Высота крыши в самой высокой точке над Форумом составляет 67 метров, а свободный пролет – 102 метра по главной оси и 77 метров по вспомогательной оси. Средняя прозрачность – 50 %. Текстильные паруса состоят из самоочищающейся ткани с тефлоновым покрытием. Около 520 тонн стали было использовано для кольцевой балки и 100 тонн для «стойки». Впечатляющая крыша состоит из 105 тонн безопасного стекла толщиной 16 мм.
Свет – суть дизайна. Фасады Sony Center, как ткань, смягчают естественный и искусственный свет. Благодаря своим характеристикам прозрачности, светопроницаемости, отражения и преломления, здание не только визуально меняется в течение суток, но и обеспечивает максимальный комфорт пользователям и минимизирует использование ресурсов.
Библиотека Джо и Рика Мансюто, Чикаго, США, 2011
В 2011 году в кампусе Чикагского университета была завершена библиотека Джо и Рика Мансюто. Сложность проекта заключалась в том, чтобы хранить 3,5 миллиона книг с помощью автоматизированной системы хранения и поиска (ASRS). Хельмут Ян со своей командой спроектировал здание так, чтобы как можно меньше нарушать открытое пространство и сделать читальный зал и отдел хранения самыми приятными местами для пребывания. Библиотека находится ниже уровня земли, что позволяет лучше контролировать необходимые температуру и влажность с меньшими затратами. Общественные пространства расположены под эллиптическим стеклянным куполом, который вписывается в контекст, но одновременно «бросает вызов традиционным отношениям». Структурная сетка-оболочка 36,5 х 73,1 см и изолированное остекление представляет собой минималистичную и интеллектуальную систему, легко взаимодействующую с меняющимися внешними условиями и адаптирующуюся к требованиям комфорта. В интерьере – мягкое освещение, мебель, изготовленная из массива европейского белого дуба, и комфортный микроклимат.
Хельмут Ян до самой смерти работал над проектами, в том числе в Москве. Его последние работы – Центр военных архивов Притцкера недалеко от Кеноши, штат Висконсин, и небоскреб в квартале 1000 на South Michigan Avenue в Чикаго. Когда архитектора однажды спросили, какой из его проектов самый любимый, он ответил: «Ни один. Наибольшее удовольствие приносят надежда и ожидание следующего».
Фото на обложке: Frank Rumpenhorst/dpa/picture alliance