«Стрит-арт – это искусство быстрого реагирования», – кураторы и участники о фестивале «Арт-Овраг»
Восьмой фестиваль «Арт-Овраг» в Выксе пройдет с 9 по 11 июня, а его главной темой станет «Полезное искусство». Мы поговорили с кураторами и участниками фестиваля о том, как искусство создает новую систему взаимоотношений между людьми, как оно меняет российские города и почему Выкса – это феномен пост-индустриальной культуры.
Спикеры
- Владимир Селезнев куратор параллельной программы фестиваля «Арт-Овраг»
- Тима Радя художник
- Юлия Бычкова продюсер фестиваля «Арт-Овраг»
- Наталья Фукскуратор
- Антон Кочуркин главный куратор фестиваля «Арт-Овраг»
Как преобразить российские города и нужно ли им преображение?
Владимир Селезнев Думаю, никто не будет спорить, что нашим городам нужно преображение, другой вопрос: «Какое это должно быть преображение?». Появившаяся в последнее время монументальная пропаганда властями тоже расценивается как преображение, но выглядит довольно печально. Но если делать это осмысленно, привлекая художников, результат может получиться очень достойным. Я всегда в таких случаях вспоминаю работу Тимофея Ради – два оранжевых абажура, которые он сделал для Екатеринбурга. Городские власти проект не одобрили, но жители города его отстояли: на улицах зимнего города эти абажуры создают атмосферу тепла и уюта. Теперь эти абажуры – это уже традиция, и жители города всегда радуются, когда они появляются снова.
Тима Радя В моем понимании город — это синоним мира, можно ли преобразить мир? Конечно, но как увидеть все его грани? Отследить эти изменения? Все наши усилия по преобразованию растворяются, смешиваются. Уличные художники хотят одного, полиция – другого. Что будет, если смешать все краски, или все напитки в баре? Вот это и есть город, его вкус и цвет. Правда, это касается не только России: большие города во всех странах похожи. Это огромные машины, растворяющие в себе время, людей, энергию.
Нужно строить свой остров посреди этого мутного потока.
Юлия Бычкова Все постсоветское пространство на территории России сейчас меняется. И это связано не только с государственными программами преобразования и поддержки, а в том числе и с тем, что у людей вырос запрос на качество городской среды. Преображаться будут те города, в которых есть ответственные горожане, проактивная администрация и творческий потенциал разных сообществ.
Наталья Фукс Любой российский город обладает своей уникальной историей и культурой, и я бы не стала называть процесс взаимодействия художественного сообщества с локальными ситуациями преображением. Скорее, российские города требуют исследовательского подхода и адаптации к новой культурной ситуации. Важно не разрушать существующие традиции и, привнося новое, работать с существующим наследием.
Проект мастерской «Селигер», 2013
Антон Кочуркин Шоу выходного дня с музыкантами и танцорам на календарном празднике ничего не изменят в городской среде. Не изменят среду и малые городские формы, созданные по инициативе организаторов события, если это не находит своей аудитории и что еще важнее своего хозяина, понимающего для чего ему следить за этими лавками и площадками. Преобразование среды – это комплексный вопрос. Дизайн является лишь презентацией ответов на многие вопросы, выстроенные внутри городской жизни. И если не происходит диалог, то любые попытки изменить среду – провальны.
С другой стороны В последнее время образовалось слишком много разных событий и фестивалей, каждое из которых презентуют качественный дизайн и неплохие объекты паблик-арта. Однако после того, как фестиваль проходит, объекты оказываются непонятными или, что еще хуже, никому не нужными. Это означает, что энергии организаторов не хватило, чтобы вплести свою интервенцию в городской культурный код.
Для этого требуется много усилий – иногда целые годы.
Из удачных примеров практики преобразования могу привести только что прошедший правительственный конкурс на преобразование городской среды малых городов и исторических поселений. 5 млрд. на 80 городов – деньги для реновации городских пространств, в общем, не большие, но в этом конкурсе есть важное отличие от других более масштабных конкурсов – грантовую заявку ведет глава города вместе с архитектором. Я считаю это большим достижением, поскольку в такой связке самые большие противоречия в проекте могут уладиться на корню только благодаря более плотному взаимодействию разных сторон проекта. Другим успешным примером приведу нашу деятельность в Выксе – в прошлом году мы запустили арт-флотилию, которая стала туристическим водным транспортом Выксы, открывая городу его прекрасную, но неведомую акваторию.
Как с помощью искусства сделать жизнь в городе лучше?
Владимир Селезнев Считать, что искусство может кардинально что-то поменять – это утопия. Искусство – это скорее инструмент, с помощью которого можно привлечь внимание к какой-то городской проблеме. А еще – и это, конечно, тоже важно – искусство поднимает настроение.
Слева – граффити «Заключенный» из серии LIVING WALLS, автор Никита Номерз (Nomerz), 2013; справа – кафе «Волна», ул.1 Мая, 1 сторона, работа Степана Красного (310 squad) и Артура Абела (Abel), 2013.
Тима Радя Что значит «лучше»? Ничего не значит. Только декоративное искусство делает жизнь в городе лучше. То есть ничего не делает. Мне нравится поэзия. Если поэтический язык появляется на улице, происходит реакция. Он звучит. Общество атомизировано, но между атомами могут возникнуть связи, которых не должно было быть. Они создаются, если нарушить привычные границы между своими и чужими, общим и собственным, личным и публичным.
Юлия Бычкова Искусство в городе не может быть не контекстуально. Поэтому единственный верный подход – это комплексно работать над развитием города вместе с горожанами, администрацией и художниками. Планировать вместе развитие искусства в среде, его задачи и направления. Главное – не спешить, чтобы не навредить.
Наталья Фукс Искусство помогает создавать новые смыслы. И для всех поколений искусство является той практикой, которая объединяет и помогает узнать человеку себя лучше, лучше понять другого. Для этого важно объединять творческими решениями художников, кураторов, сотрудников городских музеев и других учреждений культуры, и обычных горожан – именно в пространстве искусства, создания новых выставок, фестивалей, культурных событий рождается новая и очень сбалансированная система взаимоотношений между людьми. Для меня искусство – это практика гуманизма.
Искусство улучшает человеческую природу, а соответственно, и жизнь человека.
Возможность на регулярной основе и в любое время прикоснуться к искусству – это важная особенность современной городской культуры, и это должно быть доступно каждому человеку.
Антон Кочуркин Городское искусство само по себе является коммуникативным пространством, и это важная его функция. Оно – «гарантия человеческой общности» (по словам Тарковского). Это само по себе уже может менять отношение к месту, где ты живешь. Кроме этого основного качества искусства как медиатора «социальной гармонии» есть еще множество побочных последствий, влияющих на жизнь. Городское искусство может привлечь внимание разных слоев населения и экспертов к месту или проблеме. Множество зарубежных примеров показывают нам, что искусство может быть еще и медиатором привлечения инвестиций – «Око» Аниша Капура в Миллениум-парке собирает до 5 млн. туристов в год. «Спираль» Роберта Смитсона в штате Юта сделала маленькое незаметное озеро, где построен объект, знаменитым, и теперь там выстраиваются очереди в гостиницу с лучшим видом на озеро, Никола-Ленивец в России – пример динамичного роста туристов ради прогулок с наблюдением объектов искусства.
На фестивале «Арт-Овраг» в Выксе
В чем разница между искусством в пространстве города и искусством, выставленном в музейных залах?
Владимир Селезнев Стрит-арт – это искусство быстрого реагирования. Улица не способствует долгой рефлексии, и от стрит-артистов требуется, с одной стороны, простое, а с другой – емкое высказывание, чтобы человек мог считать это послание даже из окна автобуса. Мне нравится серия стрит-арт-объектов моих друзей из Нижнего Тагила «Работа / Дело». Когда они решили, что будут заниматься только искусством, родные стали советовать заняться делом, пойти работать. Так они придумали перформативный проект: утром, как все трудящиеся, они выходили на улицу и до вечера собирали в городских дворах разный строительный мусор, а потом складывали из него большими буквами «Работа» или «Дело», как бы доказывая окружающим, что работа художника – это тоже дело. Интересно, что прежде этот мусор копился во дворах годами, но как только ребята начали делать инсталляцию, появились коммунальщики, которые стали вывозить мусор.
Тима Радя Музей это специальное пространство, которое живет своей жизнью, а на улице нет никакой специально жизни – это и есть жизнь. Поэтому работы, сделанные на улице, звучат иначе. Произведение искусства, размещенное в музее, имеет авторитет, а значит власть над зрителем. На улице этого нет, мы все на равных. За билет в музей нужно платить, а я за бесплатные альтернативы.
Юлия Бычкова Разница во всем. В изначальных задачах, в пластических решениях, в степени влияния на городскую среду, в долговечности и безопасности, в отсутствии выбора у аудитории смотреть или не смотреть. Отсюда и большая ответственность у авторов.
Слева – панно «Хороший урожай», автор – Слава ПТРК, 2016; справа – граффити француза Philippe Baudelocque, 2013.
Наталья Фукс Искусство в музее существует в определенных рамках, которые задает институция. Это и специальные условия экспонирования, и специальные требования к авторам произведений. В пространстве города, улицы искусство живет иначе: оно связывает разные слои населения, оно более открыто, и эту особенную степень свободы обычно и транслируют уличные художники.
Антон Кочуркин Искусство в городе открыто для всех: оно не имеет возрастного, социального или образовательного ценза. Потому ответственность художника за то, чтобы его произведение было понятно и несло в мир какие-либо смыслы гораздо выше, чем в случае галерейного формата. Искусство в города не так сильно свободно в средствах и материале, поскольку должно выдерживать атмосферные явления и любопытство публики.
Какие задачи решает фестиваль «Арт-Овраг»?
Владимир Селезнев Мне кажется, главная задача фестиваля – это, во первых, напомнить жителям, что они и сами должны приложить усилия, чтобы изменить что-то в лучшую сторону, а во вторых, активизировать творческие силы города. Горожане должны понимать: чтобы изменить пространство в лучшую сторону, не обязательно нужны большие вложения и можно начать с малого, со всего подъезда или двора, например.
Юлия Бычкова Их очень много, в том числе формирование альтернативного культурного сценария жизни в моногороде, развитие городской культуры и творческого потенциала, повышения уровня жизни, развитие туризма. Город – это живой организм, и наша стратегия все время корректируется, но, надо отдать должное Выксе и фонду ОМК-участие, все, что мы придумываем, реализуется на 99%.
Город готов к преобразованию.
Слева – инсталляция Леонида Тишкова «Луна», справа – работа Инги Гуревич, 2013.
Наталья Фукс На мой взгляд, фестиваль «Арт-Овраг» в Выксе связан, в первую очередь, с задачей осмысления социального пути в регионе и интеграции исторического культурного наследия в современные художественные практики. Также фестиваль связывает город с глобальным культурным контекстом. Долгое время производство в Выксе и сам регион были закрытой территорией для культурных интервенций, и благодаря «Арт-Оврагу» город видится сейчас совершенно иначе, индустриальное наследие в сочетании с высокой культурной активностью делает Выксу феноменом пост-индустриальной культуры.
Антон Кочуркин Одной из своих основных задач как куратора я вижу задачу объединения стейкхолдеров города, жителей и предприимчивых людей. Чтобы все понимали не только, как относится к искусству, но могли бы гордиться тем, что появляется в городе, как преобразовываются пространства, как развивается культурная повестка города, как вызревают и развиваются креативные инициативы внутри города, наконец, кому какую пользу приносит появление культурной программы, которую транслирует фестиваль. Другая не менее важная задача – создание уникальной идентичности Выксы, ее уникального современного имиджа, влияющего как на интерес со стороны, так и на интерес изнутри. Для меня еще остается открытым уровень амбиций: способна ли культура остановить отток населения? Для сохранения талантливой молодежи нужны не только деньги, но возможности ощущать себя в гуще событий, в месте, где существуют такие же мыслящие люди и есть варианты развития.
Возможен ли фестиваль искусств вроде «Арт-Оврага» в масштабах большого города, что для этого нужно сделать?
Владимир Селезнев Возможен. В пример могу привести Уральскую индустриальную биеннале современного искусства, которая уже вышла за пределы Екатеринбурга и стала затрагивать, в том числе, близлежащие города.
Тима Радя Конечно, для этого нужно его сделать.
Юлия Бычкова Конечно. Но другой город – это другой сценарий. Нужно, чтобы город был готов позвать к себе экспертов или найти внутренние ресурсы делать свою программу развития. Главное – сформировать запрос на изменения. Это уже, можно считать, половина работы.
Арт-объект «Малые города – большие люди», Алексей Трегубов, 2014
Наталья Фукс Тема осмысления индустриального наследия актуальна для любого города, в котором было или есть крупное производство. По сути, мы живем, вступив в новую эпоху креативной экономики и стремительного научного прогресса, не осмыслив историю и наследие XX века. И такие проекты, как «Арт-Овраг», актуальны для любой географической точки, которая связана с производственной культурой и переживает период трансформации от старого типа производства к новому. Финансовая и техническая поддержка культурных инициатив на уровне местной власти, включение подобных инициатив в культурную стратегию развития, системный взгляд на развитие индустрий в сопровождении культурными проектами, – то, что требуется для реализации подобных фестивалей в больших городах.
Антон Кочуркин В масштабах большого города фестиваль станет другим: чем больше город, тем больше мнений внутри сообществ, тем разнообразнее его культурные коды. При выстраивании подобной программы, на мой взгляд, важно зацепиться за ценности контекста, его харизму, чтобы не размазаться в глобализме эстетических удовольствий и ярких шоу-программах. Я считаю, что любой городской фестиваль должен становиться презентацией глубокой работы с корнями и контекстом, тогда у такого события появляется будущее.
На обложке: прост художников ArtBrothers, 2012