Как московской галерее стать участником международной биеннале
С 21 октября по 7 ноября в Каире состоится биеннале современного искусства Forever Is Now, на которой свою инсталляцию «Уроборос» представит художник Александр Пономарев. Проект стал возможным благодаря поддержке российской галереи Surface Lab Art. Ее основатель, Ахмет Кагиров, поделился с Design Mate своей историей о том, как московской галерее представить художника на международной биеннале, в чем особенности производства 16-метровой инсталляции, и как привлечь к участию в проекте авторов с мировым именем.
Ахмет Кагиров основатель галереи Surface Lab Art
О возможностях участия в биеннале
Мы принимаем участие в биеннале Forever Is Now вместе с художником Александром Пономаревым — многократным участником Венецианской биеннале и организатором первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. Безусловно, сначала нужно найти автора, который может работать с большими и комплексными проектами. Создание инсталляции — это очень сложный и долгий процесс, в котором участвуют специалисты из разных областей. Также очень важно, чтобы у галереи была возможность поддержать проект как финансово, так и управленчески — нужно быть уверенным, что он будет признан экспертами мирового уровня.
Для нас, как для галереи, которая работает с архитектурными проектами, невероятно важно принять участие в биеннале, которая свяжет самые выдающиеся памятники мировой архитектуры с работами ключевых современных художников.
Александр Пономарев
О производстве инсталляции
Для начала стоит отметить, что наша 16-метровая инсталляция «Уроборос» — это международный проект, так как организовать ее разработку и производство в одной стране было невозможно. В этом отчасти и состоит прелесть «Уробороса» — никто не увидит его полностью до момента официального открытия.
Основную концепцию создавал художник в Москве, а рабочие чертежи делало бюро в Новой Зеландии. Это очень сильно усложнило процесс согласования чертежей, так как между нами была разница во времени 13 часов. Две ладьи «Ра», образующие вместе круг, между которыми расположены песочные часы, изготавливали наши партнеры в Египте. Они, кстати, специализируются на производстве транспортных судов — огромных, технологичных и комплексных машин. Взявшись за создание самых древних судов на земле из металла, мы, конечно, не думали, что это будет настолько сложно. Но работа над арт-проектами — это всегда что-то новое, необычное, творческое. Оказалось, что и ладьи не так уж легко воспроизвести, особенно, если между ними расположены песочные часы, и сами они должны вращаться при помощи специального руля.
Эскиз инсталляции
Эскиз инсталляции
Мы в Москве производили панно, изображающее змея «Уроборос», которого в Древнем Египте называли «Мехен». Оно находится в основании композиции. Безусловно, перед нами стояла важная задача управления всеми процессами, и это было бы невозможно сделать без моего личного погружения во все детали проекта.
Панно «Уроборос»
О сотрудничестве с иностранными художниками
Художники заинтересованы в международных проектах, особенно если речь идет о необычных и интересных локациях, например, плато Гиза. В случае с Forever Is Now, эта биеннале станет первым мероприятием, которое пройдет в непосредственной близости к Великим пирамидам. Такого еще не было в истории. Стать первым для автора мирового уровня — это всегда важно.
Об особенностях технологии печати на керамике
Керамическое панно, которое мы представили с художником в Музее архитектуры им. Щусева, было создано в Москве. Сейчас оно уже в Египте, так как будет расположено в основании инсталляции. На панно изображен змей «Уроборос», а также иероглифы, повествующие о представлениях египтян о людях и мире вокруг.
Инсталляция «Уроборос»
Параллельно с галереей Surface Lab Art я занимаюсь архитектурными проектами и создаю персонализированную керамику для крупных объектов. Мы взяли небольшую по размеру графическую работу Александра и масштабировали ее в огромное изображение, а также собрали тексты, предоставленные Институтом востоковедения РАН, и перенесли получившуюся композицию на керамическое панно. Кстати, это не один текст, а выдержки из разных документов — поучения царя сыну, надгробные надписи начальника некрополя, начальника царских работ, а также царского врача. Скорее всего, после закрытия биеннале объект будет размещен в одном из музеев Каира. Мы надеемся, что работа простоит еще много лет, и именно поэтому наша технология — это наиболее подходящий вариант, ведь керамическая печать с последующим обжигом при высокой температуре позволяет изображению сохранять свои краски вечно.