Благотворительность в искусстве: от меценатства до современных инициатив
В каком виде благотворительность реализуется в арт-индустрии? Зачем, а главное, как поддерживать искусство сегодня и обязательно ли для этого отправляться на главные мировые аукционы? Эти вопросы мы задали руководителю проектов Фонда поддержки и развития современного искусства Винзавод Ирине Саминской. Лаконичные ответы и размышления о терапевтических свойствах совриска — уже в новой колонке.
Ирина Саминская руководитель проектов
Фонда поддержки и развития
современного искусства Винзавод
На вопрос о том, зачем поддерживать искусство, у меня есть простой ответ — так человек становится частью процесса, направленного в первую очередь на созидание, а не на разрушение. Определяясь с тем, кого или что именно хочется поддержать, можно особенно четко начать визуализировать будущее и сделать важный выбор. А это, в свою очередь, позволяет стать частью истории искусства.
Процесс развития искусства включает в себя и меценатство, история которого в России насчитывает более 300-400 лет. Это значит, что так или иначе все шедевры современных музеев были куплены частными коллекционерами. Однако те же меценаты – знакомые всем Щукины, Морозовы и Третьяковы – помимо коллекционирования помогали художникам финансово, оплачивали мастерские, краски, холсты и другие материалы. Например, Усадьба Абрамцево, принадлежавшая предпринимателю и меценату Савве Мамонтову, на протяжении многих лет была творческой резиденцией великих художников. Здесь творили Илья Репин, Михаил Врубель, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Михаил Нестеров, Константин Коровин и многие другие. Оглядываясь назад, могу сказать, что размах поддержки российских художников меценатами поражает. Оплата поездок в Италию, содержание мастерских, заказ картин и, конечно, покупка готовых работ — все это происходило естественно на протяжении сотен лет.
Усадьба Абрамцево — творческая резиденция многих известных художников
Именно так рисовалась история искусства. Однако, в отличие от меценатства, благотворительность в искусстве развивалась чуть более извилистым путем, хотя она существует и в наше время, здесь и сейчас. Одним из поводов говорить именно о феномене благотворительности стала новая инициатива Фонда поддержки и развития современного искусства Винзавод, созданная совместно с аукционом Meet for Charity — Art for Charity. Российская версия — это аналог проекта, запущенного в Нью-Йорке, где за ставку на аукционе можно приобрести встречу с медийной персоной из бизнес-сферы. Инициатива довольно быстро набрала популярность, как и его локальный отечественный аналог. Все вырученные средства, как водится, направляются на благотворительность.
Для такой институции, как Винзавод, подобный аукцион — это одновременно эксперимент и риск. Ведь, помимо контекста турбулентного времени, есть боязнь нового как такового — но тем интереснее. Отличие от классических лотов Meet for Charity кроется в расширении формата: например, в дебютном направлении аукциона Art for Charity появится визит в галерею. В закрытом формате благотворители смогут встретиться с галеристами Винзавода, посетить их хранилища и увидеть шедевры и знаковые произведения современного российского искусства. Так, в галерее с 20-летним стажем работы pop/off/art покажут картины Юрия Злотникова и, возможно, даже парочку произведений Эрика Булатова. Еще один плюс — это неформальное общение и полное погружение в мир совриска. Лот доступен на сайте Meet for Charity наряду с другими не менее важными инициативами, но у него есть важная отличительная особенность.
Галерея pop/off/art. Фото: ЦСИ Винзавод
В этом случае благотворитель получает не просто удовлетворение на социальном уровне от выполнения своего гражданского долга, но также неподдельные эмоции, впечатления от встречи с искусством.
Вообще, терапевтической силе воздействия искусства сегодня посвящены многие масштабные исследования и проекты. К примеру, в этом непростом 2022 году в Токийском дворце в Париже готовится к открытию специализированный павильон НАМО — центр арт-терапии, полностью отведенный под целебные свойства искусства. Проект, кстати, тоже частично финансирует меценат — местная благотворительная организация France Alzheimer и старинная больница Сальпетриер. Это далеко не первый и не единственный пример: сегодня музеи все чаще начинают приглашать в штат профессиональных арт-терапевтов, которые помогают посетителям определиться с видом искусства, которое подходит непосредственно им, а там и здоровье подтягивается.
Павильон HAMO в Токийском дворце в Париже. Фото: Freaks/Ailleurs Studio
Скорее всего, до Парижа мы долететь не успеем, а вот поддержать искусство и художников в той точке, где находимся сейчас — можем. Для этого совсем не обязательно включаться в масштабные благотворительные инициативы: если нет желания рисковать большими средствами, то можно обойтись и малыми. В этом случае отлично подойдет прямая покупка искусства на специальных маркетах, которые сегодня проводятся в большом количестве. Такие проекты позволяют буквально опробовать руками искусство и выбрать то, что будет греть даже в самые лютые морозы в любой точке мира.
На обложке: маркет WIN-WIN, работы художницы Полины Борисовой. Фото: ЦСИ Винзавод.