Ladurée: французский дворец на Никольской улице
Ladurée – не только один из старейших кондитерских домов Франции, но и символ страны. Знаменитые пирожные макарон – две половинки миндального печенья с кремом ганаш – были придуманы в Ladurée. Коробочка этих сладостей – такой же обязательный сувенир из Парижа, как фото с видом на Эйфелеву башню и коробка мягкого бри. Фасады кондитерских и чайных салонов дома в оливковых с золотом тонах так же узнаваемы, как и интерьеры фисташковом, небесно-голубом и золотистых оттенках в стиле Людовика XVI.
Ресторан Ladurée на Никольской улице в полной мере наслаждается этой дворцовой стилистикой. Открытый в историческом центре Москвы в год 300-летия дипломатических отношений России и Франции, он вызывает подлинный восторг так же, как три столетия назад французские мода, кареты и мебель вызывали его у наших предков.
Классическую французскую кухню, завтраки, салаты, закуски, основные блюда, десерты, венскую выпечку и напитки подают на лиможском фарфоре Bernardaud в трех залах. Самый камерный их них отделен от основного помещения ресторана двумя тяжелыми гардинами из плотной ткани, которые «съедают» звуки. Для большей приватности нежно-розовый зал с гипсовыми барельефами на античный мотив и визуально расширяющими небольшое пространство зеркальными арками, повторяющими форму окон, снабжен потайной дверью в дальнем левом углу. Закрытая, она сливается со стеной. Это сделано для комфорта гостей, чтобы при смене блюд официанты не раскрывали гардины.
Прямо у входа в ресторан находятся витрина и прилавок со знаменитыми десертами Ladurée. Здесь в особую коллекционную коробочку «Русский букет» можно упаковать макароны кондитерского дома. Коробочка на восемь пирожных макарон выдержана в нежных голубых и розовых оттенках и украшена изображениями роз, тюльпанов, незабудок, нарциссов и азалий в старинной технике жостовской росписи, которая существует уже 190 лет. Цветочный сюжет создан под руководством Михаила Лебедева, главного художника Жостовской фабрики декоративной росписи.
Слева от входа расположен чайный салон Castiglione. Свое имя ему дала знаменитая авантюристка, блистательная красавица своего времени, законодательница мод, любовница Наполеона III и итальянская шпионка при французском дворе графиня ди Кастильоне. Салон напоминает будуар: изящные гипсовые гирлянды и барельефы со сценами из древнегреческой и римской мифологии, позолоченные люстры и настенные канделябры, роскошные бархатные стулья с золотыми кисточками – все это создает интимную атмосферу. Стены зала отделаны обоями исторической французской текстильной фабрики Edmond Petit. Она была основана Эдмондом Петитом в Париже в 1850 году и быстро приобрела известность. Помимо обивочных коллекций компания производит текстиль для сценического оформления (театральные занавесы, декорации, портьеры). Среди известных интерьеров, в которых использовались ткани Edmond Petit, можно назвать Театр Де Пьюи, Театр Одеон и отель Clinton.
Имя основному залу дало украшающее его панно компании Zuber. С 1797 года мастера фабрики вручную создают обои, декоративные панно и текстиль. Стеновые покрытия от Zuber производятся необычным образом. Ручное тиснение (многослойное покрытие) осуществляется с помощью старинных деревянных досок. Их датируют XVIII-XIX столетиями и числят достоянием французской нации (признаны национальным памятником в 1995 году). Краски Zuber также нельзя назвать обычными. Их смешивают из мела и естественных красящих пигментов вручную. При необходимости произвести реставрацию поврежденных областей мастера компании ретушируют нужные области небольшими кисточками, придавая изделию вид нового. Использующийся метод печати – ксилография – подразумевает нанесение каждого последующего влажного слоя на уже высушенный предыдущий. Для стойкости эффекта каждый слой нуждается в качественной просушке. Все это определяет не только впечатляющий внешний вид панно, но и его стоимость. Панно в зале Zuber стоит 15000 евро.
Столы из дерева со столешницами каррарского мрамора, стулья с бархатной отделкой в фисташковом и синем цветах в тон панно, антикварные хрустальные люстры и детские стульчики из дерева и кожи по эскизам дизайнеров дома завершают картину.
Самой сложной частью подготовки к открытию был поиск идеального места. Мы несколько месяцев искали подходящую площадку в Москве прежде, чем узнали о помещении на Никольской улице. Высокие потолки, историческое здание напротив ГУМа в двух шагах от Красной площади на пешеходной улице – это была судьба. Разрабатывая концепцию ресторана Ladurée, мы поставили себе задачу создать уникальное, но при этом уютное пространство. Интерьер создавался в тандеме с креативной командой Ladurée. Штаб-квартира в Париже разработала мудборд, вдохновленный эстетикой французских гранд-кафе и чайных салонов, а мы наполняли проект живыми деталями. Например, хрустальные люстры, мраморная статуя и портреты на стенах были найдены мною в антикварных магазинах и на рынках в Париже. Все предметы декора датированы XIX веком: именно в это время был основан дом Ladurée.