Дизайн и ремесло: победители о своих проектах и участии в конкурсе
15-16 июня в Нижегородской области прошла выставка работ участников и объявили итоги конкурса «Дизайн и ремесло», члены жюри решили разделить призовой фонд между всеми финалистами. Увидеть выставку в Москве тоже будет можно — предполагается, что она пройдет в июле в музее ДПИ.
Участники конкурса смогли не только представить свой взгляд на современные промыслы, но и близко познакомиться с производствами — свои прототипы они делали вместе с мастерами по хохломской росписи, чернолощеной керамике, городецкой росписи и вышивке «Нижегородский гипюр». Причем большинство конкурсантов смогли поработать не на одном, а сразу на нескольких производствах, оценить их и сравнить. Об этом опыте рассказали сами финалисты.
Хохломская роспись по дереву (Семёнов), Белугин Семен
Белугин Семен
Хохломская роспись
Это был замечательный опыт. Я общался с невероятными людьми и пережил череду поразительных открытий — одна деревянная архитектура Семёнова чего стоит! Сами народные художественные промыслы раскрылись для не умирающими предприятиями, а расписными ларцами с сокровищами, где самые красивые самоцветы — люди. Жители Семёнова очень любят и берегут свое ремесло и всей душой болеют за его развитие и грядущее возрождение. Этот конкурс — вера в то, что русская идентичность проснется ото сна и запоет свою песню на весь мир.
Хохломская роспись по дереву (Семёнов), Светлана Катаргина
Светлана Катаргина, Татьяна Бабкова
Хохломская роспись
Очень ценно, что инициатива конкурса «Дизайн и ремесло» была поддержана сверху и получила финансирование. Это очень полезный эксперимент для всех. Для дизайнеров — это возможность выйти из зоны комфорта, для фабрик — начать движение в новом направлении, к производству современных изделий. У фабрик большой потенциал, а у нас много идей. Было бы замечательно получить эффектный, качественный результат и продолжить сотрудничество.
Очень поразила производственная мощь хохломской фабрики: мы не ожидали увидеть такие большие цеха, сложное производство. Приятно было встретить профессионализм на всех уровнях, от управленцев до мастеров, и гибкий подход к решению задачи. Хотелось бы, чтобы промысел жил, развивался, модернизировался, ведь столько талантливых людей участвуют в процессе! При изготовлении нашего объекта задействована была вся производственная цепочка: токарные, столярные работы, грунтовка, покрытие несколькими слоями олифы, лужение, обжиг и, конечно же, знаменитая хохломская роспись. Процесс длительный и пока объект прошел только начальные подготовительные стадии производства. Будем надеяться, результат превзойдет ожидания, ведь для этого есть все предпосылки.
Чернолощеная керамика, Катерина Закирова
Екатерина Закирова
Чернолощеная керамика
В нашей самой маленькой мастерской все прошло ровно и гладко. У нас был только один мастер — Владимир Георгиевич Щипанов. С ним приятно и комфортно общаться, обсуждать рабочие процессы. Трудности были с листовой керамикой: оказалось, мастер этим не занимается и не особенно любит. К счастью, Владимир пошел нам на встречу. Он рассказал обо всех производственных процессах, провел мастер-класс на гончарном круге и дал попробовать сделать некоторые объекты из проектов.
Мастера других производств произвели смешанные чувства. Со стороны ситуация выглядит довольно печально: умирающие производства, низкая оплата труда за сложный, кропотливый труд в не самых благоприятных условиях (это же безумие — треть жизни провести в покрасочных цехах в Семенове). Но погружаясь в эту атмосферу, понимаешь, что это абсолютно другой мир, и возможно, изнутри все выглядит по-другому. Надеюсь те, кому удалось поработать на этих производствах и лично общаться с работниками, познали дзен НХП.
Фабрика в Сёмино поразила своей масштабностью, оснащенностью и организованностью.
У нас в Санкт-Петербурге даже на крупных мебельных фабриках такого нет. Один только цикл использования отходов производства чего стоит! Они на своем примере показывают, что на одних промыслах далеко не уедешь. А чтобы их поддержать и сохранить, нужно развиваться и заниматься чем-то еще. Очень хочу поработать с этой фабрикой в дальнейшем.
Городецкая роспись по дереву, Елена Иванникова
Елена Иванникова
Городецкая роспись
Создавая свой продукт, я взяла за основу элементы росписи с работ старых мастеров. В своих изделиях я хочу показать, как прошлое встречается с настоящим, не нарушая при этом традиций росписи. Поездка на Городецкую фабрику позволила мне увидеть на работу производств изнутри, познакомиться с мастерами, работающими на фабрике, погрузиться в атмосферу и изучить тонкости производства. Это по-настоящему интересный и вдохновляющий опыт, позволивший по-новому посмотреть на уже знакомые вещи.
Хохломская роспись по дереву (Сёмино), Мария Ойкимус
Мария Ойкимус
Городецкая роспись
На мой взгляд, «импровизация» на тему ремесла прошла успешно. Приятно осознавать, что появился конкурс в новом формате, во время которого, казалось бы, совершенно «случайные люди» могут встретиться, найти много общего и попытаться вместе разработать новые модели мышления в ремесле.
Хохломская роспись по дереву (Семёнов), Марина Турлай
Марина Турлай
Хохломская роспись
Все были довольно открыты к созданию нового продукта, не мешали, предлагали те или иные решения, исходя из ресурсной базы и умения людей.
Для решения каждой задачи нам подбирали самых нужных людей: опытного токаря, резчика, художника с определенной спецификой и прочее. Коммуникация была простой — люди вполне владеют современными технологиями и оперативны. Наша свобода на фабрике была почти безгранична: мы могли везде ходить, спрашивать, смотреть, фотографировать.
Здорово, что не было конкуренции среди дизайнеров, и мы могли спокойно работать над проектами, помогая друг другу. Вообще, коллаборации на производстве могла бы способствовать появлению новых хороших продуктов, над которыми работает не один человек, а команда.
Хохломская роспись (Семёнов), Юлия Корица
Юлия Корица
Хохломская роспись
Это очень замечательная идея — предоставить дизайнерам возможность посмотреть по-новому на народные художественные промыслы, а главное, воплотить в жизнь свои идеи и стать причастными к возрождению удивительных ремесел.
Мы увидели своими глазами, как работают мастера на фабриках, как они любят свое дело и трепетно относятся к ремеслу. Это удивительные люди. Главное, у нас была возможность поработать вместе с ними. Когда наблюдаешь, как необычно рождается строчка вышивки, или, как много производственных процессов нужно пройти хохломскому узору, прежде, чем заиграть золотым цветом, понимаешь, насколько уникальны наши традиции. Отдельное спасибо фабрике «Хохломская роспись» в Семенове за теплый прием, интерес и помощь в наших проектах.
Вышивка «Нижегородский гипюр», Екатерина Маслехина, Анастасия Дубова
Анастасия Дубова, Екатерина Маслехина
Чкаловский гипюр
Мне представляется, что для дизайнеров прошедших национальную школу, прививавшую эстетику функциональной, чистой формы, создание работы на базе национальных художественных промыслов — это возможность почувствовать себя свободным художником, интерпретировать традиционные орнаменты, мотивы, образы, колорит. По ощущениям, такая «форма творчества» отвечает нашему менталитету — умению полюбоваться красотой в традиционной и новой форме. После поездки на фабрики ремесел я в этой мысли только утвердилась. Мастера, чья работа — ежедневное поточное, порой конвейерное производство «матрешек» (в нашем случае, километров вышивки), отнеслись к идее создания нового продукта весьма благожелательно.
На «нашей» фабрике (ЗАО «Гипюр») коллектив преимущественно женский, маленький. Работа тяжелая, причем у всех: директору надо как-то больше продавать, главному художнику творить больше всевозможного разнообразия, мастерам вышивать, шить, утюжить! И при всем этом к нам относились как к «родным». Мы задергали буквально всех на фабрике: «А что это?», «А это как?» «А мне дай попробовать», «Этого отрежь», «Это не так», «А можно вот так», «И таких два»... И при этом люди нашли для нас время, никто нам не отказал! У всех, кто участвовал в процессе создания вышитой детали для нашего проекта, был энтузиазм, желание помочь, терпение мастера...
Сувениры подарили! Я чуть не разрыдалась. Что тут скажешь? Это полный восторг! При этом люди, каждый день находящиеся в окружении красоты, живут за чертой бедности и не унывают… Оказаться внутри всего этого на какое-то время — мощный стимул не опускать рук, творить, создавать, сохранять, учить, учиться.
Городецкая роспись по дереву, Светлана Липкина
Светлана Липкина
Городецкая роспись
Я знакома с многими российскими производствами и недавно ездила с экскурсией на промысел в новгородскую область, поэтому во многом мои ожидания от поездки оправдались — эйфория сменялась отчаянием, но все в итоге получилось!
Изначально у нас был неплохой план: приезжаем, смотрим, даем ценные указания, получаем результат. Но все, конечно, пошло не так. Несмотря на то, что организаторы сформировали подробное техническое задание, учесть все нюансы и подводные камни при создании нового изделия просто невозможно. Некоторые конструктивные решения пришлось менять буквально на ходу, что абсолютно нормально. Именно через отслеживание всего процесса, от заготовки до презентации на выставке, можно добиться лучшего результата, который удовлетворит и дизайнера, и производство, и покупателя.
И все же сотрудничество дизайнера с промыслом — это пока эксперимент и не совсем понятно, к чему он в итоге приведет.
Возможности и ожидания у всех промыслов разные. Не все перспективные идеи, отобранные жюри, можно реализовать теми мощностями, которые фабрики имеют сейчас. Например, для изготовления достаточно простой заготовки под городецкую роспись пришлось обращаться на другой промысел. С одной стороны хорошо, что между фабриками налажено партнерство, с другой — это усложнение логистики и дополнительные затраты.
Хотелось больше времени поработать с художниками, познакомиться с разными техниками письма. Но даже нескольких дней хватило, чтобы совершенно по новому взглянуть на эстетику и ценность ручной росписи. Сейчас я продолжаю общаться с мастерами дистанционно — вместе мы пытаемся найти оптимальное сочетание присущей промыслу декоративности и современных тенденций. Хочется надеяться, что это только начало и наше сотрудничество выльется в серию, которая будет по-настоящему востребована.
Вышивка «Нижегородский гипюр», Таня и Миша Репины
Таня Репина
Чкаловский гипюр, Хохломская роспись (Семино)
В Нижегородском гипюре мы создавали свой проект совместно с главным художником Натальей и мастерами, разработали клеймо для светильника, поняли нюансы и технологии построения орнаментов. В этом процессе соединяются два мира, дизайн и ремесло, традиции и новый взгляд. Это те шаги, которые сделают промысел актуальным в интерьере.
Также мы сотрудничали с промыслом Хохломской росписи в селе Сёмино. Их производство очень похоже на европейское. Основатель Евгений начинал 20 лет назад с обычного гаража, а сейчас у него — огромные площади, просторные цеха. Настоящий храм труда и мастерства.
Производство базируется на принципах recycling: все отходы древесины тут же перерабатываются в брикеты и применяются для отопления.
При виде творчества мастериц мне хочется преклониться перед их умением и мастерством. Главный художник Ольга совместно, бережно и с пониманием процессов и нюансов, деликатно и уместно помогла нам применить традиции росписи в проектировании новых предметов. Конечно, мы понимаем, что ценность труда мастериц намного выше их заработков. Мы надеемся, что наш общий новый взгляд на их труд поможет промыслу создавать теплые, актуальные, функциональные вещи, привлечет всеобщее внимание к сохранению традиционных ценностей.
Хохломская роспись по дереву (Сёмино), Таня и Миша Репины
Миша Репин
Чкаловский гипюр, Хохломская роспись (Семино)
Это не первая наша поездка на промыслы, но самая осознанная и интересная. Гусевской хрустальный завод, где мы размещали заказы на хрустальные колбы, мы не успели ощутить, почувствовать его атмосферу. А здесь, благодаря нескольким дням, проведенным на каждой фабрике, мы немного, но окунулись в атмосферу и особенности производств. Надо сказать, что увиденные вживую предметы, общение с реальными людьми, создающими сегодняшний пласт народного искусства, ощущение местности, в которой это искусство родилось и продолжается, меняет отношение к промыслам. Когда становишься соавтором на таких фабриках, создаешь предметы с попыткой сохранить саму суть промысла, ощущается ответственность и причастность к чему-то великому и прекрасному.