Английский стиль, или Теория обманутого ожидания
На днях, собираясь в командировку, я зашла на сайт бронирования номеров и стала искать комфортный и в то же время бюджетный вариант. Одними из первых в результате поиска оказались однокомнатные апартаменты, в описании которых значилось – «комната в английском стиле». На фотографии был следующий интерьер:
Тут я вынуждена сделать небольшое лирическое отступление и рассказать о теории обманутого ожидания. Ещё в XIX веке английский философ Т.Гоббс выявил причину комичности той или иной ситуации. Она состоит в том, что человек ожидает услышать или увидеть одно, опираясь на собственный опыт и знания, а получает совсем другое – неожиданное, парадоксальное, ломающее его стереотип. Так, например, строчка «хорошо смеётся тот, у кого под носом рот» вызывает улыбку или усмешку из-за непредсказуемой концовки известного фразеологизма. Впрочем, контраст между психическим состоянием, вызванным ожиданием, и тем, что оно не оправдалось, может выявить широкий спектр чувств – от тревожных до трагических.
Итак, как только я увидела этот интерьер в «английском стиле», сработала теория обманутого ожидания и зародила во мне целую палитру чувств – от комического удивления до грустного сомнения. Введя аналогичный запрос в поиск браузера – «комната в английском стиле», я получила множество вариантов, в числе которых были советы от различных сайтов по оформлению дома. Вот те интерьеры, что советуют создать любителям английской культуры:
Что, собственно, здесь удивительного? Выбирая между классическим викторианским дизайном и современным английским стилем Сооl Britain, авторы, разумеется, отдали предпочтение последнему, однако трактовали его весьма своеобразно. Сооl Britain – это смесь хай-тека, актуального сегодня стиля лофт, безумного поп-арта и вечных добрых традиций Англии.
Несмотря на обилие стилей в рамках одного пространства, интерьер выглядит гармоничным за счёт объединяющих деталей, единой цветовой гаммы и тщательно продуманной расстановки акцентов. Да, изображения традиционных символов Британии – красной телефонной будки, двухэтажного автобуса, бульдогов, флага страны – действительно присутствуют в Сооl Britain, однако злоупотребление ими может разрушить атмосферу пусть и современного, но всё-таки сдержанного стиля.
К сожалению, то, что транслируется в приведённых примерах, практически не имеет отношения к современному английскому дизайну интерьера. На чём же основываются владельцы хостелов и оформители комнат?
Редакция Design-mate провела экспресс-опрос среди людей, никак не связанных с дизайном, задав им всего один вопрос «Как вы представляете себе комнату в английском стиле?»:
Наталья, акушер-гинеколог
Наверное, это многочисленная символика Англии. Я видела ковёр с изображением британского флага, думаю, такой бы подошёл. Фотообои с Биг-Беном или мостом, много красного цвета, а вместо дверей – красные телефонные будки.
Елена, организатор конвентов
Деревянные панели на стенах, деревянные же стеллажи с книгами, бюро, зеленая лампа, камин. Такой, достаточно тёмный, но при этом тёплый кабинет. Кухня, вероятно, где-то в подвале. Вообще, я не представляю себе английский стиль вне замка или хотя бы небольшого дома.
Роман, военный
Английский стиль – это что-то времен Шерлока Холмса. Обои в полоску, такие, чтобы полосы были тёмно-зелёными, а пространство между ними – светло-зелёное. В комнате должна быть большая кровать, обязательно с деревянной дужкой и тяжёлый стол. А, ещё многоярусная люстра.
А вот что по тому же поводу говорят профессионалы:
Если мы говорим о каких-то классических канонах английского стиля, то моё представление – это достаточно насыщенные цвета, обилие различных принтов в одном интерьере, чётко расставленные акценты, когда, например, шторы выполнены в одной ткани и гамме с диванными подушками. В классическом английском стиле основной деталью будет мебель, но в нём точно не будет мебели одинакового дерева. У англичан очень много стилевых градаций, разделяющихся в зависимости от эпохи, но, так или иначе, если говорить об узорах, то это, скорее, растительные орнаменты, если говорить о цветовой гамме, то довольно популярной остаётся бежевая. Вообще, перекрасить стены для англичан – это удовольствие. Они могут пожить в одном цвете, а через год перекрасить все в другой и полностью сменить таким образом атмосферу пространства. Вообще англичане очень смело обращаются с цветами, поэтому в помещении может и не быть какого-то задающего тон цвета: например, на одном диване может лежать несколько подушек разного цвета. При этом, чаще всего, все оттенки будут тёплыми. На долю Британии нечасто выпадают солнечные дни, поэтому интерьер изначально должен быть задуман уютным, согревающим: как по цвету, так и по материалам. Так, например, британцы предпочитают твид или бархат шёлку. Разнообразие тканей, разнообразие текстур, разнообразие фактур дерева – вот отличительная черта английского стиля. Но, несмотря на такую пестроту, стиль остаётся стилем, он не раздроблен – за счёт единой палитры оттенков, за счёт тонко подобранных деталей: это очень чётко выверенная работа. Для того, чтобы представить себе такой дизайн, достаточно посмотреть несколько серий «Аббатства Даунтон» или «Шерлока» – там всё очень грамотно отражено. В современном английском дизайне эклектика тоже никуда не ушла, даже, например, хай-тек здесь допускает включение каких-то традиционных классических элементов. Да, возможно, они будут выполнены в современных цветах и новых материалах, но они, так или иначе, останутся.
Как житель Британии я бы, пожалуй, разделила интерьеры, характерные для Англии, на две стилистики: современные и old school. Стиль интерьера часто диктуется его архитектурой: в Лондоне сейчас доминирует старая викторианская застройка, однако город активно строится, и появляются новые дома, в основном многоэтажные с панорамными окнами. Соответственно, для загородных домов и квартир старшего поколения характерны интерьеры, которые сами англичане назовут old school – в них есть и оригинальные действующие камины, и высокие деревянные окна, и лепные карнизы. Чаще всего такие интерьеры оформляют винтажной мебелью, массивными креслами, нередки и кровати с балдахинами. С другой стороны, в новостройках при невысоких потолках и панорамных окнах интерье, скорее, будет очень эргономичным, чистым, современным. В обоих случаях дизайны отличаются сдержанностью и достоинством: все решения выверены, ни одна деталь не будет лишней. А вот британца, оформившего квартиру флагами, телефонными будками и статуэтками Биг Бена, посчитают, по меньшей мере, странным.
В англичанах вообще и в английском интерьере в частности удивительным образом сочетается любовь к традициям и большая смелость в обращении с ними. Мы это хорошо можем наблюдать в работах современных английских дизайнеров: они делают, в основном, совершенно современные, актуальные, яркие проекты. Мало кто из заказчиков трактует их как именно английские. Но всё же, ключ к пониманию современного интерьера лежит в его истории. Возьмем, например, стиль братьев Адамов – это особенная национальная история, вдохновленная Андреа Палладио, но в особом прочтении. В их интерьерах с элементами рококо, с активным использованием цвета присутствует невероятная легкость и смелость творческих трактовок. Их работы, кажущиеся вторичными, если разбираться, оказали огромное влияние на будущее интерьера. Они повлияли, в частности, на мебельное производство, включая Чиппендейла, на более поздние Викторианский и Эдвардианский стили (а, значит, и на те интерьерные клише, которые прочно поселились у нас в сознании). Они воздействовали даже на формирование того стиля, которым мы сейчас можем назвать американским. Современный британский интерьер космополитичен и вполне вписывается в общемировые тенденции, но все же существуют определенные черты, его выделяющие. Это, например, британская страсть к коллекционированию. Коллекционеры существуют везде, но нигде – в таком количестве, как в Англии. Шпалерная развеска, хоть и зародилась во Франции, здесь стала приметой стиля и почти всегда, увидев стену в современном интерьере, полностью покрытую картинами, мы угадываем англичан. Для британцев характерны особые отношения с цветом. Они любят цвет и смело с ним работают. Смелые, но изысканные цветовые сочетания присутствуют в абсолютном большинстве работ британских дизайнеров. Недаром именно английские краски так популярны и у нас, и даже во Франции. Если же говорить о прижившихся стереотипах, дизайнеры всего мира, создавая британский интерьер, используют чисто английские предметы мебели, такие, как ушастое кресло, традиционный текстиль, темное дерево. В этом смысле показателен пример работы Хуана-Пабло Молине по преображению традиционного закрытого клуба Cercle de l'Union Interalliée, находящегося в элегантном особняке XVIII века в Париже. Стены зала, где расположен бар, были полностью покрыты росписями, имитирующими орех. В помещении установили массивную деревянную стойку, а мебель переобили тканью с традиционным цветочным орнаментом. Эти детали сразу создали атмосферу английского клуба.
Похоже, что мы так и не сможем отойти от стереотипного представления об английском стиле, пока профессионалы не доберутся до гостиниц среднего класса, а сайты идей для дома не накроет информативная дизайнерская волна. Так или иначе, в ближайшее время одним из наиболее верных путей от кича к стилю будет просмотр хороших британских сериалов. Их я и посоветую хозяину тех злосчастных апартаментов.