Хвосты за полярным кругом: Ксения Бандорина о выставке «Сделаны из Никеля»
У большинства туристов впечатления от Мурманска или Териберки сводятся к северному сиянию и брелокам с китовыми хвостами. Художников же территория за полярным кругом привлекает неожиданно насыщенной творческой жизнью. Здесь, в самой северной российской арт-резиденции «Никель», авторы вдохновляются суровыми пейзажами тундры и смело экспериментируют с техниками и материалами. Дизайн-аналитик Ксения Бандорина побывала в поселке у норвежской границы на выставке петербургского художника Александра Хромых.
Ксения Бандоринадоцент Академии Штиглица,
кандидат искусствоведения,
дизайн-аналитик
Мы едем в поселок Никель через знаменитое село Териберка не ради Левиафана, а к новой местной достопримечательности — арт-объектам «Китовые хвосты» петербургского художника Александра Хромых. Чтобы сделать селфи на фоне причудливых скульптур и зимнего моря, приходится стоять в очереди. Работа Александра заняла второе место в грантовом конкурсе в области современного искусства. По задумке художника проект привлекает внимание к мировым экологическим проблемам и необходимости защиты китов — самых величественных животных Баренцева моря.
Арт-объект Александра Хромых
Зимняя дорога до приграничной и самой северной в России арт-резиденции «Никель» открыта не всегда. Добраться туда — это своеобразная лотерея: если нет метели, то каждые полчаса здесь проходит снегоуборочная машина. Приехав на восьмой сезон «Полярной ночи», в которой Александр Хромых выступает уже в роли куратора, мы знакомимся с необычной природой северного городка. Больше всего впечатляет контраст естественных и индустриальных сопок. Мы приехали сюда, чтоб увидеть именно их — блестящие горы никелевого шлака. Впервые взглянув на этот черный «песок», Александр сразу же решил использовать материал в творческом процессе.
Каждый художник видит местную природу по-разному. Кто-то «слышит» камни и с их помощью сочиняет музыку, кто-то чувствует в этой локации космический ресурс, а другие пишут историю промышленного города, собирая ископаемые.
Романтика местного пейзажа под покровом полярной ночи — источник вдохновения для любого автора, но Алесандра Хромых с этой локацией связывает более личная история. После окончания школы в Воронеже художник приехал учиться в Мурманск и за это время успел по-настоящему породниться с загадочной северной природой. В прошлом сезоне арт-резиденции он открыл для себя работу с металлом, впоследствии совместив его со шлаком. Александр рассказывает, что получившийся материал отлично подходит для создания не только скульптуры, но и утилитарных объектов. «Для меня это стало настоящим открытием: здесь лежит замечательное сырье, которое никто не использует. А ведь оно интересно и вполне эстетично себя проявляет — его можно шлифовать, делать матовым или глянцевым, совмещать с другим материалом», — делится художник.
Современные художники в своем творческом процессе сосредоточены на практически химических экспериментах с материалами и их свойствами. Поэтому в арт-резиденции Александр встретился с технологами местного производства компании «Норникель». Неожиданные для области скульптуры характеристики никелевого шлака выступили отправной точкой в серии арт-объектов, созданных автором в рамках зимней резиденции.
Арктический характер никелевых «хвостов» оказался колючим в буквальном смысле: автору приходилось работать в защитных перчатках. В скульптурах внимание зрителя привлекает сама фракция шлака, которая варьируется от мелкого песка до более крупного, напоминающего гальку. Чтобы отразить историю материала, художник сохраняет песчаную фракцию и показывает ее индустриальную эстетику.
Увидеть результат творческого эксперимента художника можно неподалеку — в мурманском Центре современного искусства «21А». Центральное место на выставке «Сделаны из Никеля» отведено объектам, непосредственно связанным с Мурманской областью и ее Печенгским округом. Например, для создания некоторых скульптур наряду с бронзой и керамикой Александр использовал древесные коряги, собранные в окрестностях Никеля. Другие работы, такие как фигурка в виде слоника, выступают отсылкой к увиденной на городской детской площадке гипсовой скульптуре. Повсюду можно заметить китовые хвосты и причудливые растения – символы округа, – а дополнила шлаковую инсталляцию кукла-русалка, найденная в окрестностях Териберки.
Перед художником всегда стоит выбор — оставить природность материала или все же переплавить, залить, заставить его мимикрировать под другое сырье. В своих первых экспериментах Александр использовал хорошо знакомую художникам полиэфирную и эпоксидную смолы. С помощью них получилось зафиксировать естественную текстурность шлакового песка и сохранить его арктический блеск.
Идея показать новый материал как драгоценность, добытую на заполярных землях, пришла к художнику сразу же: для этого он соединил шлаковый материал с бронзой и золотой поталью. Дерзкий и современный характер никелевого шлака раскрылся в сочетании с розовым силиконом, который используют для формовки. Символы и намеки, истории и смыслы зашифрованы в идеи вторичного использования материалов, причем не только силикона и смолы. Образы, близкие к японским фуросикам и арт-пеленанию, по-новому раскрылись благодаря фактурному и блестящему шлаку. Александр использовал формы для отливки скульптуры и придал им вид ценных оболочек, скрывающих внутри себя произведения искусства. В каждой форме можно увидеть эстетику технической детали как первообраза искусства. И только по следам внутренних поверхностей удается считать, что перед нами находится форма для отливки знаменитого бюста Баттисты Сфорца.
Александр Хромых и Ксения Бандорина
Желание раскрыть тайну образа этого удивительного материала, который то манит звездным блеском, то предлагает дотронуться до гладкой поверхности залитой «льдом» смолы, делает никелевый шлак бесконечно ресурсным для художников. По мнению коллекционеров и экспертов арт-рынка, эти работы вскоре займут места ведущих лотов современного искусства.
Все фотографии предоставлены Ксенией Бандориной.