Дизайн-код в архитектуре
Наталья Сидорова, архитектор и сооснователь архитектурной группы DNK ag, рассказывает и показывает на примере реализованных кейсов, что такое дизайн-код территории, как он создается и какие задачи решает.
Дизайн-код (ДК) – понятие довольно широкое, давать ему четкое определение следует применительно к каждому отдельному проекту или зданию. Согласно определению, данному в словаре на сайте strelka.mag, дизайн-код — это проиллюстрированный набор правил проектирования, требований и рекомендаций по вопросам физического и эстетического развития проекта. Графические и письменные компоненты дизайн-кода подробно и точно строят дизайнерское видение генерального плана при проектировании и разработке объекта. ДК обычно содержит блок фиксированных правил и свободных, которые предлагают определенную вариативность решений поставленной задачи. Один из примеров – проект ЗИЛАРТ, жилой район на полуострове бывшего завода ЗИЛ, в 5 км от центра Москвы, где мы принимали участие во второй и третьей очередях жилой застройки.
Кейс ЗИЛАРТ
Концепция ЗИЛАРТ – продуманный мастер-план и единый дизайн-код, разработанный для всей территории ЗИЛ архитектурным бюро «Меганом». Автор Юрий Григорян привлек к работе над огромной территорией разных архитекторов, чтобы получился живой разнообразный город, несмотря на то, что он создан одномоментно. Предложенный дизайн-код задавал градостроительные параметры и параметры для зданий по высотности и основным членениям объемов, требования к материалам. В то же время в ДК была установка на художественную уникальность каждого из зданий. И в этой художественной части архитекторам представлялась определенная свобода решений, но в единой стилистике градостроительной концепции. Так, например, во второй очереди при заданном ДК параметре «башня в материале белого цвета» у нас получилась башня «Чайка» (14 квартал) со складчатым фасадом, где угол излома и структура окон ассоциируются с силуэтом крыла чайки.
Башня «Чайка»
А в третьей очереди (квартал 26) для угловой башни каждый сотрудник нашего бюро разработал свой этаж, потом мы смешали их в случайном порядке, выбирая высоту по жеребьевке, собрали их в макете, а дальше доработали и гармонизировали фасады. Получился дом-манифест или, как мы его назвали, «Мастер-ключ», который символизирует творческое взаимодействие всех архитекторов как при проектировании всего ЗИЛАРТа, так и отдельного здания в отдельном квартале: на нем проявился живой фасад с разными окнами и богатой поверхностью со своим узором, рельефом, фактурой и текстурой.
Благодаря существующему дизайн-коду и установленным правилам на ЗИЛАРТе получилась слаженная работа всех команд архитекторов, автоматическая увязка всех элементов в рамках ДК, но при этом и создание уникальных решений. Как результат – целостный образ застройки. Таким образом, дизайн-код можно интерпретировать как установку глобальных рамок, куда уже встраиваются отдельные элементы.
ЗИЛАРТ
Кейс «Новый город»
С другой стороны, дизайн-код может быть ключом для формирования пространств, особенно когда речь идет о взаимодействии существующей и будущей застройки, а не отдельных объектов или фасадов. Такую задачу мы решали при создании дизайн-кода для района «Новый город» (в границах территории ул. 50 лет ВЛКСМ и ул. Фруктовой) в Ижевске, где мы работали с уже существующей планировочной концепцией застройки. В основе нашего дизайн-кода – принцип пространств, заложенных в планировочной схеме: Площадь, Двор, Сквер, Улицы, Бульвар, Променад. Именно типология того или иного пространства с его сценариями, характером и эмоциями, которые оно вызывает, продиктовала разнообразные концепции фасадов. Например, камерное и в то же время общественное «Пространство сквера» образовано несколькими кварталами с разными фасадами. Главное здесь – вид на городской сквер, поэтому элементами кода стали большие окна, активный паттерн балконов и эркера, террасы на верхних этажах. По-другому решено динамичное «Пространство улиц». Здесь живой и вместе с тем спокойный характер фасада: однотонный по цвету с подвижным ритмом окон; выступающие эркеры и балконы. Акцент на завершение зданий – мансарды с террасами.
То есть в «Новом городе» мы использовали образный подход: сформировали характер пространств, на которые выходят дома, и в зависимости от него «прописали» сценарии фасадов. В результате мы получили городское разнообразие, так необходимое большому району, которое достигается не просто чередованием разных домов и кварталов, а более сложными концептуальными решениями.
«Новый город», Ижевск