Екатеринбургу сносят башню
XX век в технологическом аспекте стал веком массового прорыва, торжества человеческого разума и золотым периодом в науке. В повседневную жизнь мгновенно вошли радио, звуковое кино и, конечно, телевидение. Уже с 1950-х годов телевидение стало ведущим средством массовой информации, а появляющиеся в крупных городах телевизионные башни – архитектурными символами эпохи.
Новый век концептуального постмодернизма принес идею о том, что объект должен либо нести дополнительный, метафоричный смысл, либо быть полифункциональным, либо не занимать пространство вовсе. Под этот ценз, разумеется, попали и телебашни, способные похвастаться лишь своей тягой к архитектурному гигантизму и единой функцией вещания. В связи с этим (а может быть, и из финансовых соображений) многие города отвлекли внимание общества от утилитарного предназначения телебашен и добавили им развлекательных элементов.
Так, телебашню «Токийское небесное дерево» превратили в популярный туристический объект, построив в ней две обзорные площадки, бутики, рестораны и даже планетарий.
Не менее интересно решение с телебашней «Гуаньчжоу» в КНР, где на высотах 33, 116, 168, 449 и 488 метров расположены обзорные площадки, а на высоте 428 метров открыт вращающийся ресторан.
Наиболее известная всем киноманам телебашня «Восточная жемчужина» (КНР), ставшая декорацией к фильмам «Трансформеры: Месть падших», «Годзилла: Финальные войны» и «Жизнь после людей», также снабжена ресторанами, обзорными площадками и VIP-залами, однако помимо этого в ней разместили караоке-бар, несколько танцполов и пентхаус.
Стоит, конечно, отметить, что неофутуристический внешний облик всех трех башен привлекает туристов не меньше, чем развлечения внутри.
Российская история до недавнего времени знала только одну грандиозную телебашню, юбилей которой пышно отмечали на всех каналах еще зимой, – это Останкинская башня. Однако ее слава с легкостью перешла к уже 30 лет как недостроенной Екатеринбургской телевизионной башне. Забытая инвесторами и рабочими в эпоху перестройки, телебашня постепенно превратилась из безликого бетонного строения в легендарную «Башню смерти», с которой ежегодно удачно и неудачно прыгали самоубийцы и бейсджамперы. В 2000-х все возможные входы в телебашню заварили, а вокруг соорудили охраняемую зону, так что кровавая слава постепенно забылась, и башня, пережив второе рождение, стала символом города, составив своеобразный ансамбль со зданием цирка. Телебашня появилась на открытках, иллюстрациях, календарях и стала арт-объектом, имеющим свой метафоричный смысл незавершенности. Однако в декабре 2017 года властями города было рассмотрено предложение о сносе башни, а уже в январе 2018 была обнародована дата сноса – 23 февраля.
Общественность восприняла новость в штыки и разделилась в основном на тех, кто против сноса и тех, кому все равно. В том числе и известные личности – блогеры, политики, художники, архитекторы города – стали активно высказывать свою позицию в социальных сетях, письмах чиновникам и акциях на улицах.
Попадая в любой город, первое, что чувствуешь – пространство. Рельеф, направление улиц, водоемы, высотные доминанты задают неповторимость образа. Екатеринбург, по счастью, пронизан интересными пространственными связями. Телебашня стоит на одной из двух главных композиционных осей, проходящих через плотину городского пруда, стрелку, старый вокзал и площадь Уралмаша на севере. А на юге стоит та самая вертикаль телебашни, как опора вантового моста, держит натянутые стропы, несущие самые главные нагрузки и смыслы города. Интересно, что композиционная ось дублируется и под землей – метро соединяет все эти точки. Так добавляется новый смысл соединения подземной горизонтали и небесной вертикали. Но есть у башни еще один смысл – соединение времен: основанный с инженерным расчётом город переходит в новое состояние свободной мысли. В этом плане она стала, как картина художника, опережающего свое время, поэтому, вероятно, и не закончена еще. Смысла сносить телебашню нет. Отсутствие высотной доминанты не только снизит потенциал этого конкретного места, но и оборвёт эти нити пространственных связей города.
Я считаю, что башню сносить не стоит. Она стала как визуальным символом города, так и, в некотором смысле, культурным. Я узнаю Екатеринбург, в частности, по телебашне, она, на мой взгляд ценный градостроительный акцент. Не раз показывала Екатеринбург иностранцам, и у некоторых гостей нашего города (их было больше, чем один), в личном списке must have значилось «залезть на телебашню». Башня, будучи закрыта и нелюдима, привлекает туристов, а какой интерес можно было бы получить, если бы мы ее отремонтировали и заполнили различными функциям (о которых был уже разговор на конкурсе несколько лет назад). Недавно один мой друг обнаружил, что в этом районе сложился супрематический ансамбль: круг (цирк), треугольник (Саммит) и линия (башня) и с тех пор я не могу не восхищаться этим образом. Потому считаю, что башне нужно быть!
Я понимаю, что многие горожане росли рядом с недостроем, всю жизнь они смотрели на башню и привыкли к ней. Выражу свое мнение: все-таки это нелепо - иметь в центре прекрасного современного города частично разрушенную бетонную трубу, окруженную пустырём. Ведь потенциально это красивейшее место: самый центр города, рядом река, два парка. Очень хочется, чтобы оно перестало быть «зоной отчуждения» и вернулось к горожанам. В ближайшее время проект нового комплекса должен пройти экспертизу, после чего застройщик сможет получить разрешение на строительство и начать работы по демонтажу. Я всегда за созидание. Но в данном случае, чтобы создать, сначала нужно будет избавиться от старого.
В социальных сетях вспоминали конкурс пятилетней давности, когда было предложено множество решений по переосмыслению башни. Так, российский блогер Илья Варламов рассмотрел наиболее адекватные работы, выразив мнение, что Екатеринбург стоит на развилке, когда можно создать перспективный туристический объект, а можно все «слить и не получить ничего». Тогда из более чем 70 проектов, предлагавших сделать из башни постамент для вечного огня, ЗАГС, памятник св. Екатерине, храм и прочее, внимание общественности привлекли всего три. Первый – концепт Андрея Узких «Глобальный маяк». Идея самого высокого маяка в мире, луча в стратосферу на границе Европы и Азии. Согласно проекту, он должен был концентрировать природную энергию земли, солнца и воды, а также вмещать в себя научно-технический музей.
Второй – «Звезда Урала» Андрея Печенкина – предполагал создание башни-оси с движущимися вокруг нее кольцами, в которые будет собираться дождевая вода. В самой башне были бы установлены тепловые коллекторы, солнечные батареи и фотоэлементы, позволяющие сделать постройку энергонезависимой и экологичной. А на вершине планировались многоуровневый планетарий, смотровые площадки и парк экстремальных прогулок.
Третий проект, понравившийся лично главному архитектору М. Вяткину, – «Миллион ладоней - Башня человечества» – представлял собой конструкцию, похожую на стартовую ракету, обшивку которой заполняют отпечатки ладоней людей мира.
Разумеется, ни один из этих проектов не был воплощен. В середине февраля башню огородили и поставили под охрану УГМК, занимающуюся сносом и последующей эксплуатацией территории. Однако взрыва 23-го февраля не прозвучало. Накануне представители компании объявили, что снос будет осуществлен после 18 марта, что дало возможность неравнодушным к судьбе телебашни написать два письма: В.В. Путину с просьбой о вмешательстве в «распил городской достопримечательности» и в Министерство культуры РФ в попытках получить для башни статус охраняемого памятника конструктивизма.
Тем временем, наряду с романтичными воспоминаниями поколения 80-х и 90-х о приключениях на телебашне с хэштегом #Моябашня, в сети появились и описания лучших обзорных точек будущего взрыва, которого многие ждут больше, чем даже президентских выборов.