Размышления о co-living, здания как экосистемы и другие проекты на Венецианской биеннале: дневники Анны Сысоевой
В конце ноября завершается 58-я Венецианская биеннале, которая длилась на протяжении шести месяцев. За полгода один из самых масштабных форумов мирового искусства показал множество национальных павильонов, инсталляций и архитектурных проектов. Совсем недавно из Венеции вернулась архитектор Анна Сысоева — она поделилась с Design Mate своими свежими впечатлениями от международной художественной выставки.
Анна Сысоева архитектор, студия Archblack
Моя первая Венецианская биеннале случилась в 2013 году, и с тех пор я посещаю выставку каждый год. Это стало для меня особой традицией. Тема, которую организаторы раскрывают в этом году звучит как How we will live together? («Как нам жить вместе?») — участники выставки интерпретируют ее широко и очень по-разному.
Свой путь по выставке я всегда начинаю с зоны Giardini (Венецианские сады Биеннале) и первым делом иду в российский павильон. Еще ни разу за восемь лет он не разочаровал меня. В этом году наш павильон был особенно интересен, так как главным его экспонатом стало само здание. Павильон отреставрировали и восстановили его первоначальный образ, созданный архитектором А. В. Щусевым в 1914 году. Были открыты заложенные окна, появился доступ к террасе с видом на лагуну, а цвет фасада сделали максимально близким к историческому варианту.
Больше всего мне бросилось в глаза ощущение пустоты. Во-первых, в этом году в биеннале приняли участие всего 60 стран (в прошлой выставке было 90 стран-участниц), а часть павильонов в Giardini была вовсе закрыта.
Павильон Германии поразил своей пустотой и осознанием того, что мы живем в век цифровых технологий. В огромных помещениях я увидела всего несколько QR-кодов, по которым можно было посмотреть видео-инсталляции на своем смартфоне. Пустой павильон уже был несколько лет назад у Великобритании, но тогда они построили большую смотровую площадку на крыше с видом на лагуну и огромную лестницу, ведущую к ней. Это был все-таки офлайн-опыт (учитывая, что на крыше разместили еще и бар), а сейчас же Германия полностью ушла в диджитал-формат.
Очень много размышлений было на тему co-living, причем в самых различных интерпретациях — сосуществование с природой и животным миром, с людьми и с другими планетами. В павильоне Nordic Countries построили дом-коммуну под названием What we share. Это проект норвежского архитектора, призывающий делиться элементами личной жизни друг с другом и с общественностью. Результатом стало тектоническое и политически заряженное общее пространство — модель того, как можно одновременно построить сообщество и устойчивую среду обитания. Перед входом в павильон просили снимать обувь, чтобы максимально ощутить себя «дома» и почувствовать, каково это — жить в подобном доме, открытом миру, природе, людям.
В павильонах Arsenale одна из инсталляций была посвящена путешествию на Луну. Архитекторы размышляли о создании комфортной среды за пределами Земли и жизни в экстремальных условиях.
Один из самых насущных вопросов, который волнует участников в этом году, — изменение климата и глобальное потепление. На эту тему можно было увидеть большое количество инсталляций. Например, проект Ego to Eco от датского бюро EFFEKT Architects отвечает на вопрос «Как здание может быть экосистемой?».
Индийско-британский дуэт SUPERFLUX размышлял о жизни на земле после апокалипсиса, который может наступить из-за глобального потепления и других проблем, которые игнорирует человечество. Они создали инсталляцию, в которой показали жизнь в руинах современной цивилизации — обеденный стол из дерева, пеньки вместо стульев и способы приспособления палочек и других подручных материалов к той жизни, к которой мы привыкли сейчас. Однако в этом новом мире за обеденным столом собрались не только люди. Здесь есть место для лис, крыс, змей, голубей, дикого кабана, волка, ворона, бобра и грибов. Все они разделяют надежду на новое совместное существование.
Еще мне очень понравился посыл британско-греческой компании архитекторов DOXIADIS+, который звучит как Without me you don’t exist. На примере существования грибов и деревьев они призывают к взаимовыгодной жизни всех видов, населяющих планету. Это очень интересная параллель, ведь мы, люди, не можем существовать без природной среды — воды, воздуха и других ресурсов.
Одним из самых красивых проектов для меня стала инсталляция Grove («Роща») от Филипа Бисли и Living Architecture Systems Group. Это место сбора, окруженное парящими колоннами и облачными навесами. Легкие, изготовленные цифровым способом сетчатые шпили, сферы и облака, подвешены к потолку. Огромное количество динамиков от соавтора проекта Сальвадора Брида, встроенных в этот лес, образуют трехмерную звуковую среду. Круглый экран в центре показывает фильм лондонского дуэта Уоррена дю Пре и Ника Торнтона Джонса, исследующего миры в формации. Все это создаеет невероятно волшебную атмосферу, а свет, проходящий через облака, — очень красивые тени на стенах Arsenale.
Конечно, авторы не могли пройти мимо темы пандемии. Одна из инсталляций на эту тему, Hospital of the Future, пытается переосмыслить роль здравоохранения в нашей жизни. Мы сейчас впервые в мировой истории живем в эпоху самой долгой продолжительности жизни человека. Благодаря улучшениям в санитарии, питании и медицине большинство из нас может в среднем дожить до семидесяти трех лет. Но 2021 году из-за коронавируса хронические состояния, связанные со старением и образом жизни, внезапно стали острой проблемой. Эксперты, наблюдая за воздействием вируса, размышляют о «новой норме». Могут ли нас спасти технологии? Будем ли мы использовать генную терапию и органы, напечатанные на 3D-принтере? Произведут ли сети 5G революцию в здравоохранении, сделав обещанный качественный скачок в эффективности? Если долгая жизнь больше не приравнивается к здоровью, нельзя не задаться вопросом, какова роль медицинских учреждений, и как они будут выглядеть в будущем.
На входе в Arsenale была еще одна инсталляция, которая отозвалась в душе и напомнила о времени самоизоляции. Это был квадратный стол с четырьмя стульями, разделенными двумя стенами на четыре части. Очень простая, но очень красноречивая композиция. Обходя ее по кругу, ты видишь только часть стола и угол двух стен, а также одиноко стоящий стул.
Другая инсталляция тоже отсылала напрямую к теме локдауна, но была менее аллегорична. Это было выставочное пространство Перу с воссозданной детской площадкой за забором, закрытой для посетителей. Создатели объясняют, что большую часть времени мы не замечаем то, что находится прямо у нас перед носом, а во время карантина мы все переосмыслили это. Проект предлагает удалить ограждения, закрывающие общественные пространства по всей Лиме и другим городским центрам Перу, что позволит жителям свободно взаимодействовать друг с другом. Удалив эти механизмы «безопасности», которые на самом деле служат инструментами разделения, и установив скамейки, игровые площадки и футбольные поля, можно направить всю энергию, время и ресурсы, вложенные в установку заборов, на создание новой жизни.
Фото: Анна Сысоева
Фото на обложке: La Biennale di Venezia.