Литература в музеях: как презентовать рукописи и архивные снимки, чтобы это было интересно
14-16 ноября в Санкт-Петербурге пройдет VIII международный культурный форум. В числе мероприятий форума — круглый стол «Литературные музеи как центры интеллектуального туризма: Россия и Европа», где будут обсуждать роль музеев в самоидентификации регионов и их популяризацию в целом. С представителями самых разных литературных музеев в России и мире мы поговорили о том, каким должен быть литературный музей, чтобы в нем было интересно, какие технологии сейчас используют для представления экспозиции и как связаны между собой архитектура пространства и выставочные экспонаты.
Спикеры
- Екатерина Толстая директор Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» (Россия)
- Сара Наварро директор Культурного центра Фредерико Гарсиа Лорки (Испания)
- Майра Валтере куратор образовательных проектов (Латвия)
- Хайке Гфрерайс руководитель Музея современной литературы Немецкого литературного архива города Марбаха (Германия)
- Варвара Тсака директор Музея Никоса Казандзакиса (Греция)
В чем заключается главная специфика литературного музея?
Екатерина Толстая: Особенность литературных музеев — в тематической направленности. Тему экспозиции такого музея можно представить синтезом различных экспонатов: это не только книги, но и бытовые предметы, произведения изобразительного искусства, документы. Хорошая литературная экспозиция раскрывает целый спектр тем, знакомит аудиторию с историческим контекстом эпохи, к которой принадлежат те или иные произведения, рассказывая о жизни автора произведений, раскрывает его внутренний мир.
Зала дома Льва Толстого в Ясной Поляне
Отдельная категория — литературно-мемориальные музеи; дома-музеи и музеи-квартиры. Для них характерна высокая степень мемориальности, сохранности предметов. Например, в Ясной Поляне все предметы расставлены так же, как было в последний год жизни Толстого.
Сара Наварро: Для многих людей музей — это, по-прежнему, такое место, где можно «посмотреть» искусство, увидеть интересные или ценные предметы. В этом смысле интересно, что наши коллекции обычно состоят из документов и книг, а также рукописей — совокупности нематериального культурного наследия, которое трудно «показать» и еще сложнее «увидеть». Может показаться, что в этом — недостаток литературных музеев, но, на самом деле, это только делает нашу работу более гибкой. Тот факт, что литературное произведение нельзя выставить в витрину или повесить на стену, заставляет нас подключать креативность: мы устраиваем публичные чтения, организуем книжные клубы, презентации книг. Все это — не ограничение, а возможность, потому что облегчает взаимодействие с аудиторией и позволяет делиться с ней опытом.
Хайке Гфрерайс: Для меня литература — это, прежде всего, искусство, поэтому литературные и художественные музеи, по-моему, очень близки. Разница в том, что произведения литературного музея — это слова на бумаге, а не цвета и линии, как в художественном музее. Сейчас эти границы становятся еще более размытыми, ведь так или иначе искусство — это акт эстетического отчуждения и остранения. Как сказал Виктор Скловский в 1916 году: «Цель искусства — передать ощущение объекта как видение, а не как распознавание; процесс искусства это процесс «отчуждения» вещей и процесс усугубления формы, процесс, который увеличивает сложность и продолжительность восприятия, поскольку процесс восприятия в искусстве является самоцелью и должен быть продолжительным; искусство является средством переживания создание вещи». На литературных выставках каждый может испытать этот опыт, и особенно впечатляющее здесь — видеть процесс работы над рукописью.
Такие выставки — сами по себе искусство.
Они должны быть более информативными и перформативными, чем выставка классического искусства, чтобы дать зрителю возможность увидеть и почувствовать объект экспозиции. Так, литературные выставки все больше напоминают лаборатории для получения альтернативного литературного опыта, не привязанного к чтению книги.
Варвара Тсака: Литературные музеи направлены на более узкую, не массовую публику. Посетитель литературного музея, особенно если он посвящен творчеству конкретного писателя, уже хорошо знаком с автором и эмоционально связан с историей, которую прочитал, и музей для него — возможность хоть и ненадолго, но оказаться в мире, где реальное и воображаемое едины. Это внутреннее переживание, опыт, отличный от посещения других музеев.
Музей Никоса Казандзакиса
Каким должен быть литературный музей, чтобы быть интересным?
Екатерина Толстая: Открытым для любых групп посетителей, готовым принять совершенно разных людей с разными запросами. Не только литературный, но и любой современный музей должен идти в ногу со временем, должен расширять свои границы, например, выходить в Интернет — туда, где может быть его потенциальная аудитория.
Майра Вальтере: Традиция создания музеев ориентирована на сохранение материальной культуры. В литературном музее нематериальная культура эквивалентна и, возможно, даже более значима, чем материальная. С одной стороны, это затрудняет создание экспозиции и выставок, выбор предметов для коллекций. С другой, — это дает больше возможностей для интерпретаций и творческих поисков. А еще гид в литературных музеях играют более специфическую роль, чем в других музеях. Часто именно гид — тот медиатор, который способен связать видимую, экспонируемую материальную культуру с рассказом об образе мысли писателя.
Какие технологии для этого используются?
Екатерина Толстая: В Доме Толстого представлена классическая мемориальная экспозиция, на экспозиции «Что такое искусство?» во Флигеле Кузминских есть экраны с видеороликами, дополняющими основное повествование. Отдельное направление, несколько лет назад появившееся в нашем музее, — мультимедийные спецпроекты. Одним из первых стал проект «Дом_пробел», воссоздающий образ одного из утраченных усадебных объектов — дома, в котором родился Лев Толстой. Ряд проектов рассказывает об истории семьи Толстых, библиотеке писателя, семейных портретах с использованием изображений предметов из мемориальной экспозиции. Так мы делаем музейную коллекцию доступной той аудитории, которая не может приехать в Ясную Поляну.
Сара Наваро: В центре Фредерико Гарсиа Лорки мы используем как традиционные выставочные технологии, так и современные — в совокупности они делают посещение экспозиции комфортным для всех типов посетителей.
Культурный центр Фредерико Гарсиа Лорки
До недавнего времени наши выставки включали небольшое количество интерактивных и мультимедийных технологий, и в основном это были аудиовизуальные инструменты: мониторы и проекторы. Но сейчас мы работаем над новой стратегией и собираемся включать больше технологий. Так, мы собираемся интегрировать наши социальные сети в пространство экспозиции, например, использовать QR-метки и значки дополненной реальности, по которым можно перейти к соответствующему контенту на нашем YouTube-канале или прослушать подкаст на тему выставки.
Майра Вальтере: Музей поэта Яниса Акуратерса, где я работаю, был основан в 1991 году, он расположен в собственном доме поэта, построенном в 1933 году. У посетителей есть возможность увидеть, как семья поэта жила в 30-е годы XX века, когда был телефон, электричество и радио, но других современных технологий еще не было. Чтобы продемонстрировать это аутентичное пространство, мы используем только одну технологию — аудиогид. Это осознанный выбор.
Музей поэта Яниса Акуратерса
Хайке Гфрерайс: В Музее современной литературы Марбаха мы в основном используем аналоговые и очень простые инструменты для презентации экспонатов — выставляем их в музейных витринах, под стеклом или пленкой. Кроме того, мы используем интерактивные форматы выставок — чтения, концерты и семинары, — которые напрямую взаимодействуют с конкретными выставочными экспонатами.
Фрагмент выставки «Into the blue! Nature and Literature», Музей современной литературы Немецкого литературного архива города Марбаха
Это очень важно для получения альтернативного литературного опыта.
Варвара Тсака: Музей Никоса Казандзакиса открылся в 1983 году, а в 2009 был серьезно реконструирован: изменилась структура повествования и были интегрированы новые технологии. Сегодня посетитель музея может путешествовать по выставке вместе с аудиогидом, который дает более полное представление о жизни автора, исследовать не выставленные на стендах документы с помощью интерактивных дисплеев, и получить полный доступ к экспозиции благодаря мобильному приложению.
Музей Никоса Казандзакиса
Как в литературном музее связаны между собой архитектура пространства и экспозиция?
Екатерина Толстая: В Ясной Поляне экспозицию составляет все пространство усадьбы. Это не только архитектурный ансамбль, но и сады, леса, парки. Мы стараемся поддерживать усадебную жизнь по образцу XIX века: у нас есть лошади, пасека с пчелами, летом мы выходим на сенокос, собираем сено, сажаем огород, работаем в теплице. Дома писателя и усадьба сохранены по образцу 1910 года. Мы не можем перенести экспонат из одной комнаты в другую, заменить его, поскольку нарушится мемориальность. Однако именно архитектура дома, расположение комнат и предметов определяют содержание и ход экскурсии. Так что в нашем случае связь между архитектурой пространства и экспозицией была заложена еще до открытия музея.
Дом Льва Толстого в Ясной Поляне
Сара Наварро: С точки зрения архитектуры, в сердце здания находится архив Гарсии Лорки. Он хранится в условиях максимальной безопасности и окружен библиотекой, коридорами и выставочными залами. Внушительная архитектура центра отдает дань, хрупким и ценным рукописям, которые он призван хранить и защищать.
Культурный центр Фредерико Гарсиа Лорки
Майра Вальтере: Большинство литературных музеев расположены в зданиях, не предназначенных для музейного использования. Более того, часть из них не предполагает большого количества людей. Так что большая проблема таких пространств — маленькие выставочные площади. В Латвии около 30 литературных музеев, и только 5 музеев могут похвастаться тем, что находятся в зданиях, построенных писателями под себя. Такие музеи — это, своего рода, отражение вкуса писателя, воплощение его «архитектурного воображения».
Культурный центр Кнута Гамсуна, тоже в Норвегии
Зданий, построенных специально для литературного музея, в мире почти нет. Но в тех редких случаях, когда это есть, архитектура становится своего рода метафорой образа мысли писателя. Так, музей норвежской писательницы Сигрид Унсет в Лиллехаммере, с одной стороны, иллюстрирует изоляцию писательницы от общества, а с другой, — показывает ее открытость миру природы. А культурный центр Кнута Гамсуна, тоже в Норвегии, — это некий архетип, сжатая сущность духа в пространстве и свете, отражение характера писателя архитектурными средствами.
Хайке Гфрерайс: Архитектура — это всегда неотъемлемая часть экспозиции (даже если она почти незаметна). Выставка, которая проходит в огромном выставочном пространстве музея, работает совсем иначе, нежели в тесном доме писателя. Попробуйте, например, выставить ведро с красной краской или рукопись «Процесса» Кафки в «белом кубе» художественной галереи или маленьком писательском кабинете XIX века — в обоих случаях восприятие будет совершенно отличное. Это, кстати, касается и тех случаев, когда рукопись и ведро сталкиваются — экспозиции часто бывают построены на синтезе различных объектов и пространств, текстов и изображений, движений и атмосфер.
Здание музея современной литературы Немецкого литературного архива города Марбаха, архитекторы проекта — David Chipperfield Architects
Варвара Тсака: Поскольку музей Никоса Казандзакиса находится не в доме автора, мы много работали над дизайном пространства и особенно, экспозицией выставки, чтобы создать впечатление, будто это место непосредственно связано с писателем. Сейчас строительство музеев во многом направлено на то, чтобы сделать их как можно более привлекательными для посетителей, так что архитектура и дизайн, я думаю, и дальше будут играть решающую роль на всех уровнях: от инфраструктуры здания и прилегающей территории до экспонирования, освещения выставочных зон и продуманной навигации для посетителей.
Фото на обложке: Музей современной литературы Немецкого литературного архива города Марбаха. В материале использованы фотографии пресс-службы музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».
Благодарим за помощь в подготовке материала VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум.