NOMAD 2024: ярмарка искусства и дизайна в Санкт-Морице глазами Ани Саркисьянц
На швейцарскую ярмарку NOMAD St Moritz едут за более камерной атмосферой и нетривиальным взаимодействием арт- и дизайн-объектов с окружающей обстановкой. В феврале до нишевого события впервые добралась дизайнер, основатель студии Designic и коллекционер Аня Саркисьянц. О своих впечатлениях, необычной архитектурной локации и запомнившихся участниках она рассказала Design Mate в авторских дневниках.
Аня Саркисьянц дизайнер общественных интерьеров, основатель и арт-директор студии Designic
Искусство и дизайн в окружении роскоши
При упоминании города Санкт-Мориц в первую очередь возникают ассоциации с лыжами, горами, озерами, но никак не с искусством и дизайном. Это весьма напрасное упущение и устаревший стереотип. Первое, что бросается в глаза при въезде в этот небольшой курортный городок, — большое количество галерей с достаточно громкими названиями. Сразу понятно, что речь идет о высоком коллекционном искусстве, а не о декоративных вещицах для украшения дома. Более того, практически все отели экспонируют в лобби предметы искусства: приобрести понравившийся арт-объект можно буквально на каждом шагу.
Изначально Санкт-Мориц был известен как живописный уголок для летних прогулок по тропам или на лодке по озеру, но он достаточно быстро обрел звание первого роскошного горнолыжного курорта с богатой и яркой историей в прямом и переносном смысле — концентрация люкса в этом городке в высокий сезон зашкаливает, но длится недолго. Активная фаза жизни Санкт-Морица очень короткая: с 1 апреля все отели и рестораны закрываются, и до лета наступает затишье. Как шутят местные, можно на центральной площади устроить пикник, и никто тебя не потревожит, просто потому что мимо никто не пройдет.
Но вернемся к высокому сезону, когда в жизнь в Санкт-Морице кипит. Сюда приезжают звездные шеф-повара с гастрономическими гастролями, галереи привозят лучшие подборки искусства, кругом припаркованы роскошные авто, а в лобби отеля можно встретить родственников семейства Берлускони, что, собственно, и произошло со мной в этот раз.
Теперь представьте: именно в такой атмосфере с высокой концентрацией известных и состоятельных людей проходила выставка NOMAD. В этом году она проводилась в историческом центре города, рядом со знаменитой башней Сан-Маурицио и Чеза-Велья, в бывшем отеле Eden — местной достопримечательности, построенной в 1850 году и сейчас находящейся на реконструкции. Я бы даже сказала, на этапе археологических раскопок, раскрывающих различные слои истории. NOMAD заслужил репутацию выставки, расширяющей границы индустрии и способствующей диалогу внутри сообщества искусства и дизайна.
В этом году NOMAD принял условность строительной площадки, превратив ее в платформу для создания нового художественного повествования и пригласив посетителей принять участие в процессе трансформации.
Произведения искусства висели на необработанных стенах на фоне оголенных проводов, плотно взаимодействуя со строительным окружением. Ничего выдуманного или стилизованного: все очень натурально. Оригинальные деревянные детали, сохранившиеся в некоторых помещениях, создавали провокационный контрастный фон для предметов современного дизайна.
Энергия общения
Именно во время выставки NOMAD прошел невероятный снегопад: мы оказались в пространстве с нулевой видимостью из-за пушистого снега снаружи и безумно теплой атмосферой внутри отеля. Виды на ледяное озеро, находящееся в 250 метрах от отеля, и на заснеженные морозные вершины создали естественные и невероятно красивые декорации для выставки.
Внутри царили уют и особая энергетика открытого общения: посетители погружались в историю стендов и вели глубокие диалоги с галеристами. Было видно, как все хотели общаться друг с другом, словно давние знакомые за чашкой чая перед камином. Волшебство, которое создали основатели выставки Николя Беллаванс-Лекомпт и Джорджио Паче, располагало к особенной открытости и, я бы даже сказала, интимности.
Будучи достаточно активным коллекционером, могу сказать, что я впервые присутствовала при подобной концентрации обмена энергией на уровне посетитель-галерист и галерист-галерист. NOMAD St Moritz показывает другой подход к продажам современного дизайна и искусства: само мероприятие является уникальным опытом, ведь оно формирует ощущение места и связи, которое определенно меняет впечатления от арт-ярмарки. Интимная обстановка вызывает интересный диалог и обмен мнениями между галеристами и посетителями. И пушистый снег за окном, без сомнений, сделал свое дело в сплочении людей.
Яркие объекты
В этом году на выставке были представлены арт-объекты как старых, так и новых галерей Европы. Кроме того, было организовано девять специальных проектов, включая несколько презентаций ювелирных изделий.
Помимо арт-объектов, организаторы также предоставили посетителям платформу для встреч коллекционеров с выдающимися художниками. Среди интересных экспонатов можно выделить парижскую галерею дизайна Chahan — в сотрудничестве с брюссельской художественной галереей Sorry We’re Closed они создали завораживающую инсталляцию в большом историческом зале отеля, одном из наиболее нетронутых реставрацией пространств. Фигуративная работа модной художницы Анастасии Бэй соседствовала со старинной консолью Карла Спрингера, африканские скульптуры Сейни Авы Камары стояли на постаментах внутри красивого помещения с арочными окнами, а коктейльный столик Питера Лейна сочетался с винтажным диваном Владимира Кагана.
Также мое внимание привлек стенд Nilufar, освещенный световыми скульптурами из муранского стекла Кристиана Пелиццари, с предметами мебели Халеда Эль Мейса и иконами Габриэллы Креспи, а также подсвечниками из артишоков Лолы Монтес Шнабель, украшающими камин в сияющей золотой палитре. Я бы отметила стиль этого стенда как находящийся между «духом и материей, искусством и дизайном».
Другая миланская галерея Sofia Zevi применила более красочный подход в рамках эстетики линий и полос итальянского дизайна: буквально очертила свое пространство яркой полосатой тканью Chiarastella Cattana и развесила красочные подвесные светильники Массимо Виньелли. Авторы попытались найти баланс в графических возможностях полоски, отражающих образность гор долины Энгадин, где располагается Санкт-Мориц.
Larkin Edman привез несколько крупных произведений искусства, в том числе «Джеки» Энди Уорхола, рисунки Пабло Пикассо и Альберто Джакометти, которые в экспозиции обрели абсолютно новый тон на фоне разрушающихся стен с оголенными проводами.
Галерея Secci выбрала подвеску в салонном стиле и добавила скульптуру в камин, а местная галерея theStable прислонила к каменной стене крупномасштабную линзовидную фотографию Ива Шерера.
Из серии специальных проектов хочется выделить корнер лондонского коллекционера исключительных мебельных предметов Раджана Биджлани. Здесь была представлена лимитированная серия винтажной мебели Ле Корбюзье и Пьера Жаннере с тканями Loro Piana Interiors, которые Биджлани подобрал для реставрации предметов. Очень элегантно было подчеркнуто признание простоты, редкости и высочайшего качества материалов.
Тренд последних лет — интервенция ювелирного искусства в выставки искусства и дизайна. На ярмарке NOMAD, к примеру, были представлены изделия Антонии Милетто – ювелирного художника из Венеции, которая очень элегантно работает с деревом, – и Сьюзан Сиз — швейцарского дизайнера ювелирных украшений весьма игривой формы, вдохновленных природой, сказками и путешествиями.
На мой, пока еще совершенно молодой взгляд, NOMAD — это будущее в мире арт-ярмарк. Событие предоставляет возможность для диалога и обмена между искусством, архитектурой и дизайном в индивидуальной и интимной обстановке. Творческие люди со всего мира объединяются, чтобы работать над идеями изменения и трансформации, создавая новую поэзию пространства. Атмосфера места, открытость участников и энергия увлеченных своим делом людей меня очень вдохновила. Город все эти дни жил выставкой: практически во всех ресторанах проходили ужины коллекционеров и встречи с художниками. Обязательно вернусь в следующем году — очень любопытно увидеть, какую концепцию и локацию основатели NOMAD выберут на этот раз.
Фото на обложке: De Pasquale+Maffini. Все фото: Аня Саркисьянц; NOMAD St Moritz.