Екатерина Турбина о том, как запустить и развивать мебельный бренд в Турции
За более чем 10-летнюю карьеру архитектора и дизайнера Екатерина Турбина собрала портфолио коллабораций со множеством известных брендов, от гостиничных сетей Marriott и Radisson до Яндекса, Mercedes-Benz и ведущих банков. Недавно на ее профессиональном пути случился новый виток: Екатерина переехала в Стамбул, где запустила собственный бренд мебели для общественных пространств Local Made.
Перед открытием компании я в течение шести месяцев изучала турецкий мебельный рынок и знакомилась с потенциальными партнерами.Екатерина Турбина архитектор, дизайнер
О бэкграунде и предпосылках к запуску бренда
До открытия бренда в Турции у меня уже был опыт запуска собственных проектов: так, в 2022 году я вместе с партнером основала мебельную компанию Alot. К этому отчасти подтолкнула пандемия: так как с ее началом привозить мебель из Европы стало значительно сложнее, я создала чат в Telegram, где рассказывала о классных российских марках мебели и освещения, а чуть позже мы отправили в разработку первые эскизы в рамках собственного проекта. Кроме того, еще до Alot я совместно с коллегами из студии Today & Laboratory занималась созданием акустических решений для офиса (KIT.WORKS).
В 2022 году я переключилась на рынок США: полгода изучала местную индустрию, знакомилась с архитекторами, дизайнерами и фаундерами локальных брендов мебели. Вернувшись из Штатов, я окончательно укрепилась в своем желании запускать собственную международную компанию. Производство решила организовать в Турции из-за близости к Европе, несложной логистики и хорошего качества. Еще шесть месяцев ушло на изучение турецкого рынка и знакомство с потенциальными партнерами в области архитектурного дизайна и производства.
Я верю, что через несколько лет проект Local Made будет занимать ведущее место в своей нише. Наш основной фокус — стулья, кресла и диваны для коммерческих интерьеров. Многие объекты так или иначе перекликаются по типологии и эстетике с моделями в рамках моих прошлых проектов. Это естественно: дизайн предметов обусловлен запросом рынка, а также моим личным стремлением к минимализму. Сегодня мы можем производить практически любые модели, что расширяет возможности в дизайне.
Постоянные исследования и работа с данными во время открытия бренда натолкнули меня на мысль о создании дизайн-сообщества. В рамках проекта Local Made я приглашаю к сотрудничеству молодых авторов: организую производство и все бизнес-процессы, помогая им реализовать собственные идеи. Я уверена: самые крутые проекты создаются не в одиночку, а в процессе совместного творчества, и хочу растить собственное глобальное комьюнити дизайнеров. Сейчас я также веду переговоры с несколькими университетами Стамбула о проведении тематических воркшопов.
О новой локации
Почему именно Стамбул? Я очень люблю этот город и давно хотела пожить здесь, тем более что по своему динамичному ритму он чем-то похож на Москву. Так случилось, что после переезда сюда мне открылись двери и в других крупных мегаполисах: иногда нужно «поговорить» с городом, и тогда он поможет в развитии.
От Стамбула можно за четыре часа долететь практически в любую точку Евразии. Город богат на культурные события; здесь много интересных творческих проектов и, самое главное, достойных мебельных брендов, которые по своему качеству и эстетике могут составить конкуренцию европейским компаниям.
В Турции огромное количество мебельных фабрик и производств: только в Стамбуле их насчитывается около 50, и еще порядка 200 в Бурсе и Анкаре. Индустриальный центр страны — это Инегёль, именно здесь проходят крупные выставки мебели.
Сейчас я изучаю турецкий, чтобы напрямую общаться с поставщиками и партнерами. Язык знать полезно, но для построения доверительных отношений с компаниями необходимо заручиться поддержкой местных друзей.
За проведенное здесь время мне удалось познакомиться со множеством дизайнеров и архитекторов. Кого-то я знала и раньше благодаря совместной работе на архитектурных проектах, с кем-то выстраивала отношения с нуля.
Еще один плюс Стамбула — здесь можно найти крупные технопарки и инкубаторы, которые помогут с инвестициями и развитием компании. Я подавалась на одну такую программу, но не прошла из-за отсутствия сертификата о знании турецкого. Классно, что все программы бесплатные, они финансируются городом и частными компаниями. Что еще мне нравится в стране, так это развитая креативная среда. Есть много необычных проектов и организаций — например, сообщество архитекторов, которые восстанавливают заброшенные локации и интегрируют в городскую среду мебель и арт-объекты, привлекая к сотрудничеству крупные бренды.
О турецком дизайн-рынке
Сегодня турецкие бренды активно стремятся выйти на российский рынок: многие у нас в стране уже знают бренд Enza Home, но сейчас появляются и другие марки. Из-за экономической ситуации привозить что-то в Турцию очень дорого. Если заказчик — организация, то логистика и все сопутствующие процессы строятся проще, а частным клиентам приходится самостоятельно растаможивать продукт или делегировать это специализированным компаниям.
В самой Турции производятся миллионы товаров. Здесь можно найти прекрасных партнеров по производству и комплектации. Динамично развивается сфера переработки материалов: например, мои хорошие друзья из Studio Blai создают функциональные панели из вторичного пластика.
Мне нравится тренд работы на два и более офисов в разных странах. На протяжении пяти лет я работаю в гибридном формате: удаленно веду проекты в Европе и США, а мои заказчики и партнеры разбросаны по всему свету. Ребята из команды сейчас живут в разных городах; мы всегда на связи, у нас есть дисциплина в отношении дедлайнов. Но все-таки, чтобы курировать производство, нужно быть на месте, поэтому в ближайшем будущем хочется открыть офис и склад в Стамбуле.