Что коллекционируют российские дизайнеры?
Людям с хорошим художественным вкусом довольно сложно удержаться от коллекционирования. Мы попросили известных российских дизайнеров рассказать нам о своих частных коллекциях и отношении к коллекционированию. Как родилось их увлечение? Сложно ли его поддерживать? В чем его плюсы и минусы?
Надя Зотова дизайнер, основатель студии Enjoy Home
Всем девочкам нравятся украшения. И я всегда была от них в восторге. В какой-то момент для меня открылся мир антиквариата и винтажных предметов, что, конечно, связано с моей работой. В моих многочисленных поездках, в которых я совершаю покупки для проектов, клиентов и для себя, попутно мне встречались украшения. Они и стали объектом коллекционирования. Все началось с брошек. На сегодня сформировалась достаточно большая коллекция. Потом в ход пошли серьги, кольца и подвески. Теперь уже многие знают о моем увлечении и дарят мне украшения. Поэтому коллекция постепенно разрастается.
Хотя для хранения украшений много места не требуется, в новом доме мне пришлось спроектировать отдельный остров в моей гардеробной комнате и сделать там специальные ящики для моей коллекции. Рассчитывая на ее расширение в будущем, я сделала все с запасом. Но остров уже сейчас приличных размеров. Поэтому коллекционерам при проектировании дома нужно учитывать место для экспонатов.
Я не выделяю бюджет специально для коллекции. Покупки происходят спонтанно. Но надо отметить, что винтажные украшения, даже если это просто бижутерия, могут стоить дороже, чем ювелирка. Но я не отношу себя к коллекционерам, это скорее просто хобби.
Для меня не так важна цена, а больше эстетическая составляющая. Поэтому сложно назвать определенную сумму, которая у меня уходит на коллекцию.
Увлечение прекрасно, если оно не превращается в какую-то манию, не мешает окружающим и жизни в целом. Плюсы коллекционирования в том, что мне всегда что-то нужно и хочется: я узнаю что-то новое, общаюсь с разными людьми, продавцами, посещаю новые места. Обожаю бабушек, которые продают винтажные украшения. Они, по сути, сами – отдельные экспонаты.
Особых минусов в коллекционировании я не нахожу. Единственное – забывается, что я и где купила. Надо это как-то систематизировать. Но пока я не считаю, что у меня серьезная коллекция. Наверное, однажды все же придется повесить бирочки или записочки, где и что было куплено.
Основной совет – заниматься коллекционированием по любви.
Если вещь очень нравится, не стоит долго раздумывать. Пусть она станет частью коллекции, а дальше уже придет решение, что с ней делать. Главное – это первый импульс. Когда вещь влюбляет в себя с первого раза, то нужно идти, покупать и пополнять свою коллекцию с радостью и удовольствием!
Екатерина Елизарова дизайнер интерьеров, предметный дизайнер
Предметы моей коллекции относятся к разным сферам искусства и дизайна. Первое, что увлекает меня больше всего, это авторские виниловые скульптуры, выпущенные ограниченным тиражом. Все началось с поездок в Штаты. Там тема частных коллекций, современного искусства и лимитированных изданий давно интегрирована в повседневную жизнь. Этой магией быстро проникаешься и начинаешь видеть работы, которые сильнее резонируют с собственным Я или альтер эго.
Мы практически первыми стали привозить авторский винил из США и Азии. Сейчас, пожалуй, мои любимые авторы – Брайн Доннелли (KAWS) и креативная команда Coarse. Еще я коллекционирую современное искусство, живопись российских и зарубежных авторов. Но, безусловно, и предметы моего собственного дизайна.
Предпочитаю ультрасовременные вещи, чтобы чувствовать драйв молодого поколения.
Моя причина коллекционирования – неординарный ум, который заставляет меня искать что-то новое, видеть какие-то необычные вещи, иногда очень странные, которые не каждому зрителю понятны. Мне больше всего нравятся предметы, обладающие хорошим чувством юмора. В мою частную коллекцию не так-то просто попасть, существует строгая выборка. На первый взгляд, кажется, что работы достаточно лаконичны и просты, но сделаны они с помощью сложных технологий и материалов. Все они очень стильные и позитивные.
Для меня очень важно хорошее чувство юмора в предметах.
Коллекция наполняет людей эмоциями, но это еще и отличная инвестиция. Если ты обладаешь отменным чутьем, то видишь потенциал в работах. И через несколько лет noname авторы могут приобрести мировую известность. Тогда твои инвестиции окупаются с лихвой. Но есть существенный нюанс, который необходимо предусмотреть заранее, – это экспонирование. Потому что каждый предмет достоин своего особого места в интерьере. И мы всерьез задумались о приобретении дополнительных апартаментов для размещения части наших экспонатов.
Коллекционирование мне дает уникальное ощущение себя и вызывает яркие эмоции. Этот процесс очень увлекает, заставляет по-другому думать и смотреть на вещи. Это глубокая страсть, которую хочется реализовывать. Советую не бояться экспериментов. Выбирайте то, что вам по-настоящему нравится!
Алексей Бочков дизайнер интерьеров
Мое увлечение началось с покупки деревянной флорентийской люстры в одной из первых рабочих поездок в Италию. Мне предложили побывать на небольшой воскресной выставке. До этого я не понимал и не посещал такие мероприятия. И я попал в другой мир – мир разных вещей и людей, которые рассказывали интересные истории об этих вещах. В одном месте можно было увидеть богатые люстры из муранского стекла, резные золоченые зеркала, столовые гарнитуры и просто старинные предметы. Все они неприметны на первый взгляд, но, задержавшись на мгновение рядом с ними, я видел их истории.
Я – не коллекционер, я – собиратель прекрасного!
Так мой взгляд ухватил малопримечательную люстру, которая при ближайшем рассмотрении влюбила в себя. В итоге старая, запыленная, с испортившейся проводкой люстра поехала со мной в Москву. Это было заразительное начало охоты за историей, погружение в историю. Позднее во Флоренции я познакомился с ремесленником, который когда-то сделал эту люстру.
С той памятной поездки прошло более 10 лет, и сегодня мое собрание включает арт-объекты, аксессуары для проектов и вещи, которые меня потрясли. Часть коллекции составляют предметы моего собственного интерьера, которые живут со мной. Но в этом есть и минусы: для их размещения приходится думать о пространстве. Многие открывают для этого галереи, но я с большой ревностью отношусь к предметам, которые задержались у меня и не были задействованы в проектах.
Я считаю, что коллекционер не должен думать о том, сколько денег ему принесет продажа той или иной его находки, а получать удовольствие от владения ею.
Не всегда купленные вещи имеют «товарный вид», и нужно учитывать затраты на реставрационные работы. Многие предметы в процессе восстановления меняются и приобретают новое назначение или функционал. Так, например, из винтажного фена 30-х годов мы сделали бра, или использовали кованный измерительный инструмент как основание для настольной лампы. Перед такими переделками нужно изучить историю предмета, его ценность.
Свои покупки я делаю не только на выставках. Как-то я приобрел газовые уличные фонари прямо на главной площади одного итальянского города. Все предметы моей коллекции куплены не из-за исторической их ценности и не с коммерческой целью. Я хотел обладать этими вещами, дать им новую жизнь, продолжая их историю.
Кира Чувелева дизайнер интерьеров
В чистом виде меня коллекционером назвать нельзя, потому что у хорошей коллекции есть четкая логика, а мои приобретения и находки всегда спонтанны и связаны с тем, что цепляют что-то внутри. С детства я смотрела на свою тетю, которая всегда привозила что-то из поездок, в том числе и для интерьера. Мне это нравилось. Потом много лет спустя на занятиях по живописи в студии Давины Мигель Герридо я увидела портрет пожилой женщины в метро, который она нарисовала. Я купила эту небольшую работу, хотя никогда раньше не тратила деньги на такие покупки.
Потом была абстрактная работа художницы Сары Ваттерсон, напоминавшая мне закатное солнце в пустыне. Как оказалось, Сара написала ее где-то в подобной жаркой местности. Я год на нее смотрела, и этот ярко-желтый экспрессивный оттенок, словно обильно разлитый на холст, никак не выходил у меня из головы. В Москве очень не хватает солнца, и я купила эту абстрактную работу втайне от мужа, потому что он не очень понимал, зачем нам это нужно. Держала ее в студии до последнего, прежде чем забрать домой.
Не удержалась я от приобретений в Венеции, став обладательницей не совсем рядовой маски. А потом увидела бюст девушки из папье-маше, который в последствие украсил мой проект «Мечты о Тоскане». Он потом выиграл высшую международную награду в Лондоне – Пять звёзд от International Property Award. Заказчики, к сожалению, с «девушкой» не сжились. Теперь эта невероятно интересная и живая работа венецианских авторов украшает стены моей квартиры, неизменно вызывает комментарии у приходящих гостей, никого не оставляя равнодушным. Получился настоящий «conversation piece», как нас учили в «Деталях» – этакий объект, о котором всегда можно поговорить.
Затем последовала еще одна картина, а потом еще. В моей коллекции есть не только живопись, но и образцы материалов, которые как-то привлекли мое внимание: кусочек переливающегося радужными оттенками покрытия для одного из телевизионных проектов, а также прозрачный куб из акрила. Зачем они мне?
Наверное, меня поймёт только такой же сумасшедший, который любит и видит красоту в порой обыденных вещах.
Как то соседи решили избавиться от небольшого буфета с красивыми стеклами с глубоким фацетом и латунной раскладкой. Пришлось его оперативно забрать, пока до него не добрались конкуренты. Теперь он ждёт своего часа, когда будет отреставрирован и вероятно перекрашен в цвет небесной лазури.
Начинающим коллекционерам я бы советовала расставить приоритеты и определиться. Если они хотят на коллекции заработать, тогда без консультантов или дополнительного обучения не обойтись. Я прошла курс Елены Куприной-Ляхович «Ваш вход в мир искусства». Именно он дал мне понимание, чем настоящий коллекционер отличается от любителя.
Коллекцию необходимо структурировать и правильно документировать, оформлять нужные бумаги с авторами.
Нужно решить и еще два больших вопроса: разделяют ли ваше увлечение домочадцы, и есть ли, где хранить или экспонировать коллекцию? Для нее может понадобиться галерейная развеска или специальные стеллажи.
Майк Шиловдизайнер интерьеров, предметный дизайнер
Я собираю белый глазурованный фарфор эпохи midcentury (50х-70х) годов преимущественно немецкого производства как от известных крупных фабрик (KPM, Furstenberg), так и от мало- или совсем неизвестных. Предметы коллекции – в основном вазы и кувшины. Мне нравится теплый блеск белоснежного фарфора и его хрупкость.
Все началось с нескольких находок на ebay и одной безрассудной покупки в антикварном магазине в Санкт-Морице. Но я рад, что совершил ее и задал высокую планку своему хобби.
Предметы для своей коллекции я почти всегда приобретаю на ebay, но сейчас уже почти ничего из интересующего меня периода не осталось: за последние 15 лет я купил все, что можно было найти. Часто это были редкие вещи в единственном экземпляре, а современные тиражные изделия меня не интересуют.
Для моей коллекции нужно много места для инсталляции, также я не могу завести кошку или собаку. В моем доме фарфор стоит даже на полу, не говоря уже о полках, столиках, стеллажах и подоконниках.
Сам процесс очень увлекает, и со временем начинаешь оценивать собранные предметы как коллекцию, выстраивать ее и убирать из нее некоторые находки – мне всегда есть, что подарить друзьям!
Прежде чем начать что-то собирать и тем более тратить на это деньги, важно иметь представление о реальной ценности тех или иных предметов. Желательно определиться с идеей коллекции и критериями выбора вещей, иначе коллекционирование превратится в сбор всего подряд.