Правила игры: как запустить свой проект в сфере искусства
Принято считать, что арт-индустрия — достаточно закрытая сфера, в которую трудно попасть, будучи вне сообщества. Но насколько сложно запустить свой проект, связанный с искусством, и что играет решающую роль в его успехе? Ответами на эти (и не только) вопросы с нами поделилась Наталья Томашевская — художник, сооснователь кураторской лаборатории BTWN и бизнес-консультант, которая создала первую в России настольную игру про арт-бизнес «Главный экспонат».
Наталья Томашевская автор игры «Главный экспонат»,
сооснователь кураторской лаборатории BTWN, выпускница Московской школы современного искусства, предприниматель, бизнес-консультант и художник
Путь в арт-бизнес
До 2021 года я имела достаточно отдаленное отношение к арт-бизнесу — долгое время занималась логистикой, оптовой торговлей и консультированием. Как художник-автодидакт, не имеющий представления о том, как все устроено на самом деле, двигалась на ощупь. В какой-то момент я задала себе вопрос: «А что я умею делать лучше всего?». Ответ пришел сразу — придумывать что-то новое и развивать бизнес, и уже в январе 2021 года я четко решила найти свое место в арт-бизнесе.
Весь опыт работы в области промышленной логистики крупных нефтегазовых проектов я перенесла в новую для себя сферу: как предпринимателю мне были понятны все юридические, бухгалтерские и финансовые вопросы, связанные с организацией собственного бизнеса. Я начала проводить исследование арт-рынка и пыталась продвигать себя как художника — больше на интуитивном уровне по открытым источникам. Уже тогда пришло понимание, что в нашей сфере трудно найти достойные галереи, площадки или авторов: есть риск столкнуться с ресурсами, которые не дают достоверную информацию.
Медиапространство перенасыщено курсами и лекциями о том, как продвигать художников и развить свой арт-бизнес, а также историями людей, которые несколько раз продавали себя на таких площадках, как Saatchi Art и Artfinder.
Фото: Saatchi Gallery
Все это было больше похоже на какую-то схему Остапа Бендера — наверное, через это в какой-то степени тоже нужно было пройти; получить и такой опыт, чтобы точно понять, как делать не стоит.
Закрытость арт-сообщества
Наша сфера достаточно закрытая: люди попадают в нее извилистыми путями, и практически все построено на личных связях и коммуникациях. Будучи вне этого сообщества, шансов стать его частью практически нет и, соответственно, понять, по каким правилам живет рынок, тоже невозможно.
Необходим качественный нетворкинг, то есть знакомства с реальными игроками рынка. А один из способов обзавестись ими — это обучение.
Я рассматривала несколько программ — в НИУ ВШЭ, бизнес-школе RMA и Московской школе современного искусства. Везде были свои плюсы, но я поняла, что мне в первую очередь интересна мировая практика развития арт-бизнеса — я не хотела ограничиваться исключительно знаниями о внутрироссийском рынке. Несмотря на то что я была «новичком», я уже понимала, что мы все-таки еще находимся на начальном этапе: рынок не стандартизирован, отсутствует законодательная база, все происходит недостаточно слаженно и прозрачно. Поэтому мой выбор пал на Московскую школу современного искусства, программа которой предполагает изучение международного опыта от зарубежных преподавателей и практиков. Это был, пожалуй, самый правильный выбор в моей жизни.
Согласно основной цели – найти свое место в арт-бизнесе, – я решила следовать тактике «открытых дверей», то есть быть открытым для всего нового, отключить внутреннего критика и рассматривать все как возможность, параллельно структурируя получаемую информацию. Меня поразила открытость людей в отрасли по части передачи знаний — это оказалось очень ценно.
От теории к практике
В итоге теоретическая часть соединилась с моим личным опытом необычным образом — я решила создать настольную игру про арт-бизнес. Самым ценным в этой истории стала практичность кейса: в процессе работы над игрой я сразу же переносила всю теорию на практику. Например, провела полное маркетинговое исследование, изучив предыдущие подобные релизы, потребности людей и многое другое. Первый вариант игры кардинально отличался от финального — он оказался невозможным для реализации в формате массового продукта. Позже я передала галереям на тестирование прототипы и с помощью обратной связи еще раз вносила изменения. Сейчас в продаже находится уже четвертый вариант игры.
Фото: Зоя Волкова
Изначальная идея осталась прежней — во всех случаях мне хотелось познакомить людей с современным российским искусством и показать, какое оно интересное.
После первой презентации игры я не раз слышала вопрос: «Сколько лет ты на это потратила?». Ответ — девять месяцев от идеи до финальной реализации. Были те, кто сразу же подвергал проект резкой критике; кто-то говорил, что он не уникален. Не удивительно, что кто-то и до меня об этом задумался, но аналогов моей игре среди открытых к продаже вариантов я не нашла. Вероятнее всего, эти идеи остались на уровне прототипов не для широкой аудитории.
Игра «Главный экспонат». Фото: Павел Парамонов
Реализация задумки и элементы успеха
Допустим, у вас есть идея, но одной идеи мало — ее необходимо «приземлить» на реальность, чтобы она обрела дальнейшую жизнь. Вложить в это время, силы и интеллект. Рискнуть, хотя бы на стадии прототипа, собственными средствами — заказать дизайн и производство, провести полноценное исследование.
После выпуска прототипа у меня было несколько вариантов развития событий: искать инвестора, попробовать получить грант, запустить краудфандинговую кампанию или взять кредит и сделать все самой. Разложив все эти варианты на стратегии, я применила к ним один единственный важный фильтр — время. Время всегда играет против нас, и первые три варианта выпадали в неопределенность, которая грозила срывом всего проекта. Поэтому я рискнула сделать все самой и пошла ва-банк, но это осознанный и просчитанный риск.
Я отметила для себя несколько важных моментов, которые необходимы для запуска своего проекта:
- Нужно гореть тем, что ты делаешь. Внутренний мотор должен постоянно работать.
- Нужны системность и ежедневная постановка задач. Работа по настроению, на мой взгляд, — это неправильно.
- Важно трепетно и бережно относиться к своему внутреннему состоянию.
- Нельзя забывать про непрерывное обучение, сбор и каталогизирование информации. У меня, конечно, есть большое желание сделать программу, которая помогала бы людям работать с информацией, потому что пока текущие CRM-системы не дают таких возможностей.
Пожалуй, решающее значение в сфере современного искусства имеют коммуникации и нетворкинг. При наличии конкретной задачи всегда можно найти человека, познакомиться, задать вопросы и попросить совет. Например, в феврале этого года я познакомилась с Анной Бариновой, основательницей Anna Nova Gallery. Я была в командировке в Санкт-Петербурге, предложила ей встретиться и поразилась, какой она высокопрофессиональный и при этом открытый и искренний человек. И последнее — важно время от времени спрашивать себя, чего действительно хочется. Если есть четкое понимание, то внутренний компас будет и дальше вести к этой цели.
На обложке: игра «Главный экспонат». Фото: Павел Парамонов.