Звук, персонализация и ясность идеи: как будет развиваться промышленный дизайн в 2025 году
Промышленный дизайн не перестает эволюционировать, отражая текущие изменения в обществе и предпочтениях потребителей. Устойчивость, индивидуальность и технологичность — по мнению советника генерального директора Национального центра промышленного дизайна 2050.ЛАБ Евгении Ежиковой, именно эти ключевые слова определят вектор развития отрасли на несколько лет вперед. О том, что еще будет характерно для сферы промышленного дизайна в 2025 году, она рассказала в колонке для Design Mate.
Евгения Ежикова советник генерального директора Национального центра промышленного дизайна 2050.ЛАБ
Устойчивый дизайн
Одной из главных тенденций 2025 года (и нескольких следующих лет в перспективе) останется стремление к устойчивому дизайну. Все больше компаний начали внедрять в свои процессы экологически чистые материалы и технологии, что позволяет не только сокращать углеродный след, но и привлекать внимание потребителей, для которых эта тема важна.
Фото: AppleSkin
Например, в России набирает обороты интерес к AppleSkin — экологичному нетканому материалу, который является альтернативой коже животных. Он производится из отходов яблочного сырья, а его применение помогает сократить потребление воды и энергии.
Фото: AppleSkin; BMW
Подобные инновационные биоматериалы на основе растительного сырья уже активно используют ведущие мировые компании из разных сфер, среди которых Mercedes, Adidas, Hublot и BMW.
Современные технологии
Технологические инновации тоже играют важную роль в развитии промышленного дизайна. Искусственный интеллект, 3D-печать и виртуальная реальность стали неотъемлемой частью процесса разработки, позволяя дизайнерам экспериментировать с формами и материалами, а также предлагать клиентам оригинальные решения. Например, благодаря искусственному интеллекту дизайнеры могут создать запрос на генерацию концепт-артов или разработать идеи визуального облика продукта на начальных этапах. Это помогает расширить количество вариантов, из которых в дальнейшем дизайнер будет собирать продукт и продумывать его реализацию.
Умные лампочки Яндекса
Использование умных технологий не только ускоряет процесс создания, но и открывает новые возможности для проектирования. Интеграция IoT (Интернета вещей) в повседневные предметы стала нормой. Умные устройства, от бытовой техники до офисной мебели, обеспечивают пользователям удобство и функциональность, что особенно отвечает запросам молодой аудитории, более гибкой и готовой к использованию инновационных продуктов.
Фокус на звук
Предыдущий тренд подстегивает следующий. Нельзя игнорировать усиление значимости звука в цифровой среде и в физическом мире. Мы замечаем бум голосовых помощников: они играют важную роль в упрощении бытовых вопросов, управлении банковскими приложениями, развитии сервисов для пользователей с ограничениями возможностей здоровья. Даже входы в общественные пространства стали оснащать звуковыми сигналами, что критически важно для людей с особенностями зрения. Таким образом, работа со звуком и звуковой дизайн имеют все шансы усилить мультидисциплинарность команд, создающих городские продукты и сервисы, а также повысить конкурентоспособность участников креативной индустрии.
Универсальный дизайн
Сейчас набирает обороты тренд на «инклюзивный дизайн» (или универсальный дизайн), когда проекты разрабатываются абсолютно для всех. В России, где проживает около 11 миллионов человек с инвалидностью, эта тенденция становится особенно актуальной. Государство, бизнес и творческие круги стали более осознанно внедрять принципы универсального дизайна при разработке интерфейсов, товаров, сервисов и объектов массового пользования — особенно это касается лифтов и общественного транспорта.
Персонализация
Пользователи все больше стали ценить индивидуальность и возможность кастомизации продуктов. Растет интерес к персонализированным решениям, которые позволяют клиентам адаптировать товары под свои нужды и предпочтения. Это касается как мебели, так и электроники, где возможность выбора цвета, материала и функционала стала важным фактором при принятии решения о покупке.
Фото: Kitfort
В области потребительской техники кастомизация стала доступнее за счет огромного количества вариаций готовых дизайнерских устройств — как, например, в каталоге компании Kitfort, где отличие разных моделей друг от друга может заключаться лишь в одной функции.
IKEA Planning Studio
Другой яркий пример в смежной с промышленным дизайном области — IKEA, которая предлагает клиентам возможность создавать уникальные комбинации из различных модулей, выбирая не только размеры, но и цвета, материалы и отделку.
Кастомизация становится не просто модным трендом, а важным фактором, влияющим на решение о покупке. Потребители все больше ценят возможность адаптировать продукцию под свои нужды, что делает их опыт более личным и значимым. В результате, компании, предлагающие такие решения, получают конкурентное преимущество на рынке, привлекая внимание и лояльность клиентов.
«Третье место»
Существует старая, но до сих пор не утратившая своей актуальности теория «третьего места» в урбанистике. Когда дом — это первое место, где человек проводит большую часть своей жизни, второе место — это рабочее пространство, а «третьим» называют место, которое играет важную роль в жизни общества и способствует творческому взаимодействию людей. От того, как устроены и оформлены «третьи места», зависит благополучие целых территорий и даже самочувствие людей. Поэтому в ближайшее десятилетие можно ожидать стремительного развития дизайн-кодов и стандартов для таких пространств и их инфраструктуры.
MEL Байкал
Поезд «Иволга»
Примером этой тенденции может служить серия лифтов MEL, которые не только выполняют свою основную функцию, но и создают пространство для взаимодействия. Запоминающийся дизайн вызывает интерес, превращая лифт из исключительно средства передвижения в настоящий арт-объект и часть общественной среды. Еще один пример — поезд «Иволга», запущенный на МЦД. Его интерьер стал результатом стремления создать дружелюбную атмосферу, где люди могут не просто перемещаются из точки А в точку Б, а комфортно работать и отдыхать.
Меньше значит больше
Минимализм тоже не теряет своих позиций. Простые, лаконичные формы и нейтральные цвета находят отклик у потребителей. Дизайнеры все чаще обращаются к принципу «меньше значит больше», создавая продукты и смыслы, которые не перегружают пространство и коммуникацию, а, наоборот, подчеркивают их, сохраняя ясность идеи и содержание.
Линейка Disco для Spin&Clean
Вероятно, это тот самый случай, когда тренды из массовых сегментов потребления стали перетекать даже в «суровые» сектора промышленности. Сначала пластиковые тары стали приятнее — вполне возможно, что и сами предприятия, которые их производят, вскоре решат сменить свой облик.
На обложке: серия лифтов MEL, проект Национального центра промышленного дизайна 2050.ЛАБ Изображения предоставлены Национальным центром промышленного дизайна 2050.ЛАБ.