Все вечно под луной: Венецианская биеннале в дневниках Юлии Наполовой
До 24 ноября в Венеции проходит 60-ая художественная биеннале, главной темой которой стал лозунг «Иностранцы повсюду». Всего свои работы в павильонах выставки представляет 331 художник, а курирует юбилейное событие Адриано Педроса. Своими впечатлениями от биеннале, а также подборкой запомнившихся национальных павильонов с Design Mate поделилась архитектор и руководитель бюро PS Culture Юлия Наполова.
Юлия Наполова архитектор, руководитель бюро PS Culture
На мой взгляд, эта биеннале получилась одной из лучших за последние годы. «Иностранцы повсюду» — актуальная тема, отражающая общую ситуацию и переживания на европейском континенте. При этом команде удалось показать и обозначить проблемы миграции с разных сторон. Хотя некоторые критики говорят, что Адриано Педроса не справился с задачей куратора, и основной проект не демонстрирует ничего прорывного, нового и даже качественного в искусстве. Возможно, так и есть, но тенденция биеннале, сформировавшаяся за последние годы, — это представление не столько искусства, сколько тотальной инсталляции, манифестов и концепций.
Действительно, великих работ здесь нет, но зато есть очень много попыток нащупать что-то новое.
Среди главных трендов — интеграция видеоарта и перформативных практик в национальные павильоны. Это можно увидеть у Германии, Великобритании, Египта. Также пришло время текстиля. Мне кажется, сейчас это общая тенденция в искусстве и в музейных проектах в целом.
Кроме того, биеннале отлично показывает, что нарратив про иностранцев связан не только с проблемой миграции, но и с дихотомией «свой-чужой» и, собственно, с тем, как быть чужим. О том же говорит и кураторский текст: значение слова «иностранцы» (stranieri) в итальянском также связано с понятиями «странное», «иное», и те павильоны, о которых я хочу рассказать, прекрасно иллюстрируют этот тезис.
Германия
Конечно, здесь нет скандальных перформансов Марины Абрамович, но Павильон Германии сделал достойную попытку. Проект Thresholds («Пороги») — это диалог турецкого художника Эрсана Мондтага и израильтянки Йель Бартана, объединенный в сложную композицию. На входе стоит космическая видеоинсталляция Бартана «Свет народам». Она отсылает к каббалистической концепции «тиккун олам», которая рассказывает об исправлении утратившего совершенство мира. Художница рефлексирует на тему вариативности истории и возможности исправить прошлое. Это достаточно радикальное высказывание для павильона Германии, построенного в период нацизма. Но оно тут актуально: путешествие космической капсулы сменяется античными танцами.
Кажется, что все вечно под луной, и мы будем совершать все те же ошибки год за годом.
В центре находится многоуровневый «Монумент Безвестному» Мондтага, посвященный его дедушке-эмигранту из Турции. Тот умер от рака после работы на асбестовой фабрике. Все в павильоне щедро усыпано пылью и представляет из себя причудливый набор комнат, отсылающих к дому семьи художника. По ним медленно ходят пятеро актеров, чей перформанс создает огромные очереди в павильон. Зритель чувствует себя втянутым в водоворот событий, которые не зависят от него. Все, что остается, — покориться судьбе и наблюдать за распадающейся жизнью или миром.
Франция
Проект удивительно точно соответствует заявленной теме «Иностранцы повсюду» — впервые Францию представляет Жюльен Крузе (Julien Creuzet) — художник карибского происхождения с Мартиники. Яркие краски, обилие материалов и техник создают ощущение детской непосредственности, напоминая о сказочном морском царстве. Жюльен, художник и поэт, активно работающий с различными медиа, вплетает стихи в экспозицию, словно бусины и нити в свои скульптуры.
Это один из немногих павильонов, которые представляют не манифест, инсталляцию или социально-политическое исследование, а художника с работами, которые, теоретически, можно купить. Заходя в павильон, тебе выдается брошюра со стихами, вокруг много всего красивого и яркого, а музыка обволакивает и расслабляет. Такое мирное и радостное проникновение культур и традиций дает надежду на плодотворный культурный диалог и в наше время.
Египет
Вторая по длине и времени ожидания очередь расположена именно у этого павильона. И не зря. Это один из самых стильных павильонов, хотя все, что здесь есть, — это темный зал, несколько артефактов и видеоспектакль. Так египетский художник Ваэль Шавки остроумно и театрально изобразил «Драму 1882» — ссору между погонщиком мула и офицером, спровоцировавшую бойню и разорение Александрии англичанами. Сорокапятиминутный спектакль снят в Александрии, в театре под открытым небом. Все сеты, костюмы и детали разработаны самим художником.
Сам спектакль завораживает: движение актеров, напоминающее марионеток, нарочитая декоративность декораций и арабские музыкальные мотивы, погружающие в сказку. Вся эта дурманящая красота о разрушении Александрии и аннексии Египта проникнута болью от колониального прошлого и желанием его переосмыслить. Если в остальных павильонах мы сталкиваемся со «страдающими иностранцами» или, в крайнем случае, с темой проникновения культур, то Египет подсвечивает совершенно иную грань, представляя захватчиков и трагедию покоренного народа.
Чехия
Самый трогательный и неожиданный павильон рассказывает историю жирафа Ленки, жившего в Кении, но переместившегося в 1954 году в Прагу. Она была первым жирафом в Чехословакии. После смерти тело Ленки передали таксидермистам музея, а внутренности просто выбросили в канализацию.
Проект Евы Котатковой «Сердце пленного жирафа — 20 кг» представляет печальную, но и радостную жизнь Ленки, предлагая осмыслить опыт насильственного перемещения, но при этом и радость общения и познания нового. Основная часть экспозиции — это огромный туннель-шея жирафа, куда можно забраться и послушать детские сказки и истории пожилых людей, работавших с Ленкой. Это помогает прочувствовать, что жизнь жирафа была не только трагичной, но в ней было место любви и заботе.
При этом для меня это история насильственной эмиграции и перемещения живого существа, ставшего иностранцем в холодной Праге.
Великобритания
Великобритания всегда великолепно обозначает актуальную повестку. В этом году мы видим поэтичную и одновременно драматичную серию видеоработ Джона Акомфры «Слушая дождь всю ночь», посвященных постколониализму и экологии. Название отсылает к китайскому поэту XI века, рассуждавшему о «переходящем характере жизни в период политического изгнания».
Здесь представлены истории мигрантов, живущих на территории Великобритании и создающих ее культурную самобытность. Экспозиция разделена на «Песни» (Cantos) со звуковым ландшафтом — интервью, комментарии, песнопения, звуки природы. Это создает ощущение, что все происходящее уже было и повторится снова.
Цветовая гамма в духе Ротко и классические интерьеры подчеркивают стабильность проблем взаимодействия чужих культур с «титульной», но в то же время показывают, что любой из нас может стать «чужим» на нашей планете. Несмотря на свою острую тематику, это самый спокойный и медитативный павильон. Смотреть видеоработы Акомфра можно бесконечно долго, а зрелище разрушающегося мира, безусловно, завораживает.
Все фотографии предоставлены Юлией Наполовой. Фото на обложке: Andrea Avezzu, La Biennale di Venezia.