Алина Черейская о городах как масштабных лабораториях и честном подходе в работе с памятью
Алина Черейская — архитектор и партнер SA lab, лауреат премии Europe 40under40. Команда разрабатывает архитектуру и ландшафты в цифровом и физическом мирах. Среди проектов — виртуальные павильоны, всесезонные общественные пространства, модульные дома, pop-up пространства, туристические кластеры и видеоигры. Основной фокус SA lab — адаптивная архитектура, реагирующая на социальные, климатические, градостроительные и другие параметры.
Размышления о будущем необходимы для создания архитектуры, которая будет способна изменить мир к лучшему, дать людям возможность мечтать, быть самими собой и свободными в своем выборе.Алина Черейская архитектор
Про будущее трудно говорить, ведь мы знаем о нем всего несколько фактов: оно точно наступит и не будет таким, каким мы его себе представляем; оно распределится неравномерно, а уровень развития технологий и науки сделают этот разрыв ярко выраженным. Если довериться ощущениям, то наши города будут похожи на масштабные лаборатории, где каждую секунду будут происходить эксперименты. Архитектура на ближайшей дистанции станет чуткой, отзывчивой и адаптивной. В условиях социального и гендерного неравенства, потери идентичности и климатического кризиса архитектура будет более ответственной в стремлении переломить эту ситуацию. Граница между физическим миром и цифровым сотрется, время ускорится, но мы полюбим эту новую реальность, технологии окончательно потеряют материальность и станут прозрачными. Архитектура смешается с науками и искусством, чтобы догнать время, опередить его и вспомнить свое прошлое.
Вжух, и тут все завертелось
Мир ускоряется, и мы ускоряемся вместе с ним. По прогнозам ученых в 2070 году время будет идти в 32 раза быстрее, чем сейчас. Плотность событий, появление технологий и скорость трансформаций удваиваются каждое десятилетие. Архитектура в этих условиях станет постоянно пульсирующей структурой, которая сможет реагировать на погодные и климатические изменения, расширяться или уменьшаться в размере, меняться в один клик как хамелеон в зависимости от настроения и момента. Самым сложным для архитекторов будет оставаться открытыми и смелыми, выстраивать стратегии отношения со временем и его скоростью. Попытка замедлиться и остановиться будет работать на коротких дистанциях и периодически проявляться в разных формах.
Архитектура сможет принять прошлое, каким бы трудным оно ни было
В условиях роста городов и высоких скоростей остро встанет вопрос об отношении к существующей застройке. Вероятно, будут выбраны три основных направления: снос и строительство чего-то принципиально нового, максимальное сохранение наследия и построение нового на генетическом коде прошлого. Страны в зависимости от культурных особенностей, отношения к природным ресурсам и времени пойдут разными путями, мы увидим новые стратегии работы с историческим наследием и памятью. Третий путь для меня выглядит наиболее естественным: он предлагает оценить прошлое и встретиться с ним, каким бы трудным оно ни было. Такой честный подход высветит ценности, которые мы не можем утратить, и ошибки, которые стоит принять и зафиксировать в истории. Этот процесс стимулирует разговор о подлинности в архитектуре и методах ее выявления.
Архитектура, человек, природа и технологии заговорят на равных
Период антропоцена создал паттерн поведения, в котором все подчинено желаниям и потребностям человека. Это привело к глобальным климатическим изменениям и возрастающему страху слишком мощных технологий, которые необходимо приручить. Несколько лет назад опасения вызывали роботы, а в последний год — искусственный интеллект. В будущем паттерн поведения изменится в сторону создания горизонтальных связей между архитектурой, природой, технологиями и людьми. Появятся стратегии работы с существующими городами, например, поиски эффективного использования крыш, редевелопмента, создание цифровых слоев. Новое строительство станет более деликатным по отношению к природе и окружающей среде, появятся высказывания по поддержанию и развитию биоразнообразия, выхода из климатического кризиса. Технологии перестанут быть соперниками и инструментами, а станут компаньонами и соавторами. Фильм «Она» перестанет быть только фантазией, и межвидовая коммуникация проявится в полной мере. Сейчас я веду подкаст «Дом, который построил код» с искусственным интеллектом Седриком, чтобы рассказать об архитектуре в цифровую эпоху и нащупать точки соприкосновения.
Правила игры поменяются незаметно
XX век приучил нас к тому, что значимые технологии массивны и осязаемы: космические ракеты, пароходы, самолеты. XXI век — век прозрачных технологий, уменьшения размера при увеличении мощности, выстраивания эмоциональной связи. Граница между физическим миром и цифровым исчезнет, они будут органично перетекать друг в друга. Архитектура будет осваивать виртуальное пространство и искать в нем свое место: цифровые двойники, видеоигры, цифровые слои и другие формы присутствия. В горизонте ближайших лет города сильно изменят беспилотные автомобили: двигающиеся мобильные пространства с множеством функций, безопасные для пешеходов и окружающей среды изменят принципы передвижения и структуры существующих улиц.
Архитектура придумает новые материалы, типологии и методы строительства
Строительная отрасль ответственна за 39% от ежегодных выбросов CO2. Исследователи находятся в поисках решений, чтобы выйти из кризиса. Архитектура будет чаще обращаться к использованию переработанных и биоразлагаемых материалов, стекловолокну, углеволокну, выращенных с помощью природы: с мицелием, хитином, и т.д. Строительство будет автоматизировано, промышленные роботы и дроны помогут минимизировать ошибки, строить в опасных или труднодоступных местах. Самые любопытные примеры будут лежать на стыке традиционных методов и цифровых технологий, например, трехмерная печать из локальных материалов, симуляция ремесленных техник машинами. Архитектура придумает новые типологии, которые будут соотнесены с моментом.
Побег на другие планеты
Климатический кризис и потрясения заставляют рассматривать сценарии жизни на других планетах. Будут появляться эксперименты по покорению космоса, архитектура сможет использовать опыт адаптации к новым условиям, строительства из нестандартных материалов. В этом случае будут актуальны автономные самоорганизующиеся структуры. Появятся новые форматы вертикальных ферм и обеспечения людей продовольствием и водой, пространства по восстановлению физического и ментального здоровья. Наиболее любопытны здесь исследования в области черных дыр и гравитационной сингулярности, которые могут полностью перевернуть наше представление о пространстве и времени.
Будущее вариативно, но мы можем заметить основные векторы развития. Прогнозирования и размышления необходимы, чтобы понимать перспективы и создавать архитектуру, которая будет способна изменить мир к лучшему, дать людям возможность мечтать, быть самими собой и свободными в своем выборе. Хрупкость положения делает нас уязвимыми, но и решительными к действиям.
На обложке: проект Duospace, SA lab.