Vitra x Жан Пруве: новые дополнения к коллекции культовых дизайн-объектов
Команда Vitra вновь обратилась к наследию Жана Пруве и представила целую линейку предметов по эскизам знаменитого француза. Кресло Fauteuil Kangourou в обивке фирменного светлого оттенка, табуреты Métallique и N° 307, стеллаж Rayonnage Mura, абажур конической формы Abat-Jour Conique и расширенная цветовая палитра Ateliers Jean Prouvé: каждый из релизов демонстрирует вневременность архивов дизайнера.
Начало сотрудничеству французского архитектора и дизайнера с Vitra было положено в 1980-х годах, когда швейцарский производитель приобрел в свою коллекцию стул Antony Chair. Спустя 20 лет долгих переговоров с семьей Пруве бренд все-таки получил право выпускать мебель по эскизам мастера. Сегодня, по прошествии еще двух десятилетий, имя дизайнера стало синонимом непревзойденной и неизменно актуальной эстетики — во многом именно благодаря вкладу Vitra.
Жан Пруве
Компания посвятила 2022 год Жану Пруве и за последние несколько месяцев показала масштабное переиздание культовых объектов архитектора. Предметы дополнили и без того обширную коллекцию его творений, которая находится в Музее дизайна Vitra, а главное, в очередной раз продемонстрировали революционность проектов одной из ведущих фигур французского дизайна XX века.
Бесконечные интерпретации классики дизайна
Недавнее обновление не обошло стороной один из самых узнаваемых предметов Пруве — кресло Fauteuil Kangourou, созданное в 1948 году. Изначально задуманная дизайнером для общественных пространств, позже модель стала активно использоваться в частных интерьерах, но при этом никогда не производилась серийно. Команда бренда разработала обновленный дизайн в тесном сотрудничестве с дочерью архитектора, Катрин Пруве: дня нее было особенно важно сохранить формальный, но в то же время поэтичный визуальный язык. Лимитированный тираж кресла в оттенке Blanc Colombe включает в себя 100 экземпляров.
Кресло Fauteuil Kangourou в оттенке Blanc Colombe. Фото: © Vitra / Florian Boehm
Помимо свежей версии кресла, Vitra также представила несколько ранее не производившихся новинок. Одна из них — абажур Abat-Jour Conique, оригинальной версией которого Пруве дополнил свою настенную лампу Potence в 1947 году. Лаконичный предмет с плафоном конусообразной формы украшал дом дизайнера в Нанси и отличался ненавязчивым дизайном и простой конструкцией.
Abat-Jour Conique. Фото: © Vitra
В 1950-х годах Пруве сделал несколько моделей табуретов, максимально простых как в контексте своей эстетики, так и названия. К ним относится Tabouret N° 307, эргономичное сиденье которого напоминает седло трактора. Для дебютной итерации дизайнер выбрал полюбившийся ему алюминий, однако в переиздании компания заменила его на древесину дуба: этот материал придает объекту теплый характер. Доминирующим визуальным эффектом модели выступает контраст громоздкого сиденья и тонких металлических ножек.
Tabouret N° 307. Фото: © Vitra
Tabouret Métallique. Фото: © Vitra
Другой табурет по дизайну Жана Пруве появился немного раньше – в 1930-х годах – и, как многие предметы, был разработан для конкретного пространства — Maison d’éducation surveillée de Saint-Maurice. Модель Tabouret Métallique отличается угловатой конструкцией основания и теперь выпускается Vitra в четырех цветах.
В 1936 году ценители французского дизайна могли впервые увидеть книжный стеллаж Rayonnage Mural, созданный Пруве для одного из проектов во Франции. Переосмысленная Vitra модель состоит из деревянных горизонтальных полок и металлических боковых панелей. Вместе они образуют перекрестную форму, которая напоминает штурвал самолета или корабля. Сочетание дерева и металла в этом предмете — один из любимых приемов дизайнера.
Стеллаж Rayonnage Mural. Фото: © Vitra / Marc Eggimann
Новые оттенки в палитре Жана Пруве
Дух экспериментатора привел Пруве не только к созданию иконической мебели, но и фирменной палитры для своего бюро Ateliers Jean Prouvé. У каждого оттенка в коллекции — своя история и источник вдохновения: например, Blé Vert максимально приближен к цвету молодой зеленой пшеницы, а Gris Vermeer отсылает к серым тонам на полотнах нидерландского живописца Яна Вермеера. Важной составляющей творческой практики Пруве стала концепция «природы материала». Следуя ей, он стремился сохранять естественную фактуру предметов, используя краску лишь для тех элементов, которые были подвержены разрушению.
Палитра Жана Пруве. Фото: © Centre Pompidou, MNAM-CCI AM 2006-2-234
В дополнение к существующим оттенкам Жана Пруве Vitra представила пять новых, воссозданных на основе оригинальной палитры. Так, к существующим вариантам «глубокого черного», «японского красного» и светлого Blanc Colombe добавились Gris Vermeer, Bleu Dynastie, Blé Vert, Bleu Marcoule и Métal Brut. Последний, похожий на цвет неокрашенной стали, как нельзя лучше олицетворяет подход архитектора. Производитель уже опробовал новые тона на некоторых базовых моделях стульев и светильников.
Фото на обложке: © Vitra / Florian Boehm.