Вторая жизнь мусора: творческий подход к использованию остатков производства
Компании и производители все чаще задумываются о том, как сократить количество мусора или утилизировать его без вреда для окружающей среды. В ход идут разные способы, от сугубо практичных до более креативных — например, создание новых предметов из отходов и неиспользованных материалов.
Бесконечный цикл пластикового мусора
Роттердамская студия The New Raw — профессионалы в работе с переработанными материалами. Их портфолио включает в себя скульптурные объекты из морского мусора, уличную мебель из выброшенных пластиковых бутылок и многое другое. Часто практика команды нацелена на решение глобальных проблем загрязнения – например, мирового океана или городов, – но недавно дизайнеры решили сфокусироваться на собственном производстве.
Фото: Michèle Margot
Результатом экспериментов стало кресло Ermis, изготовленное из неудавшихся прототипов и списанных моделей студии. Для создания объекта дуэт использовал только один материал — переработанный полипропилен: вместе с отказом от клея, смол и других дополнительных элементов это позволяет легко утилизировать изделие в конце срока службы. Кроме того, кресло напечатано на 3D-принтере, поэтому, помимо минимизации отходов, технология придает конечному изделию характерную текстуру и эффект градиента.
Фото: Michèle Margot
The New Raw сравнили свою концепцию с бесконечным циклом пластиковых отходов, который позволяет сократить количество мусора на регулярной основе.
Детские игрушки из списанной мебели
Швейцарский университет ECAL славится своими студентами-новаторами в дизайне и материалах. Один из недавних проектов, реализованный молодыми специалистами, связан с нестандартным способом применения производственных отходов. Студенты программы промышленного дизайна сделали серию детских игрушек из деталей, которые не были задействованы при изготовлении мебели финского бренда Artek.
Фото: Jasmine Deporta
Эксперименты с деревянными и текстильными элементами превратились в минималистичный кукольный домик, стул, игровой коврик и развивающие объекты для дошкольников и ребят постарше.
Фото: Jasmine Deporta
В ходе проекта 27 студентов посетили фабрику Artek в финском городе Турку, где выбрали уже готовые детали — именно поэтому получившиеся объекты перекликаются с узнаваемыми творениями бренда. Так, новое применение нашли бракованным частям культового табурета E60, чайной тележке 300 и другим знаковым моделям. Инициатива не только демонстрирует нестандартный вариант использования списанных объектов, но и предлагает более экологичную замену привычным пластиковым игрушкам.
Модель кругового локального производства
Инициативу с экологичной утилизацией материалов подхватывают не только производители мебели, но и крупные компании из других сфер. В 2018 году сеть британских универмагов Selfridges запустила проект Bright New Things. Его цель — поддержка новых талантов, практика которых фокусируется на устойчивом развитии и инновациях. Последней итерацией проекта стала коллаборация с лондонским дизайн-коллективом GoodWaste.
Фото: Selfridges
Команда бренда разработала серию объектов, обратившись к отходам из самого универмага и близлежащих мест. В результате отправной точкой для дизайнеров выступили стальные листы, оставшиеся после демонтажа поп-ап бутика в Selfridges; щебень, собранный на строительных площадках вокруг магазина; а также воск, найденный в пабах, ресторанах и храмах неподалеку. По словам GoodWaste, такое решение — первый шаг на пути к суперлокальному производству, что и является конечной целью коллектива.
Фото: Selfridges
Однако эта серия — не первый проект команды в области устойчивого дизайна. Несколько лет назад бренд захотел воплотить в жизнь концепцию кругового производства с использованием отходов — в частности, ненужных кусков мрамора.
Нестандартное применение текстильных обрезков
Создавать новые дизайн-объекты можно не только из пластиковых или деревянных отходов, но и из обрезков ткани. Так подумала команда литовского бренда EMKO, которая использовала остатки пряжи с местной текстильной фабрики для изготовления красочного ковра. Дизайнеры добавили льняные кусочки к цветной ворсовой основе, сделав с помощью них игривые капли в разных контрастных оттенках.
Фото: EMKO
Как рассказывают основатели бренда, владельцы фабрики в течение многих лет хранили обрезки, которые не пригодились для массового производства. Однако переработка остатков в новую пряжу — это дорогостоящий и не всегда успешный процесс, поэтому применение небольшого количества ткани для создания ярких визуальных акцентов оказалось оптимальным решением.
Фото: EMKO
Основа самого ковра тоже выполнена из постиндустриальных отходов: тем самым бренд призывает сообщество дизайнеров и производителей к более ответственному использованию ресурсов.