Все грани легкости в дизайне: Lake Como Design Festival глазами Ани Саркисьянц
Ежегодный праздник дизайна на озере Комо – Lake Como Design Festival – в этот раз прошел с 15 по 22 сентября, а лейтмотивом программы стала тема легкости. Дизайнеры, кураторы экспозиций и авторы сайт-специфик инсталляций по-разному подошли к ее осмыслению, стремясь также найти баланс между формой, материалом и движением. На фестивале побывала дизайнер и колумнист Design Mate Аня Саркисьянц — в своих дневниках она делится впечатлениями и приглашает прогуляться по лучшим локациям события.
Аня Саркисьянц дизайнер общественных интерьеров, основатель и арт-директор студии Designic
Хотя во мне столько раз загоралось желание отправиться на выпуски Lake Como Design Festival предыдущих лет, звезды сошлись в нужном порядке только под конец 2024 года. Начну с очевидного факта: речь идет о прекрасном мероприятии для тех, кто ищет вдохновение и новый визуальный опыт без толп людей.
Темой шестого Lake Como Design Festival стала легкость в самых разных ее проявлениях и смежная тема — время. Время и то, как мы его понимаем, как оно влияет на все сферы нашей жизни и, конечно, как взаимодействует с дизайном. Локации фестиваля были разбросаны по всему озеру Комо, но большинство экспозиций сосредоточено в самом городе. Некоторые площадки, как, например, Черноббьо с его знаменитыми виллами, вроде виллы Джорджа Клуни и Виллы д’Эсте, добавляют к фестивалю ярчайший оттенок местной роскоши и истории. Но главная локация этого года — Вилла Дель Грумелло, находящаяся в самом сердце «Километра знаний» (Chilometro della Conoschenza), растянувшейся на несколько километров зоны, посвященной культуре и просвещению. Далее по порядку о хайлайтах фестиваля, отправляющего в самую глубь актуального дизайнерского контекста.
Villa Del Grumello: Lightness in progress
На Вилле Дель Грумелло прошла выставка под названием Lightness in Progress. Это пространство стало местом встречи дизайнеров, художников, галеристов и издателей, собравших свои работы в одну концептуальную историю вокруг темы легкости. По залам виллы буквально проносилась волна из свободных форм выражения легкости через предметы интерьера, искусство и инсталляции. Здесь были представлены неопубликованные проекты и уникальные работы молодых и уже известных миру мастеров, выполненные из стекла и других материалов. Каждый объект совмещал в себе как легкость формы, так и силу концепта.
Само здание виллы с видом на озеро, окруженное садами, идеально дополняло экспозиции. Это пространство буквально просило остановиться на мгновение, выйти на террасу и позволить глазам отдохнуть после насыщенной выставки.
Palazzo Del Broletto: The Form of Lightness
Следующая локация — Палаццо Дель Бролетто с выставкой The Form of Lightness. Место стало настоящим путешествием через историю дизайна, начиная с Баухауса и рационализма и заканчивая современными экспериментами с материалами. В центре экспозиции — стул, вечный предмет интерьера, функциональную важность и близость к человеку которого невозможно недооценить. Контраст между прочностью, необходимой для его конструкции, и легкостью линий и материалов стал основой исследования.
На фоне готических интерьеров палаццо было выставлено 28 стульев, экспонируемых на металлических дорожках — объекты буквально играли со светом, подчеркивая все те нюансы, которые можно упустить в повседневной жизни: отражения на отшлифованной плоскости, подвижность света, легкость пространства. Каждая часть экспозиции становилось визуальным продолжением заданной темы.
San Pietro in Atrio: Lightness on Paper
Следующая локация фестиваля была размещена в San Pietro in Atrio, ныне не действующем католическом соборе XIII века. Внутри были собраны выполненные в литографической технике оттиски, объединенные под названием Lightness on Paper. Старинный типографский метод производил впечатление, близкое к эмоциям от наблюдения за балетом, — безупречная легкость, достигнутая через труд и трепетное внимание к деталям. Внутри помещения были фрагментарно установлены прозрачные полы, вскрывающие результаты археологических раскопок храма: прекрасное дополнение к общей концепции совмещения архаики с легкостью взгляда. Особенно запомнился стенд, вдохновленный работами Микеле де Лукки. Домик, в котором экспонировалась литографическая форма, казался идеальной миниатюрной метафорой легкости и творчества.
К слову, меня всегда восхищали работы Микеле де Лукки. Его светильники находятся и в нашей студии, неизменно привлекая внимание гостей.
Villa Anna: Weight of Illumination
В Черноббьо, неподалеку от центра Комо, расположилась Вилла Анна, принявшая в своих стенах подготовленный швейцарской галереей Grieder Contemporary проект Weight of Illumination. Распределенная в пространстве изящной постройки ХХ века коллекция объектов искусства обращалась к теме двойного значения «света» (яркость и невесомость) с остроумием, юмором, сюрреализмом и неожиданными поворотами. Выкупившая виллу галерея осознанно сохранила многочисленные слои времени в интерьере, избегая любых изменений в облике здания. При входе меня встретил полный воспоминаний и старины запах нафталина, а также дерева и других выдержанных временем материалов. Старинная мебель и ар-нуво идеально подчеркивали идею выставки: легкие объекты, фотографии с динамикой световых вспышек, инсталляции, играющие с пространством. Все это создавали ощущение невесомости, бросая вызов привычному восприятию.
Studio Visit
Безусловно, самым ярким впечатлением от фестиваля стала уникальная возможность посетить студии архитектуры и предметного дизайна Из увиденного я бы выделила две: первая занимается дизайном яхт, а вторая — классической архитектурой. Я обращала внимание прежде всего на профессиональные и повседневные вещи: в каких условиях работают итальянские архитекторы небольшого городка Комо, как выстроены их интерьеры, как расположен плоттер, в какой логике расставлены рабочие столы и устроены их переговорные помещения или сколько проектов в год они ведут при таком составе. В общем, я пыталась быть «неопытным заказчиком» и отдаться диалогу с более опытным человеком, а в отдельных случаях — узнавать самые неожиданные факты о работе с незнакомым мне материалом, вроде того же проектирования спортивных яхт. Слушала и открывала для себя новые ракурсы на дизайн.
Первая студия, /H/arry Miesbauer Yacht Design, расположена в историческом здании и бережно сохранила оригинальные интерьерные детали: паркет на полу, лепнина на потолке, деревянные окна, закрывающиеся ставнями, — перечисленное, честно говоря, вызывает двоякие чувства. Конечно, все выполнено стильно и атмосферно: прекрасно интегрированная современная мебель и другие детали, примеряющие ретроспективу с современностью. Но у этого трепетного подхода и мании к существованию бок о бок с историей есть и обратные, весьма прагматические, проявления. Самое явное — климатические условия, с которыми не справится безупречное винтажное устройство здания. Мы не привыкли к подобному, наши рабочие пространства способствуют комфорту и продуктивности, снимая максимальное количество внешнего напряжения.
В остальном, я пыталась расспросить о самых разных, неизвестных мне деталях работы с дизайном яхт — материалы, способы проектирования, инженерные тонкости и другие специфические составляющие, без которых дизайнер точно не сможет подобраться к такому сложносоставному предмету работы.
Вторая студия, Brambilla Orsoni Architetti Associati, оказалась ближе и понятнее мне по своей сути, поэтому я вглядывалась в каждый фрагмент, сверяя их с собственными представлениями и опытом. Сотрудники студии тоже работают в историческом здании бывшего цементного завода 1920-х годов. Общая картина соответствовала уже сложившимся представлениям о классической архитектурной студии: наливные бетонные полы, множество металлизированных элементов и, конечно, безупречно расставленные по пространству иконы современного дизайна.
Архаика носит не только декоративный характер: на их рабочих столах до сих пор есть кульманы, они рисуют маркерами, линерами, карандашами, мастерски продолжая айдентику места, перемещаясь назад во времени, вслед за окружающим их интерьером. Подводя итог моих наблюдений, я поняла, что наша студия не отстает от увиденного и, конечно же, является такой же содержательной и выверенной визитной карточкой, которую хочется показывать и делиться историей ее создания.
Фото на обложке: Nicolò Panzeri. Все фото: личный архив Ани Саркисьянц.