Свет как функция: светильники для профессионального освещения и как с ними работать
Почему термин «техническое освещение» только вредит проектам и когда можно обойтись без функциональных светильников — разбираемся в особенностях профессионального, или архитектурного освещения вместе со светодизайнером Натальей Маркевич. В дополнение — семь светильников для профессионального освещения из ассортимента салона «Светильники» на Малой Ордынке, 39.
Наталья Маркевич светодизайнер, куратор курса «Световой Дизайн» Архитектурной школы МАРШ
Главная функция технического света и его отличие от света декоративного
Прежде всего, я бы отказалась от термина «техническое освещение». С чьей-то легкой руки это словосочетание плотно вошло в обиход дизайнеров, архитекторов и специалистов по освещению, но пока ничего, кроме огромного вреда проектам, не принесло.
Когда мы называем освещение техническим, мы не можем применить к нему никаких критериев, кроме собственно технических: техническое освещение по своему определению не может быть красивым, удобным, эстетичным, а иногда даже функциональным.
Само определение освещения, как технического, привело к абсолютному непониманию, как с ним работать.
Но если вместо словосочетания «техническое освещение» использовать что-то более подходящее, например, «функциональное освещение», «общее освещение» или «архитектурное освещение», некоторые аспекты проектирования освещения окажутся не такими уж сложными.
Основная задача профессионального (архитектурного) освещения — создать требуемый световой эффект. А потому требования к его «начинке» гораздо выше, чем к внешнему виду. На первое место здесь выходят качество и параметры излучаемого светильником света. Каким будет световой луч — насколько мощным, широким или узким, — насколько хорошо он будет передавать цветовые оттенки материалов в помещении... При этом, с точки зрения внешнего вида, такой светильник может быть как предельно минималистичным, почти незаметным в пространстве, так и более сложным, в том числе, самостоятельным произведением искусства.
В декоративном светильнике, напротив, на первое место выходят форма и внешний вид. Такие модели часто выбирают как дополнительный элемент интерьера.
Световая система Flos Infra Structure
Когда без профессионального света не обойтись
Свет в интерьере, прежде всего, должен решать конкретную функцию. При этом, хорошо и удобно освещенный интерьер вполне можно создать и с помощью исключительно декоративных светильников. В качестве примера — классические американские интерьеры.
Вместе с тем, большая ошибка — выбирать декоративный светильник только по внешнему виду, как элемент композиции. В этом случае необходимого для решения для функциональных задач света может быть не достаточно. Например, если прекрасная люстра над столом не дает достаточно света, но важна для композиции интерьера, световую сцену можно дополнить функциональными светильниками.
Другой аспект применения профессионального освещения — это архитектура.
Работая над интерьером, мы тщательно планируем пространство, выбираем цвета и материалы, украшаем дом произведениями искусства. Без правильно подобранного освещения это все может потеряться. Часто декоративные светильники не в состоянии справиться с этой задачей, а вот профессиональные светильники как раз созданы для этой работы.
Профессиональный свет в частном доме и общественном пространстве
Многое зависит от функциональной нагрузки на помещение, образа помещения, необходимых световых сценариев, требованиям к качеству освещения и световой среде пространства. Мы все знаем прекрасные примеры больших общественных пространств, освещенных декоративными светильниками, например, зрительные залы театров. С другой стороны, есть немало примеров частных домов и квартир, даже небольших размеров, в которых без профессионального освещения не обойтись.
Flos Running Magnet
Как грамотно комбинировать разные типы освещения
Прежде всего, нужно помнить, что в вечернее время интерьер — это черная коробка. Поэтому проектировать вечерний образ помещения нужно так же тщательно, как и дневной, внимательно выбирая, что будет видно и на чем будет сделан визуальный акцент в помещении.
Нужно переключить свое внимание с формы светильника на световой эффект, который он производит.
Потому что, независимо от того, декоративной это или профессиональный светильник, основная функция светильника — светить.
Качественное освещение теперь не роскошь, а новая норма жизни. Каждый может позволить освещение музейного уровня у себя дома. Светильники становятся все меньше, а света дают больше. Это не только позволяет максимально интегрировать светильники в архитектуру, выводя на первое место именно формы помещения, фактуру материалов и свет, а не сами светильники, но и дает новое качество жизни и визуального восприятия пространства.
Семь светильников
для профессионального освещения
Потолочный светильник Wever & Ducre Sara
Архитектурный свет — главная специализация бельгийской фабрики Wever & Ducre. В ассортименте марки есть встроенные потолочные светильники, бра, подвесные люстры и трек-системы. Sara — компактный потолочный светильник прожекторного типа. Модель представлена в двух цветах: черном и белом. Вращающееся основание позволяет при необходимости легко перенаправить источник света. Это оптимальный вариант для создания самых разных световых сценариев, как аккуратной точечной подсветки, так и отраженного света (как на примере выше).
Подвесные светильники Flos Aim
Подвесной светильник Flos Aim придумали для Flos братья Ронан и Эрван Буруллеки. Алюминиевый плафон — белого, черного или коричневого цветов на выбор — подвешен на длинном кабеле, который дает возможность регулировать как высоту подвеса, так и направление света. Минималистичный внешний вид модели позволяет включить ее практически в любой интерьер.
Настенный светильник Flos Tight Light
Лаконичный настенный светильник прямого и непрямого света Tight Light придумал для Flos прославленный итальянский архитектор и дизайнер, большой любитель строгой геометрии, Пьеро Лиссони. Живой классик дизайна, Лиссони сотрудничает со многими ведущими брендами, умудряется обходиться без повторов, но, вместе с тем, никогда не изменяет себе: за видимой простотой его проектов всегда скрывается большое внимание к материалам и технологиям. Корпус Tight Light сделан из окрашенного экструдированного алюминия (он очень долговечен, поэтому светильник подходит в том числе для освещения фасадов), внутрь встроен мульти-блок питания.
Настенный светильники Paraluce Up & Down
Светильники для архитектурного освещения фасада Paraluce Up & Down минималистичны, но функциональны — то, что нужно, чтобы раскрыть индивидуальные особенности проекта, не перетягивая при этом внимание на себя. Отдельные световые пятна способны придать пространству глубины и объема. Упрощенная цилиндрическая форма светильника, а также выразительный, но неброский цвет модели — медный — идеально подчеркнут архитектуру, выросшую из советского конструктивизма: она состоит из сопряжения простых объемов. Светильник включает две лампы: нижнюю и устремленную в небо верхнюю.
Потолочные светильники Wever & Ducre DeEP
В семействе Deep — несколько моделей. Это фиксированные, не поворотные, модели со световым потоком четко вниз, разных цветов и со степенью защиты, например, для использования в ванных (IP44); светильники с ассиметричным лучом из серии Asym — такие подойдут для создания световых акцентов и заливки стен с эффектом wallwasher, — а также светильник Deep Adjust с возможностью разворачивать источник света в нужном направлении. Компактные и практически незаметные, они могут выступать как основным, так и дополнительным источником света.
Настенный светильник Artemide Talo
Светильник Talo итальянского бренда Artemide отличается своей обманчивой простотой. Автор проекта — шотландский дизайнер (который, впрочем, давно живет в Париже) Нил Поултон, один из самых известных конструкторов в области светотехники. Он сделал ставку на сглаженные углы и округлые линии. Модель включает одну светодиодную лампу, которая светит одновременно вверх и вниз. В выключенном виде это фактически самостоятельный предмет интерьера — настенная скульптура.
Потолочный светильник Artemide Pipe
Светильник Artemide Pipe — хороший пример того, что профессиональное освещение не обязательно должно быть лишено «декоративности». Модель в виде гибкой, сгибающейся в разные стороны трубки с полупрозрачным плафоном-цветком придумали для итальянского бренда швейцарские архитекторы Herzog & De Meuron. Когда в 2002 году они взялись за этот проект, у них уже была Притцкеровская премия, и несколько знаковых построек по всему миру — кому как не им, знать толк в архитектурном свете. Вместе с тем, Pipe не только дает направленный свет, но и светится сам — за счет перфорации на плафоне. Трюк с перфорацией, кстати, можно увидеть и в другом проекте архитекторов — на стенах жилого комплекса Beirut Terraces в Бейруте.
Фото на обложке: световая система Flos Running Magnet.