Дизайн-миграция: три истории переезда
В феврале британский банк HSBC опубликовал рейтинг лучших стран для миграции в 2018 году, и тройку лидеров составили Сингапур, Норвегия и Новая Зеландия. Но лучше не значит проще, и у каждого экспата – своя история переезда. Мы поговорили с тремя дизайнерами, которые по разным причинам уехали из России и теперь работают за границей, о том, как у них это получилось, что было сложного, в чем зарубежный подход к проектированию отличается от российского и есть ли разница между заказчиками.
Евгения Лялина-Йайыкоглу дизайнер Стамбул, Турция
Я из Ижевска, но последние 10 лет живу в Стамбуле – это город моего мужа. Про Стамбул не зря говорят, что он находится между Западом и Востоком, но не только город делится на части – люди тоже относят себя либо к одному, либо к другому. На Запад обычно равняются те, кто отучился в Америке или Европе и теперь вернулся на родину. В дизайне они предпочитают американский стиль, любят лофт и современное ар-деко, роскошь для них – это, в первую очередь, благородные материалы. Приверженцы Востока видят роскошь в сочетании белого мрамора и золота.
Мрамор вообще в Турции очень популярен – он стоит здесь куда дешевле дерева.
Исторически турки – кочевники, и кочевой образ жизни у них в крови. Даже современные жители Стамбула редко имеют свое жилье и в основном снимают квартиры, легко меняя дом при необходимости. Турецкие квартиры очень большие. Все потому, что семьи в Турции раньше тоже были большими, а площади должно было хватать, чтобы разместить всех. Сейчас, впрочем, ситуация понемногу меняется: появляются в том числе небольшие квартиры-студии. Что мне особенно нравится, турки очень хорошо понимают культуру быта, и многие вещи им понятны априори. Заказчики здесь такие же, как и в России: дизайнера интерьера приглашают те, кто может себе это позволить. Вместе с тем, интерес и желание обставить свой дом есть у многих женщин, которые, правда, в большинстве своем не знают точно, чего хотят. Свои первые проекты в Стамбуле я искала через местных русских, по сарафанному радио, а теперь решила сконцентрироваться на преподавании дизайна интерьера для тех, кто хочет обставить свой дом самостоятельно. Для них я придумала онлайн-курс «Там, где твой дом».
Проект квартиры для русской пары в Стамбуле. Муж – руководитель морской перевозочной компанией и везде хотел видеть дерево.
Турция очень разная, и у каждого региона – свои особенности, своя культура. Общая черта турецкого дизайна – богатые ремесленные традиции. Здесь очень много талантливых мебельщиков, каменщиков, ткачей. Я проектировала интерьер для шести зданий для высшего военного состава и лично для президента Туркменистана в центре Ашхабада (в составе одного из ведущих архитектурных бюро Toner Mimarlik), и все – включая резные перегородки и ковры – было сделано в Турции.
Дмитрий Журавский архитектор Вашингтон, США
В 1992 году я окончил Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. До 1998 года работал на немецко-российскую проектно строительную компанию, потом начал свое дело – проектировал коттеджи, занимался дизайном интерьеров. Дела шли неплохо: подобралась сильная команда архитекторов и строителей, появились постоянные заказчики, было много интересной работы, поэтому ни о какой эмиграции я тогда не думал. Уехать пришлось неожиданно в 2002 году – у жены появилась редкая возможность учиться и работать в США. Я собирался съездить на полгода, присмотреться, а остался на 16 лет.
Работу в США я нашел быстро – устроился в русскоязычную компанию NM Design Studio. Английский я не знал, поэтому первое время изучал язык, специфику проектирования и особенности американского архитектурного бизнеса. Довольно скоро у меня появились свои первые русскоязычные, а через некоторое время и американские, заказчики. Подучив язык, после нескольких лет работы, я перешел в американскую компанию, которая занималась проектированием интерьеров библиотек и реконструкцией памятников архитектуры. Сейчас я работаю по контракту в проектной компании Susan Woodward Notkins Architects и параллельно на себя, как частный архитектор. Работа фрилансером дает возможность самому выстраивать свой график. Часть проектов я делаю под именем Susan Notkins, часть – под своим.
В Америке существует очень четкое разделение между архитекторами частного жилья и общественных зданий.
С точки зрения «вхождения на рынок», заниматься частной архитектурой проще – не требуется получения специальных лицензий на проектирование. Я живу на восточном побережье, и архитектура частного жилья здесь сильно отличается от архитектуры, например, в Калифорнии, где много современных особняков из стекла и бетона. В Вашингтоне подход к проектированию более консервативный, в основном это дома в колониальном стиле, построенные по стандартным каркасным технологиям. Это позволяет сильно снизить сроки и стоимость строительства. Дело в том, что средняя американская семья живет в одном доме 5-8 лет, потом переезжает ради лучшей работы или школы для детей в другой район или штат. Поэтому вкладывать большие деньги в строительство или реконструкцию не имеет смысла – дом должен быстро и выгодно продаться. Хотя, конечно, есть заказчики, которые готовы переплачивать за нестандартные дизайнерские решения. Если в России материалы обычно стоят относительно дорого, а труд рабочих – сравнительно немного, то в США все наоборот. Рабочая сила (даже низкоквалифицированная) очень дорогая, поэтому архитектору нужно заранее подумать о том стоит ли, например, включать в свой проект каменную кладку – работа каменщика обойдется очень дорого.
Дом 1930 года постройки (площадь – около 160 кв. м) был полностью реконструирован с увеличением общей площади в два раза. На первом фото – дом до реконструкции, на втором – после. Проект был выполнен NM Design Studio.
Основная часть моей работы как архитектора – это реконструкция старого жилья. Большая часть жилого фонда – это небольшие дома, которые были построены до середины 1970-х годов и не соответствуют новым требованиям к качеству жизни. Мы существенно увеличиваем площадь, добавляя этажность, пристраивая новые помещения с современной кухней и новыми спальнями – старое жилье обретает новый облик.
За 16 лет работы здесь я спроектировал только один дом с нуля, хотя принимал участие в работе над тремя сотнями проектов.
Новые дома чаще строятся по типовым проектам – это обходится дешевле, чем нанимать архитектора. В основном, моя работа заканчивается, когда дом построен, а интерьерное проектирование ограничено дизайном кухни, ванных комнат и встроенной мебели. Заказчик либо занимается декорированием сам, либо приглашает декоратора.
Работа архитектора также оценивается по-другому: ему платят не за квадратный метр, а за потраченное время. Готовя смету на проектные работы, архитектор оценивает время, которое предполагает потратить на проект. Если он превысит это время по вине клиента, клиент будет оплачивать лишние часы дополнительно – это очень дисциплинирует и архитектора, и заказчика.
Я не знаю случаев, когда архитекторы въезжают в Штаты по рабочей визе, хотя, вполне возможно, они есть. В целом, американские компании предпочитают нанимать архитекторов с американским образованием и гражданством, особенно для работ над большими высоко бюджетными проектами, которые финансируются правительством или крупными корпорациями. Найти высокооплачиваемую работу непросто даже американским архитекторам – конкуренция очень высокая. В целом, я не могу сказать, что архитекторы в США очень хорошо зарабатывают. Как известно, по рабочей визе из России в Штаты в основном приезжают программисты или ученые. Архитекторам, переехавшим в США, часто приходится доказывать свой профессиональный уровень и проходить довольно продолжительный процесс адаптации или переквалифицироваться.
Ариадна Шмандурова дизайнер, основатель Studio Dutch Delight Амстердам, Нидерланды
В Москве я окончила Строгановку, потом переехала в Амстердам и поступила в 1992 году в Академию визуальных искусства и архитектуры Минервы в Гронингене. Учиться всему пришлось заново: если в России основной акцент в обучении делали на презентацию проекта, то в Нидерландах важнее всего концепция, основная идея проекта. Я уезжала из России в начале 1990-х годов, когда в стране фактически не было дизайна, и большинство выпускников, которые получили образование в этой сфере, были вынуждены работать в смежных отраслях. В начале 2000-х ситуация поменялась, и дизайнеры стали востребованными: начался бум отелей, ночных клубов и ресторанов – все они нуждались в оформлении. Я как раз отучилась в Амстердаме и уже пять лет работала в небольшой компании, когда меня пригласили проектировать развлекательный комплекс гостиницы «Россия» в Москве. Я вернулась в Россию и осталась здесь еще на четыре года, в основном проектировала бутики: делала магазин UK Style на Никитском бульваре, шоу-румы Маши Цигаль.
Частная вилла в Нидерландах. Проект Studio Dutch Delight
Через четыре года я вернулась в Амстердам, здесь, в квартале Йордан, у меня теперь есть своя студия. В Москве я получила хороший опыт, поэтому найти заказчиков в Нидерландах было несложно. Правда, в отличие от Москвы, я в основном проектирую частные интерьеры: страна небольшая, новые здания строятся не так часто, и оформлением общественных интерьеров, как правило, занимаются крупные строительные компании у которых в штате работают дизайнеры. Амстердам – туристический город и относительно заказов на общественные интерьеры являются отели и это моя любимая тема. Еще одна, новая, сфера моей деятельности – виртуальные интерьеры для рекламы производителей предметов дизайна. Например, нужно проиллюстрировать, как светильники из новой коллекции будут смотреться в пространстве. Я разрабатываю под них полную концепцию интерьера (все, как для обычного проекта), но только он так и остается виртуальным. В последнее время таких заказов все больше – благодаря высокому качеству визуализаций, которые сегодня практически неотличимы от фотографий и огромной потребностью продажи и через интернет.
Мои голландские заказчики напоминают мне русских: они много путешествуют, имеют свое мнение, бывают на выставках и знают, чего хотят. Мир сегодня, фактически, не имеет границ, поэтому люди, где бы они ни жили, видят одно и то же и собирают свои доски на Pinterest из одних и тех же картинок. Правда, дизайнеры в России и Нидерландах разные. Интерьерные решения нидерландских дизайнеров обусловлены наличием какой-то идеи, концепции и создание определенной атмосферы это не просто подбор мебели и материалов. А еще в Нидерландах очень большая конкуренция, и никто не пригласит дизайнера, у которого нет диплома профильного ВУЗа. В России если у тебя есть вкус и, допустим, ты уже успел оформить квартиру себе и другу, тебя может пригласить кто-то еще – страна большая, и заказов в целом больше, поэтому даже на дизайнеров без образования есть спрос. Это чисто российская тема, в Нидерландах такого нет.