Recycling jewelry: как появился тренд на экологичные украшения
Автор канала о современном ювелирном искусстве “Read my jewels” Евгения Тышкевич проследила историю возникновения и развития украшений — оказывается, многим «свежим» трендам в этой области мы обязаны нашим талантливым предкам.
Тренд на осознанность, recycling, upcycling, zero waste набирает обороты. Он связан с постепенным пониманием людей того, что мы живем в замкнутом пространстве планеты, — здесь не может существовать изолированной свалки, которая никак бы не влияла на окружающую среду, эко-систему и, в конечном счете, на нас самих. Все больше людей осознают, что если они не сократят темпы потребления, то все мы скоро будем жить среди гор мусора, которые сами же и породили.
Ресайклинг украшений появился достаточно давно. Именно поэтому ранние произведения ювелирного искусства так редко доходят до нас в своем первоначальном виде. Раньше считалось нормальным явлением переплавить металл из вышедших из моды украшений, достать драгоценные камни и использовать их для других произведений. Фокус в этих случаях был не на этичности, а на редкости и ценности. По этой причине многие средневековые произведения ювелирного искусства украшены греческими и римскими геммами. Например, лицевая часть креста Лотаря украшена камеей с изображением императора Августа.
Фокус на доминировании идеи над смыслом появился в эпоху ювелирного авангарда. Еще в конце пятидесятых ювелиры этого направления начали отказываться от работы с драгоценными металлами в пользу различных материалов, которые позволяли изменить масштаб украшений и их соотношение с человеческим телом. Чехословацкий ювелир Антон Цепка использовал найденные объекты в своих работах, больше похожих на вдохновленные машинерией конструкции. Отто Кюнцли в 1987 году сделал серию брошек из деревянных брусков и фрагментов досок. До апогея эту идею довел Пьер Деген: он делал украшения из найденных объектов и подручных средств, таких как изолента, гвозди и палки.
Pierre Degen, Glove, 1993. Фото: ganoksin.com
Сегодня ресайклинг в украшениях активно развивается сразу в нескольких направлениях.
Использование материалов с «дурной репутацией». В авторском ювелирном искусстве уже был период активного использования пластика: семидесятые — время смелых экспериментов. Из-за свойств материала менялся размер украшений и его соотношение с человеческим телом: например, David Watkins делал настолько массивные колье из плексигласа, что их просто невозможно было бы носить, будь они представлены в металле. Ювелиры Клаус Бюри и Фриц Майерхофер сочетали в своих работах золото с нарочито ярким пластиком. Сегодня в авторских украшениях фокус сместился: в мире стало слишком много пластика — чем засорять планету, лучше его превратить в украшение, которое останется с тобой.
Так, например, Ana Nadjar делает кольца из пластиковых пакетов, которые выглядят как расплывающиеся в воде капли краски.
Кольцо из пластикового пакета. Ana Nadjar
Lital Goldenberg использует физическое свойство материала — легкость — чтобы создавать гигантские украшения.
Lital Goldenberg jewelry
Российский дизайнер Анжела Гришина сделала колье “Second life of condom”. Своей работой она предлагает нам задуматься над тем, сколько вещей в повседневной жизни мы используем однократно; от чего нам отказаться легко, а отказ от каких одноразовых вещей может стать сложным или необдуманным решением.
колье “Second life of condom”
Другое интересное направление в ресайклинге украшений — создание «франкенштейнов» из (на первый взгляд) несочетаемых элементов. Авторы, работающие в этом направлении, обожают «охотиться» на блошиных рынках и в антикварных магазинах. Кто-то ищет редкие материалы, такие как средиземноморские кораллы, черепахи или речной жемчуг. Кого-то интересуют странные диковинки, которые перерождаются в не менее странные арт-украшения, словно из сюрреалистических кинокартин Яна Шванкмайера. Некоторые авторы занимаются поисками просто красивых вещей, которым дают вторую жизнь в своих работах.
Татьяна Скляр с помощью украшений создает своих гламурно-макабрических существ, как будто сошедших с картин Босха. Автор считает, что делает не просто украшения, а маленькие индикаторы по поиску единомышленников.
«Существа» Татьяна Скляр
Питерский дизайнер украшений Мария Мамкаева в своих работах сочетает несочетаемое: на одном украшении Марии могут уживаться найденные объекты, лоскуты ткани, старые цепи, бусины.
Украшения Марии Мамкаевой
Елена Есаулова известна как создательница ювелирных украшений под маркой E2j. Также у нее есть менее известный проект Lenaginarium, в котором она занимается реставрацией и переосмыслением функций вещей. Она искренне считает, что добротные, но потерявшие актуальность предметы можно превратить во что-то другое — так вещи не будут пылиться на дне шкатулки.
Lenaginarium
Марка FEEAS исследует возможности самых диких сочетаний, действуя в рамках лозунга: “Made to dislike”. В их украшениях могут спокойно соседствовать чьи-то зубы, стеклянные глаза, измерительные приборы и части детских игрушек.
Украшения FEEAS
Третье направление связано с этичным производством. В последние годы растет интерес к искусственным бриллиантам. Они ничем не отличаются от натуральных — ни по химическим свойствам, ни по строению химической решетки. Просто в них нет магии, происходившей в недрах земли на протяжении миллиардов лет. Производители синтетических бриллиантов позиционируют свой продукт как более экологичный и этичный, в то время как добыча натуральных алмазов приводит к вырубке лесов, созданию глубоких карьеров, ведущих к эрозии почвы, и разрушению экосистемы. К тому же, лабораторные бриллианты дешевле, в среднем, на 40%. Развитие технологии в дальнейшем лишь усилит разрыв в цене между натуральными и искусственными бриллиантами. Экологичность, «прозрачность» происхождения и финансовая привлекательность — хороший старт для этичных ювелирных марок, таких как Diamond Foundry, Kimai, Innocent Stone и других.
Украшения Kimai
Похожая история происходит с добычей драгоценных металлов: в местах, где велась золотодобыча, почва сильно загрязнена тяжелыми металлами, такими как мышьяк, свинец, ртуть. Земля там настолько токсична и обеднена, что участки не могут восстановиться и стать пригодными для жизни диких животных. Поэтому многие зарубежные марки переплавляют драгоценные металлы и изготавливают из них украшения. Смысл в том, чтобы взять то, что уже произведено и не нужно, и создать из этого нечто новое и актуальное. За этичность выступают такие марки, как Anueva Jewelry, Odette NY, Melissa Joy Manning и многие другие. В нашей стране подобный тип украшений пока что не получил распространения из-за законодательства.
Anueva Jewelry