«Магический лес»: Флорентийская биеннале глазами ее участницы Александры Фалиштынской
Первое, что нужно знать про Флорентийскую биеннале современного искусства – это то, что она женского рода. Второе – что попасть на нее может любой художник. И вообще, любой художник в принципе может все. Заполнить заявку на официальном сайте или, как в моем случае, раскрутить инстаграм-аккаунт проекта и получить приглашение от международного куратора выставки, после чего все остальное – дело техники.
Я работаю на стыке дизайна и искусства, и продвижение проекта в зоне арта очень важно для меня с имиджевой точки зрения. Выставки групповые и персональные, биеннале и аукционы здорово повышают ценность, узнаваемость и цитируемость проекта, что не может не сказываться на его стоимости. Хотя, конечно, это далеко не главное. Обмен мнениями и опытом с другими художниками, изучение правил игры рынка и насмотренность – краеугольные камни карьерного роста. А искусство – это, безусловно, карьера, что бы там ни говорили про то, что хороший художник должен быть голодным. Во всем мире это давно не так.
Я довольно давно работаю с искусством, подступая к этому зыбкому в нашей локальной среде рынку с разных сторон – как редактор, маркетолог, продюсер и галерист. Про то, что «у нас» и «у них» (на западе) все по-разному, я хорошо знала в теории, и решение стартовать свой арт-проект возникло в том числе из любопытства испробовать все на практике с самым глубоким погружением. Проект «WISH I WOOD ART: картины и панно с деревом» был выпущен в интернет-пространство в январе этого года. В марте я получила предложение принять участие в биеннале. 6 октября в средневековой крепости Fortezza da Basso в центре Флоренции открылась выставка, на которой было представлено более 400 работ художников из 70 стран. И моя работа в их числе.
Церемония открытия Флорентийской биеннале современного искусства
Утро после ночной переписки с куратором казалось началом нового дивного мира.
Ты вдруг просыпаешься, а у тебя выставка во Флоренции. Круто! В этой истории было что-то из «Золушки», а впереди – полгода планомерной и плотной работы. На тот момент у меня уже был приличный сайт и весьма прокачанные соцсети, которые стали платформой для предстоящей пиар-кампании в интернете. И тут правило номер один: «Если сделал и не рассказал, значит, не сделал». Новые работы, их детали крупным планом, рабочий процесс, текущие выставки и проекты – обо всем этом мир должен знать. Помимо этого – классные брошюры-открытки-визитки. Они не менее важны для художника в современной ситуации, чем мастерство и то, что у него в голове. Все это готовится в большом тираже.
Львиную долю внешней коммуникации на этапе подготовки заняли переговоры с Флорентийскими галереями. Лучше, когда титульный проект (читай «Биеннале») поддерживается продажами в одной или нескольких близлежащих галереях. Все просто: охват шире – конверсия выше. Но здесь случился небольшой затык ввиду того, что я была недостаточно осведомлена о местной артистической среде. Антиквариат и классическая живопись в сознании итальянца это понятно и круто, а вот с современным искусством все не так просто. «Во Флоренции, колыбели Ренессанса, очень много своей проверенной годами красоты, а вот это все новое и непонятное – лучше я издалека посмотрю». Уже на месте, открыв выставку, я пошла по всем галереям, с кем связывалась по почте, с портфолио в руках, докладывала о концепции и приглашала на выставку лично.
Фрагменты секции «Магический лес» на Флорентийской биеннале
Про саму работу – отдельная история. Я приняла решение сделать объект специально к выставке и «зашить» в него концепцию, не привязанную к какой-то конкретной эстетике или национальной специфике – острые для современного человека контрасты урбанистического и природного, внешнего и внутреннего, истинного и напускного. Требование номер два – объект должен пройти в качестве багажа в самолет. Так родился полиптих из 12 частей под названием B(L)ACK OUT, календарь, основанный на семантике цвета по Кандинскому, которого специально для этого перелопатила вдоль и поперек. Каждая из маленьких картин в составе работы визуализирует эмоциональный фон социальных, политических и персональных, произошедших в течение года, событий с помощью цвета. И все это в дереве нескольких пород, различными техниками обработанном вручную.
Создание работы от идеи до воплощения заняло в целом семь недель.
Но мало сделать, надо это сделанное вывезти – еще три недели я занималась подготовкой таможенных документов. Лично для меня логистика стала самым стрессовым этапом во всем биеннальном проекте. Начитавшись в интернете разного рода «хорроров», я боялась таможни как огня, но по факту все оказалось не так страшно. Для каждой конкретной выставки набор выездных бумажек будет разный: все зависит от требований площадки, того, будет ли работа выставлена на продажу или только экспонирована, и много чего еще. В любом случае необходима справка Минкульта о том, что произведение не представляет культурной ценности для государства (это делают специализированные агентства), а также крепкий кейс для перевозки, чтобы работу не разметало по багажному отсеку самолета (с этим круто справляются ребята из ARTINBOX, например).
Монтаж работ
Во Флоренции мы приземлились за неделю до открытия выставки, отвезли работу на склад и в следующий раз увидели ее уже на монтаже. Согласно договоренностям, агенты биеннале должны были сделать развеску самостоятельно, а я при желании могла приехать и проверить результат. Я слышала много баек про итальянскую легкость и расслабленную небрежность в делах и, конечно, делаю скидку на масштаб события, но! Всегда. В любой ситуации и какие бы ни были вводные. Обязательно. Художник должен присутствовать на монтаже лично. Потому что может оказаться так, что работу просто забудут привезти. Или подвесная система окажется не той, что планировалось. Или персонал внезапно не говорит ни на одном известном тебе языке. В общем, разное может случиться и случается всегда, а развеска – это важно.
Следующие десять дней пролетели как один.
Все официальные события, включая открытие, – с особенным смаком, роскошью и одним итальянцам знакомой страстью к музыке и вину. Программа образовательных и публичных событий была насыщена до предела и начиналась с самого утра. По вечерам – перформансы и показы видео-арт работ. Все это время художники, каждый в своем режиме, работали на площадке, встречая гостей и рассказывая про свои работы. Знакомились между собой. Кто-то танцевал. Я в формате нон-стоп снимала live и stories – это был мой способ социализироваться и узнать все «тайны мадридского двора».
Я попала в профильную секцию «Магический лес» среди других работ, выполненных по натуралистическим мотивам и из органических материалов. Слева от меня представлял свою живопись в смешанной технике Yutian Wang из Японии. Он давно живет во Флоренции, закончил местную академию искусств и знает, что делает. На мой вкус, одна из лучших работ здесь – зрелая, спокойная, с удачным миксом академической школы и модного минимализма. Рядом – German Gomez Uribe из Колумбии со сложнейшим в исполнении панно с использованием дерева, пластика, света и фотографии. Прямо напротив – приглашенный художник и звезда всех инстаграмов биеннале Тим Бенгель. Тим рисует синтетическим песком и делает настоящие шоу из презентации своих работ. Очень успешен в Штатах, сотрудничает с хорошей галереей в Сохо и вообще все делает правильно.
Общий уровень работ на выставке очень и очень высок. Здесь представлены все возможные форматы, техники и размеры. Мой глаз заточен скорее на скандинавские и немецкие эстетики – абстракцию и минимализм, глухие цвета и графичные формы, и, несмотря на то, что понравилось, действительно, многое, мой личный шорт-лист выглядит именно так. Особый след в сердце оставили скульптурные объекты Фрэнка Кеслера, выполненные в горячо любимом сочетании бетона и органики: дерева, минералов и камней. С Фрэнком и его сыном Аароном мы общались почти каждый день. Он, как и я, говорит про самодостаточную выразительную силу природных фактур и работает по принципу «отсекая лишнее». Дважды я брала у них интервью, но ни одна из версий его, к огромному сожалению, не сохранилась.
Единственная девушка в моем списке лучших – аргентинская художница Ainelén Bertotti Burket с проектом Quarta Dimensione, представившая нежнейшую инсталляцию из нескольких слоев прозрачной ткани, на которой изображены сама Айнелин и ее подруга-писатель. Согласно идее, мы живем в мире трех измерений, но на самом деле помимо известных величин существуют такие тонкие материи как душа, энергетическое поле, память и намерение, которые расслаивают привычные границы и позволяют видеть и понимать больше, чем мы привыкли. Приз «за спонтанность» уходит Theo Lenartz из Нидерландов, исполнившему феерический экспромт-перформанс специально для меня и моих фолловеров в прямом эфире. Открытие финального дня – ювелир Nur из Армении. Все объекты Нура от скульптур размером с палец до трехметрового скафандра-бабочки выполнены в единственном экземпляре, каждый из них – результат кропотливых экспериментов с материалом и формой. Фаворитом жюри в области ювелирного искусства стала муха из бронзы и топазов, легким движением рук превращающаяся в маску, через которую человек может примерить зрение насекомого и увидеть мир, разложенный на цветовой спектр.
Также хочется отметить уличную инсталляцию из двух пластиковых ромбов с элементами медиа-арта австрийца Tim Guider, которые встречали нас у входа каждый день, металлические скульптуры Muge Atabek и Ozlem Baser, оба художника из Турции, похожую на молекулярные решетки живопись в смешанной технике Hope Brooks, Ямайка, «конструкцию по деконструкции» из дерева Santiago Dieste, текстильные панно в пастельной гамме от Nelleke Hulsen из Нидерландов, живописные пейзажи закатного неба Steffie Wallace из Австралии, настольную скульптуру из каррарского мрамора от бразильской художницы Sylvia Loew и микро-миры Bibiana Martinez Marquez из Колумбии.
За месяц, проведенный в Италии, мне удалось сделать много открытий, проверить гипотезы в деле и стать немного счастливее.
Фрагменты биеннале
Выход на арт-рынок с запада находится на наветренной стороне, оттуда легче стартовать и больше шансов быть услышанным. Но это мой опыт, не исключаю, что бывает по-другому. Помимо профессиональных истин «меньше слов, больше дела», «хочешь быть – будь» здесь, что более важно, открываются вещи другого порядка. Если в Москве ты успешен, когда «занят», «на встрече» или «не можешь говорить», то в Италии все мыслят двумя категориями – ценность личного времени и «война войной, а обед по расписанию». И речь вовсе не про лень, а про умение построить рабочий график максимально эффективным образом. Становиться успешным, не забывая про счастье и удовольствие, смаковать сам процесс, а не только результат.
Фото: The Factory Prd и из личного архива автора