Творчество, комьюнити и взаимоподдержка: как российские дизайн-бизнесы и бренды адаптируют свою работу к новой реальности
Несмотря на то что все мы оказались в реалиях, где ситуация меняется каждый час, бизнесы вынуждены отказываться от привычных стратегий и искать новые решения уже сегодня. Чтобы проанализировать актуальное состояние интерьерного рынка, мы обратились к его непосредственным участникам. О том, как проходит адаптация к новой реальности, и какие пути развития можно наметить сейчас, нам рассказали основатели двух концепт-сторов, дизайн-бюро, студии керамики и мебельного бренда.
Юлия Лобойко основательница
концепт-стора «Палаты»
Сейчас мы прежде всего были вынуждены отменить все долгосрочные планы и пересмотреть стратегию. К сожалению, такой опыт у нас уже есть, так как бизнес в России трясет с завидной регулярностью. Мы находимся в режиме сохранения: концепта, локации, наработанных связей с клиентами и авторами.
Цифровое пространство меняется — пока непонятно, каким будет наш бизнес в частности и вообще бизнес в России в будущем, но работа с людьми всегда была и будет в приоритете.
Возможно, это прозвучит странно, но трудиться приходится в усиленном режиме: мы даже расширяем штат, чтобы справиться с задачами, большинство из которых сейчас даже не про коммерцию и прибыль, а про поддержку сообщества и авторов. Наш труд всегда был направлен на поиск локального, альтернативного, востребованного. Многие сейчас впервые осознают, что импортозамещение — это непросто. На это нужны силы, упорство и воля, на этом пути неизбежны риски и ошибки. «Палаты» в этой реальности давно и, если наш опыт и знания могут помочь, мы готовы вовлекаться.
Пространство концепт-стора «Палаты»
Мы планируем расширить свое присутствие в социальных сетях и сделать контент не только коммерческим, но и социально-полезным. Также активно обсуждаем проведение серии офлайн-мероприятий в апреле, хотим дать возможность для живого общения клиентам концепт-стора и всем людям в профессиональной среде. Параллельно с этим мы продолжим вести работу над ассортиментом, будем ездить в запланированные экспедиции по регионам и вести посильные продажи.
Лена Медведева основательница
студии керамики «Нежно»
Наша студия в основном занимается созданием интерьерной и художественной керамики, и сейчас у нас происходит много изменений. Во-первых, часть команды уехала из России. Не понимая, какой будет ситуация в ближайшее время, я пока не стала искать новых людей. Второй важный момент касается материалов. Они либо совсем пропали, либо подорожали уже в два раза. Мы работали только с европейскими материалами, так как в России практически нет подходящей глины и глазурей. Но сейчас будем продолжать искать и пробовать.
В прошлом году мы сотрудничали с европейскими галереями, выпускали коллаборации с иностранными брендами. А в этом году у нас были большие планы по выходу на международный рынок — жаль, что про них сейчас можно забыть.
Сейчас мы больше стали фокусироваться на мероприятиях у нас в мастерской — это прежде всего мастер-классы и коворкинги.
К нам приходят люди, чтобы поработать с глиной, для многих это своего рода терапия и способ прийти в себя. В целом мы стали думать, как еще можем задействовать мастерскую — у нас большое и очень красивое пространство на Петроградке. Также мы активно изучаем варианты, в каких магазинах и галереях можем присутствовать в России.
Лена Медведева в студии керамики «Нежно»
Перестройки затронули и рабочие процессы. Например, мы всегда жили только за счет инстаграма, у нас даже сайта не было. Сейчас я думаю о развитии других социальных сетей проекта. Из плюсов (если в этой ситуации они вообще могут быть) — сейчас сильно ощущается поддержка комьюнити. Творческие предприниматели как никогда хотят объединяться, поддерживать друг друга. Возможно, это выльется в какие-нибудь интересные коллаборации.
Арсений Бродач основатель
бренда Delo Design
На первый взгляд, заказов у нас меньше не стало. Даже наоборот: появились заказчики со старыми неоплаченными счетами — все хотят купить мебель до ее подорожания. На данный момент мы повысили цены всего на 10%, но они будут расти и дальше.
У поставщиков моментально закончились импортные материалы. Мы использовали итальянские лаки и голландские краски — их больше нет, поэтому мы перешли на турецкие. Такая же ситуация с тканями: теперь мы используем китайские и турецкие. Оказалось, что с поставками из Китая тоже есть проблемы, потому что контейнеры с грузом везут по морю через Европу, и на границе их не пропускают. Ткани из Турции продают в долларах — с текущим курсом они стали для нас почти вдвое дороже.
Что будет дальше, мы не знаем. Во время локдауна, например, были проблемы с поролоном, потому что он производится из компонентов, которые делают только в Германии. Там остановились производства, что привело к дефициту этих компонентов на российском рынке. Сейчас такая же ситуация с импортом, и мы не знаем, существует ли альтернатива.
Мы закупились впрок теми материалами, которыми могли, и вложились в оборудование, ведь вскоре и его будет очень сложно найти.
Шоурум Delo Design
Большая часть российского мебельного рынка нашего сегмента — это импорт, а качественных производств с изделиями авторского дизайна нашего уровня очень мало. Нам стало поступать много запросов от российских ритейлеров, которые продавали мебель из Европы и Китая, потому что поставки прекратились. Но мы не готовы с ними сотрудничать, так как не можем предложить тех условий, к которым они привыкли.
Мы были ориентированы не только на российский рынок, но и на европейский. С логистикой заказов в Европу итак были сложности. Все идет к тому, что экспорта из России теперь не будет вообще. Да, ситуация «не очень»: трудно предсказать, что будет с нашей индустрией и бизнесом в России. Но мы надеемся, что мы и наши коллеги сможем сохранить производственные мощности и свое ремесло.
Наталья Маслова основательница
студии интерьерного дизайна 3L Decor
и концепт-стора 3L Store
Текущая мировая ситуация затронула все сферы нашей жизни, и сфера дизайна — не исключение. В нашем случае мы ощущаем влияние как на работу дизайн-студии, так и на деятельность концептуального пространства 3L Store. В дизайн-проектах мы зачастую используем высококачественные и эксклюзивные европейские отделочные материалы — разные породы мрамора, а также освещение, розетки, системы умного дома, коллекционную мебель и предметы декора и искусства. Даже та мебель, которую мы создаем в России индивидуально под проекты, имеет европейские шпоны, текстиль и комплектующие. Мы четко осознали, что наш рынок оказался не подготовлен к полной изоляции и импортозамещению. И, безусловно, потребуется немало времени, чтобы отшлифовать качество отечественного производства до уровня, привычного нашим клиентам.
Что касается 3L Store, то одним из главных принципов в его работе для меня был именно микс отечественных и западных ремесленников и художников — объединение и обмен культурами, навыками и мастерством.
Мы хотели познакомить локальное сообщество с западными художниками, а также повысить узнаваемость наших авторов в мире. Например, в прошлом году на выставке у Розанны Орланди лично встретились два автора, представленные нами ранее в Москве, — это Алексей Дрождин и дуэт Vezzini & Chen, каждый из которых виртуозно и самобытно работает со стеклом. Они смогли пообщаться лично и обменяться профессиональным мнением — это очень важно. Теперь же западные художники если и будут по-прежнему проявлять интерес к тому, чтобы быть представленными на российском рынке, то их предметы будут значительно отличаться по стоимости и станут снова менее доступны для нашего клиента — за счет стоимости логистики, транспортных расходов, того же курса.
Пространство концепт-стора 3L Store. Фото: Михаил Лоскутов
К сожалению, никто в полной мере пока не знает, чем все закончится. Но я склонна верить, что уже сегодняшние ограничения дают сильный толчок российским художникам и ремесленникам к совершенствованию, самореализации и самовыражению.
Однозначно будет подъем сферы искусства — творческие люди наиболее чувствительны к малейшим изменениям, они остро ощущают среду, и им непременно нужно выражать свои эмоции в творчестве. Я со своей стороны как в дизайн-бюро, так и в развитии 3L Store вижу больше сотрудничества с российскими мастерскими, ремесленниками, художниками. Во-первых, хочется поддержать нашу индустрию в дальнейшем развитии, а во-вторых, чего бы мне точно не хотелось, так это замены привычных западных решений на доступные китайские реплики. Конечно, мы несмотря ни на что будем продолжать от всего сердца создавать честные художественные проекты и верить, что красота и любовь к искусству спасут мир.
На обложке: коллекция мебели и предметов декора от концепт-стора «Палаты». Фото: Антон Иванов.