Личный опыт: впечатления от Голландской недели дизайна
Фестиваль в Эйндховене совсем не похож на недели дизайна в Лондоне или Милане: он не про форму, эстетику, тренды, хотя и про них тоже, он про самый наукоемкий дизайн, про самые необычные междисциплинарные эксперименты и про будущее, которое нам и не снилось. Только часть проектов можно «увидеть», многие придется изучить, обсудить, понять. Узнали, как это удалось тем, кто в этом году оказался в Эйндховене впервые, и добавили рекомендации на будущее от завсегдатая DDW Ольги Косыревой.
Ольга Косырева дизайн-критик, лектор, организатор дизайн-туров
Первое, что нужно знать о Голландской неделе дизайна, – это именно неделя дизайна, а не мебельная ярмарка, как Maison & Objet и iSaloni. Отсюда – другой формат и более разномастная аудитория. Dutch Design Week охватывает весь город, и хотя ключевые локации известны, никакого центрального выставочного павильона здесь нет. Отсюда – некоторая сложность в навигации. Разобраться самому, что к чему, может быть проблематично, если едешь в первый раз. К тому же современный дизайн часто требует разъяснений – он не столько про красивую форму, сколько про необычные технологии и неожиданные материалы, про смыслы.
В отношении используемых технологий и материалов магистральных направления два: новые технологии и материалы и, напротив, самые привычные, даже бросовые, материалы (бумага, картон, стекло, керамика). Из первых все более широкое применение находят биоразлагаемые пластики (о которых два года назад мы еще и не слышали). Их берут за основу пластичных и прочных вещей с экологически безвредным и даже ценным наполнением. В этом году мне встретились стулья из биопластика и сена, биопластика и старых джинсов, старой военной формы, вышедшей из строя униформы стюардесс KLM и т.д.
Инновационный материал «литопласт» дизайнера Шаха Ливн
Самые интересные разработки представляют на выставке Dutch Design Award – лучшего в голландском дизайне за год. Кроме того, обязательно стоит сходить на ежегодную выставку работ выпускников Эйндховенской академии дизайна, заглянуть в студию голландских дизайнеров Кики ван Эйк и Йоста ван Блейсвика. Визит к ним всегда – как погружение в сказку. Кики творит свои волшебные миры из лепестков, травинок, колокольчиков, сказочных домиков, и прочих чудес. Йост более технологичен, и его вещи сделаны из проволоки, листов рваного железа, грубой неглазурованной керамики, старых индустриальных приборов и так далее. В этом году они переехали в новое помещение, где и студия для работы, и выставочное пространство, и магазин, и офис – можно увидеть не только готовые дизайнерские решения, но и весь процесс работы.
В отличии от мебельных салонов, Dutch Design Week рассчитана, в первую очередь, не на иностранную публику, а на самих голландцев, и их здесь больше всего, в том числе далеких от дизайна. Приятно наблюдать, как воскресным утром в мебельный шоу-рум приходят бодрые старички и родители с детьми в колясках – чтобы просто хорошо провести время. Впрочем, русские в Эйндховен тоже приезжают: в прошлом году я видела преподавателей Строгановки, а в этом – уже их студентов. Я сама четвертый год собираю неравнодушных в дизайн-тур на Dutch Design Week – желающие всегда есть.
Кровать для больниц и лагерей беженцев Ирис Мюрил Ван Хаутен
Ольга Эшби дизайнер (Лондон, Москва)
В этом году я впервые отправилась на DDW и была откровенно мало подготовлена к тому, что я на ней увижу. К событию я отнеслась совершенно так же, как и ко всем другим неделям дизайна, проходящим в Милане, Париже и Лондоне, но голландская неделя дизайна — мероприятие совсем другого формата. Выставок, к формату которых мы так привыкли, здесь не существует: все события проходят на отдельно действующих площадках, связанных общей идеей и заданной темой.
DDW совершенно точно сломает ваши стереотипы и вывернет наизнанку все представления о дизайне как о мягкой и комфортной среде обитания наших клиентов или о средстве самовыражения нашего эстетического «я» при помощи модной в этом сезоне мебели. Здесь все это вторично. На первый план выходит движение прогресса в сфере изобретения новых материалов, переработки мусора в полезное и нужное, расширения сознания при взгляде на простые вещи. Технологии производства здесь ушли далеко вперед. Некоторые дизайнеры призывают перестать печатать всякую ерунду на 3D-принтере (в то время как я его видела только в интернете), а поиск альтернативного источника энергии — дело совсем обыденное.
Если вас интересуют социальные проекты, изучение природных материалов и грамотное использование ресурсов, вам в Эйндховене точно понравится.
Парковочный механизм для велосипеда от Милау Бергс
Ожидать люксовые бренды точно не стоит: голландцы о них даже и не думают – даже по городу они разъезжают на велосипеде, а самая дорогая машина в Эйндховене – Volvo, но и она предоставлена спонсорами недели дизайна. Дорогие вещи есть, но это сплошь авторское, произведено интересным способом или несет в себе какие-то инновации.
Одним из самых ярких моментов недели для меня стал просмотр работ выпускников Академии дизайна в Эйндховене. Огромное количество интересных работающих идей от только что закончивших институт учеников я увидеть не ожидала. Откидная кровать для больниц и лагерей беженцев, созданная студенткой Ирис Мюрил Ван Хаутен, не просто функциональна, но и красива, а главное, удобна ( я не удержалась и проверила). Парковочный механизм для велосипеда от Милау Бергс, который до момента использования скрыт под землей, был бы необыкновенно полезен в Лондоне и в парках Москвы. Из того, что я бы сразу купила для себя, — приборы для еды Роксаны Брэннан, призванные подарить новые ощущения от хорошо знакомых блюд, в еще тактильные и чувственные статуи от Флёр Хюллеман. На них просто приятно смотреть и, конечно, трогать.
«Обеденные игрушки» Роксаны Брэннан
Кроме локаций недели дизайна, несомненно, стоит обратить внимание на собор Святой Екатерины с очень современными витражами в духе Пикассо, а еще – на здание Музея ван Аббе: его архитектура лично меня по-настоящему порадовала.
Елена Риман дизайнер (Самара)
До Голландской недели дизайна я уже была на imm Cologne, iSaloni, BAU, но вот в Эйндховене оказалась впервые. Чтобы вычленить из общего объема информации самое важное и успеть посмотреть самое интересное, нужно быть супергероем, поэтому я твердо убеждена, что на любую выставку, особенно если собираешься туда впервые, стоит ехать с профессионалом – так я оказалась в составе группы Ольги Косыревой.
Сумки из «альтернативной кожи» Билли ван Катвейк
Сам по себе Эйндховен – городок небольшой и спокойный, но на время DDW он превращается в большой дизайнерский Диснейленд.
Раньше большую часть города занимали заводские и складские помещения компании Philips, но когда производство перевели в другие страны, все эти помещения остались пустовать. Стоимость аренды была минимальной, и скоро бывшие склады начали занимать «свободные дизайнеры», сначала выпускники местной академии дизайна, а потом и все, кто видел свое предназначение в том, чтобы заниматься этим делом.
Голландская неделя дизайна сегодня – это разбросанные по карте города объекты, которые воплощают различные дизайнерские идеи: материалы, технологии, мысли, предметы. Хотя город сам по себе и небольшой, расстояния между точками приличные – ориентироваться можно по выпущенной к событию карте с удобной нумерацией. Это самое большое отличие DDW от мебельных ярмарок вроде iSaloni, где все экспонаты собраны на одной гигантской площадке и нужно только переходить из павильона в павильон. Вместе с тем, ехать на голландскую неделю дизайна стоит не за новыми брендами и конкретными коллекциями,а за вдохновением и свежими идеями. Я бы сказала, что приезжать в Эйндховен надо в моменты творческого кризиса, чтобы посмотреть на дизайн под новым углом, расширить свое дизайн-сознание. Для меня, по крайней мере, это сработало на все сто.
Анастасия Мамаева дизайнер (Иркутск)
Это была моя первая поездка в Голландию, и я никогда раньше не ездила ни на дизайнерские ярмарки, ни на недели дизайна, за исключением разве что I Saloni WorldWide Moscow. Другого опыта поездок, связанных с дизайном, у меня никогда не было, поэтому из Эйндховена я привезла массу впечатлений. Во-первых, меня очень впечатлил подход голландцев к дизайну. Они активно работают с переработанными материалами, делают прекрасную мебель и предметы из отходов производства. Во-вторых, они используют преимущественно экологичные материалы – придумали даже биоразлагаемый пластик – и, в-третьих, в каждом таком проекте есть определенная социальная польза, большой смысл и философия. В большей степени современный голландский дизайн направлен на то, чтобы перерабатывать то, что было создано ранее, но потеряло актуальность, и улучшать таким образом жизнь людей.
Книга «Death Education» студентки Союнг Лим
Настоящим открытием для меня стала выставка студенческих работ Эйндховенской академии, в области дизайна одной из лучших в мире. Книги, рассказывающие детям о теме смерти, потрясающие качеством дизайна очень комфортные жилеты для капельниц вместо привычного штатива на колесиках, специальные тренажеры для людей с болезнью Альцгеймера, удобная для вылизывания посуда, которая дарит незабываемый эмоциональный опыт – где еще увидишь такое? Для человека с российским менталитетом каждый такой проект – поразительное открытие, которое заставляет пересмотреть свое видение дизайна в целом, и я думаю, что Неделя дизайна в Эйндховене это очень желательный опыт для вообще каждого дизайнера, но в особенности предметника: никто не вкладывает в предмет больше смысла, чем это делают голландцы.
Фото на обложке: в студии Кики ван Эйк и Йоста ван Блейсвика