Эволюция ванной комнаты: главные изобретения и инновации
Этой осенью швейцарский производитель LAUFEN обновил экспозицию Klo & So Sanitary Museum в австрийском Гмундене. В музее представлена крупнейшая коллекция исторической сантехники — каждый экспонат компания тщательно собирала на протяжении десятилетий. По этому случаю вспоминаем, как появилась ванная комната в привычном для современного человека понимании и какие ключевые инновации кардинально изменили ее наполнение.
Идея ванны как удобного, эстетичного и, что немаловажно, самостоятельного и неотъемлемого элемента домашнего пространства стала глобально распространяться только в конце XIX века. Начиная с 1900 года дома во Франции, Англии и США уже имели отдельную ванную комнату с основным необходимым оборудованием — раковиной, унитазом и, в некоторых случаях, непосредственно ванной. Именно в это время на рынке стали активно появляться компании, специализирующиеся на керамической сантехнике для ванных комнат.
Изображения: Affaire d'Eau
Так, во Франции лидирующие позиции в зарождающейся индустрии занимал Jacob Delafon, который запустил производство сантехнических изделий из глазурованной шамотной глины еще в 1889 году. В 1900-м компания удостоилась Гран-при на Всемирной выставке в Париже за вклад в развитие французской индустрии сантехники.
Изображение: Kohler Co. Archives
Примерно в это же время – в 1904 году – американская фирма Kohler представила унитаз Armeda, который принес ей мировую известность. Модель была изготовлена из чугуна, отделанного эмалью с фарфоровым покрытием. Резервуар для воды можно было подвесить в низком положении за унитазом или расположить повыше на стене. Одна из отличительных особенностей моделей той эпохи — основание в форме буквы S. Такое решение продиктовано не столько эстетикой, сколько функциональностью и гигиеной: нестандартная форма служила для защиты ванной комнаты и всего домашнего пространства от распространения канализационного газа.
Изображения: Kohler
В 1911 году компания совершила еще одну инновацию, представив первую в мире цельную встроенную ванну со встроенным фартуком, а спустя почти два десятилетия в ассортименте Kohler появилась сантехника из чугуна и стекловидного фарфора в актуальных на тот момент пастельных тонах.
Изделия, выпускаемые под брендом KILVIT. Фото: Laufen
В 1925 году в игру вступает компания Laufen: появление огнеупорной глины позволило компании выпускать умывальники и раковины. Позднее производитель запустил собственный бренд инновационного материала, который напоминал фарфор, под названием KILVIT. Он был прочнее огнеупорной глины, а также отличался более плотной и однородной структурой.
Изображение: Celite
Компания Celite, основанная в Бразилии в 1941 году и позднее приобретенная Laufen, а затем Roca Group, тоже известна своим инновационным подходом к созданию оборудования для ванных комнат. В 1949 году специалисты бренда разработали новый тип эмали и инновационный дизайн сифона для унитаза.
Кроме того, этот период запомнился появлением первых акриловых ванн, что ознаменовало новый этап применения этого материала и, наряду с уже популярной керамикой, продемонстрировало его потенциал в производстве сантехники.
Фото: Duravit
Немецкая компания Duravit произвела революцию на рынке оборудования для ванных комнат в 1960-х годах, выпустив настенный унитаз. Модель стала отражением изменившихся запросов пользователей к функциональности и гигиене, а также задала новый виток развития не только практичной, но и эстетически привлекательной сантехники. За этим изобретением последовали знаковые коллаборации с дизайнерами: так, в 1980-х и 1990-х годах компания представила совместные линейки с Дитером Зигером и Филиппом Старком. Они продемонстрировали дизайн и эстетику как центральные элементы в оформлении ванной комнаты.
У сантехники есть и социальное значение — во многом еще и потому, что на сегодняшний день значительная часть всего населения планеты не имеет доступ даже к базовому оборудованию. Признавая важность этой непреходящей темы, компания Laufen создала целый тематический музей — Klo & So Sanitary Museum.
Фото: Laufen
В 1966 году Фриц Лишка, бывший сотрудник завода Gmundner Sanitärwerke, случайно обнаружил в куче строительного мусора старинный унитаз, украшенный рельефными орнаментами и произведенный чешской компанией Ditmar в 1904 году. Загоревшись своей находкой, он в течение следующих 40 лет собрал более 350 экспонатов, которые впоследствии передал в дар городу Гмунден. Именно здесь и находится Klo & So Sanitary Museum, в котором сегодня представлена крупнейшая в мире подборка сантехники, от редких исторических до авангардных современных экземпляров. Коллекция, открытая для широкой публики с 1988 года, иллюстрирует историю культуры ванных комнат и ключевые изменения гигиенических стандартов за последние несколько столетий. Здесь можно найти особенно интересные экспонаты: от самых древних, сугубо практичных унитазов и богато декорированных объектов до модели с сиденьем, дополненным персональной книжной полкой, и ретро-ванн 60-70-х годов прошлого века.
Обновленная экспозиция Klo & So Sanitary Museum. Фото: Laufen
В этом году компания пригласила куратора Петру Цехмайстер (Petra Zechmeiste) для обновления масштабной экспозиции. Помимо изменившейся сценографии, теперь посетители могут впервые увидеть изделия, созданные для компании дизайнерами и художниками со всего мира еще в середине прошлого века. В рамках проекта постоянная экспозиция также пополнилась новыми экспонатами на стыке искусства и дизайна, разработанными в сотрудничестве с современными художниками Ксенией Лесневски (Xenia Lesniewski) и Герхардом Гутенбергером (Gerhard Gutenberger).
На обложке: обновленная экспозиция Klo & So Sanitary Museum. Фото: Laufen.