Новые дисциплины: современные тенденции дизайн-образования
Перемены в области дизайн-образования это всегда отражение изменений в индустриальной среде. Изучение технологий — сегодня одно из обязательных направлений развития, digital-среда благоволит совместной работе специалистов из разных областей дизайна и воспитывает гибкость ума, а развитие эмоционального интеллекта способствует пониманию ценностей заказчика. У представителей ведущих дизайн-ВУЗов мы узнали, как меняется подход к обучению, какие дисциплины пришли на смену устаревшим и в чем нынешним студентам повезло больше, чем их предшественникам.
Анастасия Туганова преподаватель по проекту на кафедре «Дизайн мебели» в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова
Я стала выпускницей кафедры «Дизайн мебели» десять лет назад, а шесть лет спустя сама начала преподавать здесь, так что мне есть с чем сравнивать. На кафедре произошло много изменений — благодаря Кириллу Чебурашкину, зав. кафедрой дизайна мебели в Строгановке, и его супруге, доценту и преподавателю Елене Чебурашкиной. Они всегда в курсе того, что происходит, часто посещают художественные ВУЗы на Западе и держат в тонусе весь преподавательский состав.
В годы моего обучения большая часть идей оставалась на бумаге, а если мне и удавалось изготовить прототип, то этот путь был скорее похож на марафон с препятствиями.
Каждая деталь, каждый отдельный материал изготавливались в маленьких «кулибинских» мастерских, и мне никогда не удавалось наблюдать за производством собственного предмета. На кафедре мастерские были всегда, но только раньше они не были оборудованы. Стамески и рубанок – вот весь арсенал. Сегодня на кафедре запущен центр прототипирования, где студент может изготовить прототип своего предмета. Теперь в их распоряжении современные станки с ЧПУ, лазерные станки и 3D-принтеры.
Комод для аудио-техники Muztangроект выпускницы Строгановки Екатерины Путиловой
Появились новые учебные дисциплины. Например, специальный рисунок, скетчинг, который помогает отразить главную идею, задумку дизайнера. Студентов учат делать профессиональные эскизы, учат подавать свои мысли в красивой форме. Вы спросите, насколько это важно для современного студента. Очень важно! В Строгановке сильная школа академического рисунка, но этого недостаточно: нужно учить студентов рисовать непосредственно мебель. На первом курсе ребята учатся рисовать текстуры, учатся передать фактуру, цвет. На втором курсе они уже рисуют предметы мебели. Во-вторых, компьютерная графика. Сегодня студентов обучают фотошопу, автокаду, 3D-max и специальной конструкторской программе SolidWorks. Все эти программы необходимы современному дизайнеру. Когда мы учились, в учебной программе этого не было, и часть программ приходилось осваивать самостоятельно, а половину работы делать вручную.
Сегодня большую часть работ студенты делают в рамках конкурсов.
Если мы видим интересные конкурсы, мы подстраиваем программу так, чтобы ребята делали изделия конкретно под конкурс. это не только возможность победы, но и шанс получить независимую оценку вне ВУЗа. Кроме того, бывают денежные призы, бывают экскурсии на производство — перед студентом открывается множество возможностей.
Надежда Лазарева президент Международной Школы Дизайна (IDS)
Интересные вести пришли к нам в Школу из Америки, из IIDA (наша IDS – член Ассоциации с 2000 года). Сейчас во главу угла все ставят, на первый взгляд, простые вещи: понимание ценностей заказчика, его стиля жизни, умение создать для него максимально комфортную среду («вэлнесс»), «где будет хорошо изо дня в день». Или, например, важность такого фактора, как EQ (эмоциональный интеллект) и эмпатия. При этом подчеркивается, что это необходимо сделать образовательной технологией. Именно этим мы и занимались в нашей Школе последние 5 лет – мы внедрили технологии составления брифа, концепт-борда и круговых диаграмм, которые базируются на изучении «человеческого фактора» и образа жизни клиента. Наш образовательный процесс базируется на международном профессиональном стандарте, но, несмотря на это, мы ежегодно пересматриваем учебные программы и дисциплины с целью оптимизации учебного процесса.
Мы собираемся сделать «революцию» в подходе к обучению: внедрить технологию блокчейн и предоставить каждому нашему студенту и выпускнику возможность пользоваться нашей оцифрованной библиотекой, получать онлайн-консультации от специалистов и решать быстро любые «рабочие вопросы». Но это в ближайшем будущем. А пока, у нас развиваются онлайн-курсы и вебинары, видеоуроки, уроки скетча и быстрой компьютерной визуализации. В этом году мы включим в учебные программы такую важную тему, как «Составление сценария презентации проекта».
Дмитрий Карпов один из первых преподавателей Британской высшей школы дизайна, руководитель Экспертного центра креативной педагогики Консорциума (Британская высшая школа дизайна, Scream School, Московская Школа Кино, Московская Архитектурная Школа МАРШ)
Перемены в области дизайн-образования всегда были отражением изменений в индустриальной среде. В 1960-х годах некоторые компании начали выкупать права на дизайн-проекты, созданные студентами в Ульмской школе и Bauhaus для их последующей реализации. Это показало, что и у студентов могут быть концепты, опережающие время и несколько инертное мышление дизайнеров в студиях.
Все 1970-е годы шли обсуждения влияния на образование традиционных художественных дисциплин и разницы в подготовке художников и дизайнеров. 1980-е годы — это споры о роли компьютеров в дизайне и размышления о том, что дизайн становится инструментом маркетинга — это расширяет дисциплины вузов теоретическими курсами по психологии потребления и основам маркетинга. 1990-е — это переплавка всего дизайна в чистый интерактивный опыт молодого веб-дизайна, интерес к интерфейсам и появление студентов, которые лучше знакомы с современным софтом для дизайна, чем их преподаватели. Дальше преподавание дизайна менялось в сторону проектной работы, в американских университетах внимание уделялось созданию конкурентоспособного портфолио, в немецких — процессу работы и знанию правил, в британских — навыкам экспериментирования, исследований и объяснения принятых решений. В каждой области изучение технологий стало обязательным, а digital-среда изменила все подходы к проектированию и приучила больше кооперироваться между собой разных специалистов дизайна.
Современность — это всеобщая попытка сократить дистанцию между ведущими студиями дизайна и учебными студиями.
При этом постепенно всем стало очевидно, что прививаемое дизайнерам мышление может быть крайне полезно в бизнесе и предпринимательстве, что расширило пространство изучения и аудиторию различных университетов.
Центр макетирования и прототипирования в БВШД
Главная перемена — уже недостаточно хорошо подготовить кадры для существующих студий, агентств, отделов дизайна. Многим интересно после завершения обучения начать собственное дело — стартап, студию, проект. Необходимо учиться предпринимательству, ответственности и свободе быть собой. Большинство студентов приходят учиться, уже будучи знакомыми с основами дизайна, инструментами — YouTube хорошо помогает подросткам сформировать начальный багаж знаний из лекций и уроков Photoshop. Мы (преподаватели Консорциума) стараемся меньше тратить время преподавателей и студентов на «знакомство с предметом», а сразу стараемся испытать себя, раскрыть способности, проявить активную позицию.
Усложнение процессов производства дизайна совпало с легкостью и простотой налаживания связей и коммуникаций.
Мы стараемся учить студентов быть гибкими и специально объединяем учебные программы так, чтобы каждый увидел для себя больше возможностей для реализации. На курсе графического дизайна, студента научат понимать принципы проектирования интерфейсов приложений и сайтов, или анимацию в ее основе, поскольку миграция профессионалов в разные среды дизайна сейчас повсеместна и естественна.
Важно воспитать гибкость ума. Выходят десятки новых инструментов и материалов и надо быть очень любознательным, чтобы доучиваться постоянно. Нет ничего зазорного, если студент покажет всему классу, что он нашел новый способ решать задачу — это основа обучения. Мы не ставим вертикальных иерархий в классе, наш преподаватель это человек, который помогает найти нужные способы, навыки, знания, но он не будет искать за студента.
Центр информационных ресурсов в БВШД
Каждый преподаватель у нас старается быть «агентом влияния» — влиять на желание студента «прыгнуть выше». Все обучение дизайну сводится к простой формуле — ты постоянно учишься вычитанию, ты критически смотришь на проект, замечаешь, что может работать лучше и точнее нести смысл — отсекать от своей работы и вычитать можно постоянно. Сегодня этому можно учиться только на практике. На каждом курсе в Британке, Scream School, МШК, МАРШ, мы стараемся делать брифы с клиентами, участвовать в совместных проектах с различными компаниями, брендами и командами.
Ольга Цейтлина директор Современной школы дизайна
Дизайн-образование меняется с каждым годом. Сейчас большой упор делается на получение практических навыков, поэтому у нас в обязательную программу включены выездные занятия к производителям и поставщикам интерьерных отделочных материалов, где для студентов проводятся мастер-классы от ведущих специалистов сферы.
Каждый год мы вносим изменения в учебную программу, ведь мир дизайна не стоит на месте. Например, в 2017 году было немного сокращено время на рисунок, но увеличены часы компьютерных занятий, потому что сейчас это приоритетное направление, которое требует более детальной отработки практических навыков. Также был введен новый предмет «интерьерный скетчинг». Мы считаем, что умение быстро и качественно сделать набросок будущего интерьера значительно повышает профессиональный уровень специалиста и его востребованность.
Современная школа дизайна
Из новых форматов обучения я хочу выделить «Дизайн интерьера. Интенсив» и Онлайн обучение, с которым мы успешно стартовали осенью 2017 года. Такие нововведения просто необходимы из-за более интенсивного ритма жизни – многие хотят научиться чему-то новому, но не у всех есть достаточно времени. Мы всегда стараемся адаптировать наши программы, чтобы большее число людей смогло получить желаемую специальность.
Фото на обложке: БВШД