Теория и практика: музейная архитектура в современном прочтении
Сегодня музеи — это не просто собрание ценных предметов, грамотно расположенных в залах и правильно «подсвеченных» для публики. Консервативный подход к формированию культурных пространств стремительно отступает, их аудитория — молодеет, а сами архитектурные объекты — усложняются. На примерах недавно открывшихся институций разбираем особенности создания музейной среды нового типа, а также сохранения и адаптации культурного наследия.
Музей как самодостаточная точка притяжения
Существует мнение, что по-настоящему интересные музеи могут существовать только в хорошо развитом мегаполисе, а не на периферии исторического контекста. Однако практика показывает, что удачно продуманное пространство часто становится катализатором развития места и сподвигает современного искателя впечатлений сворачивать со знакомых маршрутов. Эта идея воплотилась в музейном комплексе «Зоя», расположенном в деревне Петрищево Московской области, в полутора часах езды от столицы. Комплекс посвящен памяти Зои Космодемьянской, первой женщины – Героя Советского Союза.
Фото: Илья Иванов, Михаил Лоскутов
Современное здание создает новый культурный слой в контексте деревни. Музейный комплекс, экспозиция залов, окружающий ландшафт с пешеходным маршрутом и сама деревня Петрищево формируют единую линию повествования и рассказывают историю героини с помощью понятных средств — современной архитектуры, технологий, продуманного пространства и работы с контекстом. Созданием музея занималось архитектурное бюро А2М: начало строительство комплекса пришлось на конец 2019 года, поэтому реализовать задуманное оказалось непросто.
Андрей Адамович архитектор и сооснователь
архитектурного бюро А2ММузей построили с нуля за 9 месяцев: в самом разгаре была пандемия, поэтому пришлось улаживать проблемы с поставками материалов и оборудования. Объемы и сроки не оставляли возможности перестраховаться и долго думать — все вопросы решали на месте. Благодаря мощной слаженной работе и заинтересованности всех участников получился хороший результат, а музей был открыт к запланированному сроку.
Музей как диалог
Актуальная задача музеев — работа со смысловым контекстом далеко за рамками экспозиционного поля. Тогда комплекс становится полноправным участником общества: транслирует свою гражданскую позицию, меняет пространство вокруг себя, выстраивает диалог и формирует площадку для обмена знаниями и идеями. Фокус внимания музейной деятельности смещается с консервации наследия, а ориентиром становится человек — зритель и соучастник творческого процесса.
Фото: Daniel Annenkov
Это заметно на примере громкого проекта Дома культуры «ГЭС-2», который объединяет в себе функции городского пространства и креативного кластера, а также обширную выставочную программу. За привлечение внимания отвечает и само пространство — реконструированное здание гидроэлектростанции. Здесь важно было проявить бережное отношение к объекту культурного наследия и раскрыть все преимущества сохраняемого здания. Проектом занималась большая команда — так, в роли генпроектировщика выступило бюро APEX, сопровождающее студию Renzo Piano Building Workshop во время реализации объекта.
Екатерина Валькова главный архитектор проектаСамым сложным для нас оказалось принятие архитектуры как нелинейного процесса. За время реализации Дома культуры «ГЭС-2» окружающий контекст постоянно менялся, нужно было вовремя реагировать на изменения, абсорбировать их и переосмыслять ранее принятые решения, чтобы учесть потребности будущего пользователя здания — фонда V-A-C. В условиях активной стройки это было непросто.
Музей как перформанс
Один из приемов, к которым сегодня обращаются музеи, — рассказ об истории, месте или объекте через воссоздание атмосферы и погружения в среду, недоступную в повседневности. Такой метод использован в музейном комплексе в Балаклавской бухте.
Фото: Юрий Югансон
Это бывшая секретная база подводных лодок, буквально высеченная в скале. Сегодня на месте базы расположен музей, рассказывающий об ужасах ядерной войны и о жажде жизни в ситуации обреченности. В повествовании участвуют не только экскурсоводы и экспонаты: пространство организовано так, чтобы посетитель музея прочувствовал атмосферу на себе. За это отвечает сочетание современных инсталляций и исторических артефактов. Например, противоатомные бетонные двери, полукруглые ворота впечатляющей толщины, а также свето-звуковая инсталляция «убегающий свет». Над отражением этого нарратива в проекте музея работало бюро Wowhaus в сотрудничестве с медиагруппой «Красный квадрат» и студией светодизайна Yarko-Yarko.
Олег Шапиро архитектор и сооснователь бюро WowhausБыло важно синхронизировать и скоординировать работу архитекторов, редакторов, световиков и строителей в сверхсжатые сроки. Но именно благодаря такой коллаборации все идеи были реализованы. Для нас это большой опыт, а то, что удалось сделать, — сильное высказывание.
Музей как экспонат
Музейные комплексы, как и истории, о которых они рассказывают, — часть живого процесса. При создании новой институции на базе исторического контекста можно идти разными путями: бережно возвращать первозданный облик или сделать объектом исследования само здание и эпоху, которую оно представляет, наполнив его новыми функциями.
Фото: Дмитрий Чебаненко
Таким получился Центр изучения конструктивизма «Зотов», открытый на месте бывшего Хлебозавода №5. Уникальное по форме и структуре здание, построенное в 1931 году, пережило многое: от воплощения революционных инженерных идей своих создателей до полного запустения и признания объектом культурного наследия. В ходе работ над восстановлением архитекторы бюро СПИЧ сохранили в проекте все подлинные элементы внутренней отделки, но не стремились вернуть им первоначальный вид, а решили зафиксировать в них все слои времени.
Фото: Дмитрий Чебаненко
Сегодня здание, созданное для производства хлеба, выполняет роль современного пространства — новой институции, полностью посвященной наследию конструктивизма.
Алина Гарновская архитектор бюро СПИЧПосле открытия центра приятно видеть, насколько востребованными оказались его пространства. Сегодня в «Зотове» можно не только посетить интересные выставки, но и увидеть подлинную, зачастую драматичную историю архитектуры конструктивизма.
Музей как вызов
В каждом из упомянутых проектов перед авторами стояли непростые задачи, которыми архитекторы занимались вместе с подрядчиками. Их удавалось решать в том числе благодаря качественным материалам. Например, за реализацию сложного фасада музейного комплекса «Зоя» еще в 2020 году взялась московская строительно-производственная компания «Морозофф». Тогда исполнитель должен был создать непрерывную минималистичную структуру из отдельных сегментов, скрыв все швы на стыках панелей.
Музейный комплекс «Зоя». Фото: Дмитрий Чебаненко
В качестве основного материала облицовки был выбран стеклофибробетон. Этим «новым бетоном» все чаще заменяют натуральный камень, керамогранит, керамические панели и клинкерную плитку при внешней отделке самых разных объектов, в том числе культурных.
Артем Морозов генеральный директор компании «Морозофф Групп»Мы реализовывали сложные проекты и в 2020 году, и сейчас, в 2023-м. Выход зарубежных поставщиков в этом смысле на нас почти не отразился. Какие-то компоненты мы заменили, недостающее оборудование разработали. В российской строительной промышленности есть и собственное сырье, и материалы высокого качества. Местные компании сейчас могут воплощать такие же эстетически привлекательные архитектурные объекты, как музейный комплекс “Зоя”, в полном соответствии с функциональными требованиями клиента и без малейшей потери свойств.
На обложке: музейный комплекс «Зоя». Фото: Илья Иванов.