Art + Light: как свет в галерее влияет на восприятие предметов искусства
Сами того не подозревая, мы решаем, как долго задержимся на выставке, ориентируясь на освещение в арт-пространстве. Удивительно, но правильно выстроенный свет на экспозиции – один из ключевых факторов воздействия на зрителя. Обозначить акценты и превратить выставку предметов искусства в глубокое эмоциональное погружение зрителя – вот основная задача куратора, которую он решает с помощью света. Представители бельгийского производителя светотехнического оборудования Delta Light и совладелец галереи современного искусства Osnova Алёна Курмашева рассказывают, как свет в галерее влияет на восприятие выставленных работ.
В арт-пространствах обычно используют два вида освещения: точечное и заполняющее. Направленный свет часто можно встретить в фото-галереях и на выставках живописных работ. С помощью интенсивных лучей кураторы и галеристы акцентируют внимание на конкретных предметах. Здесь важно грамотно установить интенсивность освещения, чтобы лучи не били посетителям в глаза, вызывая неприятное ощущение дискомфорта. Так называемый заполняющий свет характерен для экспозиций, выстроенных вокруг масштабных инсталляций и массивных объектов. Формируется определенная база, которую можно дополнить другими акцентами в случае, если это потребуется для реализации определенного художественного замысла. В нашем случае мы выбрали именно этот вариант, поскольку он лучше всего отвечал концепции выставочной программы галереиКроме того, в процессе построения световой архитектуры арт-пространства ключевым является выбор между холодным и теплым светом. Последний характерен для классических музейных площадок. Он идеально подходит для живописи с точки зрения презентации – картины оживают, начинают играть, становятся визуально объемнее. Холодный свет более нейтрален, он создает эффект «белого куба», выделяя экспонаты и выгодно подчеркивая их. Подобное решение чаще встречается в галереях современного искусства.
Свет – это очень важный инструмент в руках галериста и куратора выставки, который может сыграть как в пользу, так и против выставочной инсталляции. Он не должен конфликтовать со зрителем, когда тот заходит в пространство. Нужно понимать: освещение – первое, что воспринимает человек эмоциональном уровне, оказываясь в новом пространстве, поэтому самое важное – изначально установить баланс между интерьером и объектами, которые будут в нем существовать. В галерее Osnova световые архитектурные решения продиктованы искусством, а не наоборот.
Наиболее важными аспектами освещения арт-галерей являются правильная передача цветовой гаммы художественных произведений, корректное освещение поверхности картин или снимков, а также баланс между объектом внимания зрителей и остальным пространством галереи или музея. Задача света – подчеркнуть особенности предмета, и ни в коем случае ему не навредить, поэтому крайне необходимо кропотливо подходить к выбору освещения, учитывая требования и особенности различных материалов, которые могут быть чувствительны к свету. Например, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение некоторых источников света может повредить экспонаты, и это важно учитывать.
Работы современных художников редко обрамлены или помещены под стекло. Это крайне удобно для галеристов и кураторов, поскольку они не ограничены в вариантах расположения источников света. Если говорить об экспозициях, выстроенных вокруг классического искусства, важно учитывать, что светильник не должен попадать в поле зрения посетителей – неравномерно падающие на защитное стекло тени и блики мешают изучать экспонаты, на интуитивном уровне заставляя как можно скорее покинуть помещение.
До недавнего времени дизайнеры, разрабатывающие экспозиционное освещение, использовали люминесцентные лампы для общего освещения и галогенные – для направленного акцентного света. Галогенные лампы, несмотря на высокую способность передавать цвета, не самый лучший вариант для освещения картин, так как спектр их излучения содержит инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, что может негативно повлиять на сохранность картин и красок. Сегодня эти технологии могут быть заменены светодиодными источниками света. Они обладают высоким стандартом качества цветопередачи и при этом их использование не отражается на арт-объектах негативным образом.