Три инновационных материала и предметы, которые из них делают
Несмотря на многочисленные эксперименты дизайнеров с материалами, все сводится к, по сути, трем основным, действительно инновационным и к тому же многофункциональным: многоликому биопластику, неожиданному грибному мицелию и его величеству графену. Рассказываем о том, как далеко ушли дизайнеры, применяя новые материалы на практике.
Графен: от светящихся платьев до теплопроводимой краски
Графен не случайно называют самым передовым материалом современности: кажется, в мире и правда не было ничего подобного. Он в сотни раз прочнее стали, удивительно легкий, почти прозрачный, хорошо проводит тепло и электричество. Потенциал материала настолько велик, что в будущем он способен изменить наш мир столь же кардинальным образом, как в свое время это сделало железо. Графен используют в медицине, автомобилестроении и, разумеется, дизайне. Причем дизайнеры находят ему самое разное применение.
В этом году британские экспериментаторы CuteCircuit (они первыми начали одевать своих моделей в «умные» ткани, которые то загораются при ходьбе, то имитируют объятия) сшили первое в мире платье из графена. Инновационный материал выполняет сразу две функции: является датчиком дыхания и питает светодиоды. Пока в качестве основной ткани для экстравагантного черного платья использован нейлон. но CuteCircuit утверждает, что с помощью графена можно придумать ткани, которые смогут кардинально менять цвет. Презентация платья состоялась на родине графена — в британском Манчестере. Здесь же, в Великобритании, специалисты компании Graphene запустили единственную в своем роде краску, основным компонентом которой является графен. За счет теплопроводных свойств графена использование подобной краски должно изменить общий подход к термической регулировке зданий: покрытие позволит забыть о дополнительном обогреве и кондиционировании помещений. В свою очередь, канадцы ORA использовали графен для разработки инновационных наушников: мембрана из графена обеспечивает высококачественную передачу звука.
Грибной мицелий: от светильников до временных павильонов
Использовать грибной мицелий дизайнеры начали еще несколько лет назад. В 2013 году на Голландской неделе дизайна Эрик Кларенбек представил свой арт-объект Mycellium Chair – напечатанное на принтере кресло, где живые грибы, впрочем, были не основным материалом, а только декоративным элементом. Год спустя на Интерьерной биеннале в Кронтрейке свой проект показали французские экспериментаторы Les Saprophytes – они сделали из грибного мицелия кирпичики. Иначе использует органическое сырье немка Нина Фаберт. Она берет только плодовое тело древесного гриба и с помощью растягивания внутренней эластичной мякоти превращает материал в некое подобие кожи, из которой потом шьет кошельки и сумки.
Первый заметный интерьерный проект с использованием грибного мицелия в этом году представил дизайнер Себастьян Кокс. В его коллекцию Mycelium + Timber вошли табуреты и люстры с замшевой текстурой. Дизайнер, который ранее работал преимущественно с деревом, уверен, что у материала большой потенциал, а «грибная» мебель гармонично впишется в любой интерьер. В августе этого года группа индийских и итальянских архитекторов (Beetles 3.3 и Yassin Arredia Design) построила на юго-западе Индии павильон с использованием грибного мицелия – они хотели доказать пригодность материала в том числе и для строительства.
Биопластик: от посуды до всего остального
Общий тренд на экологичные материалы заставил дизайнеров пересмотреть пересмотреть свой взгляд на пластик и даже его наделить приставкой «эко». В отличии от синтетической пластмассы, которую получают из ископаемого топлива, в частности, нефти, биопластик делают из возобновляемых источников биомассы, например, кукурузного крахмала, растительной массы или водорослей. Такой пластик экологичен, производится из отходов натуральных продуктов и полностью биологически разлагается, но вместе с тем прочный и удобный в работе.
Полностью биоразлагаемую лампу еще в 2013 году представила компания FLOS. В честь своего 50-летия они сделали аналог своей классической лампы «Miss Sissi» (дизайнер – Филипп Старк, 1991 год) из биопластика, сделанного из отходов сахарной свеклы и тростника. «Такой пластик имеет огромный потенциал, чтобы произвести реконструкцию в мире дизайна», – заявил тогда Пьеро Гандини, председатель и управляющий директор FLOS. Выпускница академии искусств в Вильнюсе Аустея Платуките (Austeja Platukytes) три года спустя представила коллекцию посуды из пластика на основе водорослей. Она использовала всего два ингредиента: водоросли и карбонат кальция, пропитанный эмульсией из воска. Посуда получилась легкой, прочной и водонепроницаемой, как и синтетический пластик. Выпускник Исландской академии искусств Ари Йонссон тоже работает с водорослями: из экопластика он делает биоразлагаемые бутылки для воды.