Искусство интерпретации: совместный проект Орнамики и Британской высшей школа дизайна
Этой осенью студенты третьего курса британского бакалавриата иллюстрации в БВШД и архив-лаборатория орнаментов России Ornamika.com объединили свои усилия в разработке кейсов использования мотивов старинных узоров для решения современных дизайн-задач.
Сегодня спрос на решения в аутентичном стиле растет во многих сферах дизайна, при этом заказчики уже не готовы принимать известные всем клише. Одна из целей проекта Орнамика — создавать примеры решения таких задач на самом высоком уровне: от подбора правильного исходного исторического орнамента до выработки новой графической идеи и разработки корректной коммуникации решения. Сотрудничество с БВШД получилось бесконечно полезным: благодаря вдумчивым директивам преподавателя группы Евгении Бариновой, высокому уровню студентов и большому разнообразию работ мы смогли получить большое разнообразие интересных работ и сильно продвинуться в нашем понимании принципов успешной интерпретации.
В основе работы лежит подход проекта Орнамика к разработке интерпретаций старинной графики — этичных, бережных, осмысленных по отношению к исходным орнаментам. Подход заключается в том, чтобы в самом начале работы при поиске новой графической идеи максимально структурно рассматривать исторический орнамент и принимать решение о необходимости изменения каждого из его аспектов. Основными характеристиками, по которым строилась работа, являются: цветовая гамма орнамента, объем, композиция, элементы, стиль начертания элементов, ритмика.
Для нас проект с Орнамикой стал очень необычным и интересным практическим упражнением, позволяющим работать не только с графикой, вдохновленной какими-либо образами или персонажами орнаментов, собранных в архиве, но и возможностью посмотреть на процесс интерпретации с совсем другой стороны, с уважением и трепетом. Для иллюстратора это достаточно сложный процесс, потому что процесс стилизации так или иначе тесно связан с нашей практикой, и сохранить баланс между оригиналом и интерпретацией получается далеко не всегда. Мы пробовали двигать эти границы и тестировать, насколько далеко мы можем зайти, и частенько нас ставили на место. Процесс был также очень полезным с точки зрения развития концептуальной стороны проекта — идеи на уровне сохранения функций орнамента, создание релевантного контекста и применения получившихся графических решений. В некотором роде это упражнение на последовательность в действиях и решениях, что в реальной практике получается прорабатывать не так часто.
Интерпретация - высказывание о сохранении деревянной резьбы ТомскаАвтор: Дарья Николаева
Эта работа очень важна своей миссией — сохранить память об исчезающей деревянной архитектуре Томска.
Ещё в конце 20 века город Томск был полон замечательных деревянных строений 19— начала 20 века — уникальных, красивых, затейливых, сочетающих в себе сказочность, сложность, искусную технику резьбы по дереву — уникальные днк нашей культуры.Сегодня большинство этих строение исчезли. Об этом снимаются фильмы, местные жители часто протестуют, но здания продолжают исчезать.
Свою работу Дарья сделала как высказывание на тему проблемы исчезновения деревянной резьбы Томска. Дарья разработана линейку фэшн-аксессуаров на основе элементов резьбы разных строений, предлагая нам стать новым носителем» этих элементов, этих форм, основываясь на их функции в декоративном оформлении зданий — для дома эти декоративные элементы служили защитой, некими оберегами от злых духов и энергий.
Дарья начала работу с подробного изучения декоративных элементов построек Томска и создания эскизных вариантов этих элементов. Этот процесс перевёл объемные объекты в формат рисунков, позволяющих играть с отдельными элементами, совмещать их и создавать новые формы.
Далее в современной технике крупных шитых аксессуаров Дарья создала реальные объекты и лукбук получившейся коллекции. Даша называет эти объекты armour, что означает доспехи — то есть функция защиты остаётся неизменной. Важно отметить, что из рисунков элементы стали снова объемными объектами, то есть аспект объема был также сохранен.
Восхитительные по красоте и очень точно воссоздающие конкретные элементы уходящей деревянной архитектуры Томска.
Общие характеристики интерпретации:
- Объем / рельеф: сохранены за счет создания реальных объемных объектов, повторяющих характер резьбы.
- Цветовая гамма: изменена при сохранении ее «нейтральности». Деревянная архитектура была зачастую одноцветной неброских оттенков. В интерпретации используются чёрный и белый монохромные цвета - с одной стороны, это дает работе яркость, с другой - позволяет сохранить внимание именно на форме объекта, а не на его раскраске.
- Начертание отдельных элементов: сохранено.
- Ритмика: сохранена.
- Композиция: изменена вследствие выбора отдельных элементов / композиционных блоков их общей композиции архитектурного сооружения.
Персонажи-эмблемы на основе узора Архангельской вышивкиАвтор: Анна Подлипенцева
Данная работа выполнена на основе орнамента на стане каргопольской рубахи Архангельской области «Солнечная колесница» с предстоящими львами в окружении птиц, начало 19 века.
Анна выбрала этот сложный узор так как он содержит множество отдельных интересных персонажей. После проработки нескольких возможных идей, от детской книги до разработки открыток, Анна остановилась на цели разработать новую визуальную систему, набор персонажей,на основе только одного оригинала, и потом применить этих персонажей в соответствующем контексте.
Вначале узор был декомпозирован на отдельные элементы:
Далее, каждый из элементов был отрисован индивидуально с сохранением общей цветовой палитры узора и характера начертания каждого элемента. Таким образом, главной характеристикой трансформации узора явилась именно смена композиции — благодаря этому приему удалось приблизить до этого затерянные маленькие элементы и представить их в современном графическом наборе персонажей.
В качестве применения персонажей выбран набор марок Архангельской области.
При этом очевидно, что такие персонажи могут быть легко использованы и для задачи создания уникального графического языка / геймификации проектов в интернет среде, в наборе стикеров для мессенджеров.
Основные характеристики интерпретации:
- Характер начертания индивидуальных элементов: не изменен.
- Цветовая гамма: общая палитра не изменена, но использован более яркий оттенок красного и больший процент (относительно оригинала) второстепенных цветов.
- Композиция и ритмика: изменены вследствие декомпозиции узора на отдельные элементы.
- Объём / рельеф: не изменены, узор первоначально смотрится в одной плоскости.
Цветное витражное остекление на основе линейного — «бесцветного» орнамента прошлогоАвтор интерпретации: Диана Хоанг
В основе интерпретации — резной узор Нижегородской области городецкого типа, конец 18 века.
Первоначальная задумка проекта базируется на случайной ассоциации. Форма старинного донца прялки напомнило Диане форму арки или окна с круглым сводом.Эта случайная ассоциация помогла сформулировать парадоксальную задачу эксперимента — разработать современный дизайн цветного витражного остекления на основе линейного узора прошлого.
На первом этапе Диана декомпозировала узор на отдельные элементы.
И собрала из них новую композицию:
Далее для заполнения узора цветом принято интересное решение оттолкнуться от цветовой гаммы герба Нижегородской области. Это позволило взять смелость на раскраску оригинального узора, но остаться при этом в рамках обоснованных, логичных решений.
Результат: яркий орнамент, аутентичный по стилю графике и «родной» для края по раскраске.
Диана продемонстрировала, как узор может выглядеть в летнем арт-павильоне. Узоры прошлого зачастую использовались как инструмент выразить определенное мироощущение, взгляд на мир. Павильон, декорированный цветным стеклом на основе орнаментов прошлого, позволяет современному человеку отчасти ощутить это первоначальное мироощущение — взглянуть на мир «глазами автора» — разглядывая окружающее пространство из павильона, посетитель видит его в красках и узорах прошлого.
Основные характеристики интерпретации:
- Набор первоначальный элементов: не изменен.
- Характер начертания индивидуальных элементов: не изменен.
- Цветовая гамма: изменена, от линейного совершен переход к многоцветности. Основа — цветовое решениегеральдики области.
- Композиция: изменена.
- Ритмика: не изменена, динамичный конечный орнамент.
- Объём / рельеф: естественный рельеф резьбы по дереву исходного узора не сохранен.