Вспомнить все: главные дизайн-темы уходящего года
Подделки, экологичные материалы и социальный дизайн – мы продолжаем подводить итоги года и вспоминаем, о чем больше всего говорили и писали про дизайн в уходящем году.
Экологичные материалы
Биоразлагаемая бутылка из экопластика на основе водорослей, Ари Йонссон
Тренд на экологичность заставил дизайнеров повнимательнее присмотреться ко всему тому, что еще два года назад никто не воспринимал в качестве материала всерьез: водорослям, грибному мицелию и даже опавшим листьям – в ход идет все. Смысл в том, чтобы сделать окружающие нас предметы более экологичными, безвредными, и заодно снизить уровень загрязнения планеты. Так, неделя дизайна в Эйндховене буквально прошла под лозунгом «Биопластик – новый пластик». Дизайнеры предлагают делать из отходов натуральных продуктов (водорослей, кукурузного крахмала, отходов сахарной свеклы и тростника) все, включая экологичные пластиковые бутылки, светильники и мебель.
Вторпереработка
Декоративные панели из домашнего мусора, дизайнеры Overtreders W + Bureau SLA
Благим целям служит и еще один современный тренд – recycling, или вторпереработка. Первыми за идею ухватились фешн-бренды (Adidas выпускает коллекции кроссовок и купальников из переработанного пластика, бренд одежды для экстремальных видов спорта Patagonia принимают износившиеся куртки, чтобы сшить из новые, а Matt & Nat делают свои сумочки и кошельки из переработанных бутылок), а теперь подтянулись и предметные дизайнеры. Дизайнеры Overtreders W и Bureau SLA изготавливают из отсортированного по цветам домашнего мусора декоративные панели, которые идут на покрытие наружных стен, дизайнеры Formafantasma делают офисную мебель из старых компьютеров и телефонов, коллекцию предметов для дома из переработанных материалов выпустила и IKEA. Много дизайнерских проектов связано с ресайклингом пробки (винной, вторичное использование коры пробкового дуба). Напольные покрытия, обои, натуральные заменители кожи не являются уже чем-то удивительным.
Подделки
Слева – стул Stool 60, Artek, дизайнер – Алвар Аалто, справа – табурет IKEA
Вопрос подлинности в дизайне не так прост, как кажется, и состоит не в том, что оригинально, а что нет, а в том, что можно считать подделкой. Представители индустрии высказываются на эту тему в проекте бренд-агентства «Brand Angel» «Pro Original», а мы разбирались в вопросе вместе с практикующим юристом, специализирующимся на вопросах патентов, Антоном Тихановичем, и предлагаем вам самостоятельно отличить подделку от оригинала с помощью теста.
Коллаборации
Светильник из коллекции IKEA PS 17 Матали Крассе
Крупные бренды все чаще привлекают для работы над своими проектами именитых дизайнеров. Шведский гигант IKEA сначала выпустил внушительную коллекцию IKEA PS 17 в коллаборации с 21 молодым дизайнером, включая Матали Крассе, а потом объединился с молодой датской компанией Hay и даже брендом креативного директора Канье Уэста Вирджил Абло Off-White. Не отстают от IKEA и другие бренды: модный дом Louis Vuitton пригласил Марка Ньюсона разработать линейку чемоданов, SMEG объединился с Dolce & Gabbana для создания коллекции кухонных аксессуаров «Сицилия – моя любовь», а модный бренд Charlotte Olympia обратился к дизайнерам подразделения Zaha Hadid Design, чтобы те сделали туфли и клатч по эскизам самой Хадид. Наследие Хадид также используют в своих коллекциях ювелир Георг Йенсен и бренд Perrin Paris.
Коллекционный дизайн
Стул из анодированного алюминия BLO-VOID 1 Рона Арада
Как предметы дизайна становятся предметами коллекций, почему растут в цене и что на это влияет? На волне все больше популярности выставок коллекционного дизайна, включая ежегодную ярмарку Design Miami / Basel дизайн все больше внедряется на территорию искусства. Признанные творцы, умеющие балансировать на грани искусства и дизайна, сегодня на вес золота. Грань между предметом дизайна и предметом искусства порой настолько тонкая, что почти неразличимая. Для в совершенстве овладевшего искусством коллекционного дизайна Рона Арада важны не столько определения, сколько контекст. «Вопрос, пожалуй, не в том, как мы называем свои предметы, – говорит художник, – а в том, где мы их показываем». Познать дизайн как искусство можно, например, обратившись к лотам аукциона Sotheby's «Дизайн: жизнь в материальном мире».
Мода на 1970-е
Фрагмент инсталляции Камиллы Валалы WALALA x PLAY в NOW Gallery
Столетний юбилей со дня рождения великого итальянца Этторе Соттсасса не остался незамеченным. К началу биеннале в Венеции открылась выставка редких предметов из муранского стекла руки дизайнера, испанский бренд Nina Mûr представил коллекцию очков в честь Этторе Соттсасса, а в Москве открылась выставка радикального дизайна с предметами мебели итальянца (а арт-директор галереи Алина Ковалева поделилась с нами своим взглядом на причины популярности дизайна 1970-х сегодня). Кроме того, эстетика «Мемфиса» вдохновляет современных художников на создание собственных предметов и инсталляций. Одна из них, инсталляция Камиллы Валалы (дизайнер по текстилю она создает объекты на стыке дисциплин: архитектуры и современного искусства) WALALA x PLAY украсила пространство NOW Gallery в Лондоне.
Женщины в дизайне
Чешский светодизайнер Люси Колдова
На днях составители американского словаря Merriam-Webster объявили словом уходящего года «феминизм». И правда, тема равноправия мужчин и женщин затронула буквально все сферы жизни, не исключая дизайн. В ноябре эксперты Maison & Objet назвали дизайнером года скандинавку Сесилию Манц, а автором главной инсталляции выставки imm Cologne 2018 стала молодой чешский дизайнер Люси Колдова. Ей доверили проект «Das Haus – Interiors on Stage», комплексную модель жилого дома, к созданию которой организаторы imm Сologne каждый год приглашают нового дизайнера. Интересно, что Колдова, как жена и молодая мама, устанавливает свои границы: для нее место женщины — не на кухне. «В моем идеальном доме нет кухни, зато есть много других важных вещей», – говорит дизайнер.
Социальный дизайн
Набор артефактов для вечерних ритуалов «Future Sleep» Лены Салех
Современный дизайн выполняет не только утилитарную и эстетическую функции, но и социальную. Больше остальных в социальном дизайне преуспели голландцы – ни одна выставка выпускников Эйндховенской академии дизайна не обходится без социальных проектов. В этом году, в частности, презентовали книгу «Death Education» Союнг Лим, которая деликатно рассказывает детям о теме смерти и «обеденные игрушки» Роксаны Брэннан, которые заставят получать удовольствие от еды, как от секса. Среди других предметов – набор для реабилитации после изнасилования Ниенке Хелдер, псевдосмартфон Клеменса Шиллингера, который поможет справиться с зависимостью от телефона, набор выпускницы Central Saint Martins Сара Лопез Ибанез, который помогает людям разобраться в себе, и артефакты для вечерних ритуалов Лены Салех.
Фото на обложке: стол и стулья из коллаборации IKEA и Hay.