Венецианский модернизм архитектора Карло Скарпы
Не многие архитекторы ограничивают географию своих проектов рамками одного города, но только не Карло Скарпа. Навсегда вписавший свое имя в историю Венеции архитектор любил этот город без памяти. Острова Венецианской лагуны стали местом рождения его главных проектов, от выставочных павильонов и мостов, до частных домов и общественных учреждений. Берясь за реконструкцию, он вписывал в средневековые постройки современные по духу детали из стекла, дерева и металла так органично, что здание терялось во времени, выступая одновременно символом нового и старого.
Карло Скарпа родился в 1906 году в Венеции, в 14 лет поступил в Высшую техническую школу в Виченце, а еще семь лет спустя – в Королевскую Академию Художеств в Венеции. Полного архитектурного образования, впрочем, Скарпа так никогда и не получил (за работу без лицензии его даже привлекут к суду). Еще во время учебы будущий архитектор увлекся производством стекла и начал сотрудничать с фабриками Venini и M.V.M. Cappellin & Co. Цветное стекло в руках Скарпы приобретало текстуру: неровные, изогнутые и выгнутые стеклянные поверхности играли на солнце и преломляли свет. Галерист Марина Баровье потом так напишет об этом опыте архитектора: «Свет, падающий на стеклянные предметы Скарпы, может визуально изменить их форму, дать глубину и выделить цвет, но в то же время он словно исходит из самого стекла».
Карло Скарпа для Venini
Свой первый крупный архитектурный проект Скарпа получил в 1935 году – его пригласили реконструировать венецианский дворец XV века Ка' Фоскари. С тех пор реставрация станет важной частью работы венецианца и во многом определит его архитектурный стиль. Инновации в дизайне неразрывно связаны с пониманием сложившихся традиций, верил Скарпа. Никогда не стремившийся к имитации и проектированию подделок под старину, он уверенно обращался к современным материалам и формам. Вдохновляясь творчеством ле Корбюзье и Фрэнка Гери, изучая традиции Пауля Клее и Пита Мондриана, архитектор работал над собственным архитектурным языком и неповторимым стилем. Реализовав еще несколько проектов по реконструкции, Скарпа впервые создает выставочные павильоны, в первую очередь, для Венецианской биеннале, сотрудничество с которой продлится многие годы, вплоть до 1972 года.
Мировая известность приходит к Скарпе только после Второй мировой войны. В начале 1950-х ему доверяют проект реконструкции Академии в Венеции, занимающей здание средневекового монастыря. Следуя принципам минимализма, архитектор словно наслаивает друг на друга две реальности: историческую и современную.
Работы Скарпы всегда имели под собой большую культурную базу и ссылались на многие стили. Архитектор был жадным коллекционером книг и периодики, посвященной архитектуре и изобразительному искусству, поэзии и современной прозе. Он вел дружбу со многими интеллектуалами – свои встречи они устраивали либо в венецианском кафе Florian's, либо в книжной лавке Il Campanile на площади Пьяцца Сан-Марко. В кафе Скарпа встретил свою будущую жену Онорину, сестру художника-абстракциониста Биса Лаццари.
В 1960-х влиятельная семья Брион заказывает Скарпе проект мемориала Джузеппе Бриону, основателю компании электроники Brionvega. Архитектор использует в этом проекте один из любимых приемов – многоступенчатость, заимствованную у древних зиккуратов. Он играет со светом и тенью, пускает по земле ручейки, разбивает пруды и подчеркивает вертикаль постройки с помощью вытянутых к небу кипарисов. Позднее Скарпа скажет: «Это моя единственная работа, на которую я всегда иду смотреть с удовольствием. Я чувствую, что работая над проектом, уловил сам дух сельской местности, о котором грезил Брион. Там все чувствуют себя счастливыми: дети играют в догонялки, собаки резвятся на просторах полей – все кладбища должны быть такими». Когда в 1978 году Карло Скарпа погибнет в результате несчастного случая в Японии, его тело перевезут сюда и похоронят рядом с Джузеппе Брионом.
Гробница рода Брион в Сан Вито д'Ативоле