Новый Ренессанс: как современная архитектура возрождает интерес к музеям
В 2020-х универсальность и гибкость стали главными движущими силами прогресса во всех сферах жизни. Эта тенденция затрагивает и музеи: долгие годы спокойно существовавшие словно внутри себя, сегодня они тоже вынуждены активно меняться. Архитектор и руководитель московского бюро IQ Эрик Валеев поделился с Design Mate своим мнением о том, какими должны быть современные выставочные пространства, что нужно для их проектирования, и на какие зарубежные и российские практики стоит равняться.
Эрик Валеев основатель и руководитель
архитектурного бюро IQ
Изменение роли и функций музея
Эра коронавируса превратила в обыденность онлайн-бронирование для посещения выставок, ежечасную дезинфекцию помещений и силуэты в медицинских масках в коридорах галерей. Однако, помимо изнуряющей борьбы с пандемией, у музеев существует множество других проблем, требующих скорейшего решения. Устаревшие подходы к строительству или реконструкции, консерватизм рабочих концепций, адаптация к формату мышления современного человека — это лишь некоторые из вызовов, которые стоят перед современными архитекторами. Кроме того, нехватка общественных пространств в старых зданиях и слабое финансирования заметно сузили целевую аудиторию многих музеев.
Тяжелее всего приходится проектам, существующим исключительно за счет реализации входных билетов и сувенирной продукции. Схемы их работы, утвержденные еще перед наступлением информационной эпохи, сегодня не вызывают интереса у публики.
Создание новых музеев по старым рецептам — это тупиковый путь развития индустрии.
Даже международные гиганты выставочного мира вынуждены приспосабливаться под актуальные форматы организации досуга. Они активно формируют собственную аудиторию в сети, организуют интернет-семинары, выставки и т.д. В целом сегодня любой музей просто обязан предлагать множество вариативных сценариев проведения времени для горожанина, стать платформой для пересечения офлайн- и онлайн-событий.
Межмузейный кластер в Новой Москве. Рендеры бюро IQ
Отказавшись от моноконцепций, основанных исключительно на выставочной деятельности, мы сможем создавать привлекательные мультифункциональные места для проведения досуга каждый день. Расширение функционала тоже поможет создать дополнительный источник доходов в бюджет музея.
Чтобы оставаться интересными публике, выставочные пространства должны быть более открытыми, мультифункциональными и технологичными, но на этом пути придется решить сразу несколько глобальных задач.
Принципы современного музейного проектирования
Всего несколько фундаментальных принципов проектирования способны изменить музеи, сделав их ядром концентрации общественного интереса. Так, основа концепции может базироваться на диалоге объекта и пешехода. Подходя к зданию, мы почти всегда видим только входную группу и афиши, которые в условиях пестрого городского ландшафта удерживают внимание лишь на несколько секунд. Если немного приоткрыть экспозиции для прохожего, используя архитектуру и дизайн, мы создадим интригу и эмоциональный триггер, сыграв на природном любопытстве человека. Эффект можно сравнить с действием кликбейта, когда объект не демонстрирует многое, но этого достаточно для посева позитивной мотивации.
Другой ключевой момент — это необходимость отказа от отношения к посетителям как к зрителям в театре и строгого разделения пространства на разрешенные и запретные зоны. Сегодня человек мыслит все более интерактивно, а это означает, что незримая стена между музеем и его гостем должна быть снесена.
Успешные зарубежные практики
В Европе проектирование выставочных объектов нового поколения на основе этих идей стартовало еще в конце прошлого века. Например, именно проект реконструкции старого железнодорожного вокзала Орсе на берегу Сены прославил итальянского архитектора Гаэ Ауленти. На его месте в 1986 году открылся одноименный музей. Когда он распахнул свои двери, газеты сравнивали обновленное здание с гробницей в Египте и пророчили проекту скорый провал. Гаэ Ауленти, отвечая на нападки, проявила удивительное спокойствие: «Да, меня критикуют местные газеты, однако, как я вижу уже сейчас, на входе скопилась очередь в двадцать тысяч человек». Спор разрешило само время, и сегодня Музей Орсе стал одним из самых популярных культурных пространств столицы Пятой республики.
Музей Орсе в Париже. Фото: Getty Images/Atlantide Phototravel
Около 30 лет назад Итальянские чиновники задумались над тем, что в Риме, в отличие от других европейских столиц, нет крупного государственного музея современных искусств. Помочь исправить эту оплошность и пустить соседям «пыль в глаза» позвали Заху Хадид. За почти десять лет кропотливой работы над Национальным музеем искусств XXI века (MAXXI) она создала не только самый масштабный проект в своей и без того блестящей карьере, но и одно из наиболее посещаемых арт-пространств в Италии.
Национальный музей искусств XXI века (MAXXI) в Риме по проекту Zaha Hadid Architects. Фото: © Iwan Baan
Она стремилась к тому, чтобы музейный комплекс в полной мере гармонировал с городской тканью, не теряя при этом своей индивидуальности. L-образный объект сформирован из нескольких частей, изящно переходящих одна в другую. Внутри есть множество просторных галерей, нестандартные экспозиционные поверхности, рампы и повороты, наклонные стены, а уровни здания соединяют черные висячие лестницы.
Национальный музей искусств XXI века (MAXXI) в Риме по проекту Zaha Hadid Architects. Фото: © Helene Binet; © Iwan Baan
Работы Аманды Ливит — это концептуальные размышления о новых гранях применения передовых технологий в архитектуре и том, как можно вновь соединить лоскутное пространство быстрорастущих мегаполисов. Она объединила обе эти идеи в ходе создания Музея искусства, архитектуры и технологий в Лиссабоне. Объект будто бы вырастает из линии набережной, превращая ее в открытое общественное пространство. Волнообразный фасад музея MAAT возрождает некогда потерянную связь столицы Португалии с ее живописной акваторией. Озелененная ступенчатая кровля работает как смотровая площадка, а ночью превращается в романтичный кинотеатр.
Музей искусства, архитектуры и технологий в Лиссабоне по проекту бюро AL_A. Фото: © Hufton + Crow
Знамя музейной архитектуры «новой волны» подхватили и в Азии, где сейчас появляется множество нестандартных выставочных пространств. Славное прошлое города Датун в китайской провинции Шаньси было занесено пылью строек индустриальной революции. Сегодня власти страны захотели возродить интерес к его истории и создать одну из ключевых точек притяжения туристов на карте КНР. Главным якорем новой культурной политики в регионе станет масштабная площадь в Датуне и общественный кластер, в центре которого появится Музей искусств.
Музей искусств в Датуне по проекту Foster + Partners. Фото: Foster + Partners
Авторы проекта из бюро Foster + Partners хотят, чтобы облик музея отражал и стремительное развитие Поднебесной, и богатство ее исторического наследия. Силуэт здания похож на действующий вулкан, а само сооружение несколько утоплено под поверхность земли. Главным элементом интерьера музея станет масштабное выставочное пространство высотой 38 метров и шириной 80 метров. Его размеры и эффектное освещение сверху позволят художникам размещать внутри поражающие воображение произведения искусства.
Современная музейная архитектура России
На территории нашей страны есть много мест с неповторимым культурным кодом и бесценным архитектурным наследием, которые сложно разглядеть за современной однотипной застройкой. Грамотное преподнесение этих ценностей поможет перезагрузить имидж многих городов, сделать их более привлекательными для туризма, сформировать интересный культурный дискурс и улучшить общественный климат.
Однако зачастую работа с музейными проектами за границами Москвы и Санкт-Петербурга ведется без привлечения сторонних специалистов, сводясь к тем же стандартным схемам. Такие кейсы интересуют широкую публику лишь непродолжительное время после открытия и не способны создать стабильную точку притяжения для местных жителей или туристов.
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде по проекту Евгения Асса. Фото: © Дмитрий Степанов
Центр современного искусства, созданный в здании бывшего Арсенала Нижегородского Кремля десять лет назад — это первый пример работы с объектом федерального статуса в регионах, где научная реставрация здания XIX века реализована одновременно с его адаптацией под современные культурно-досуговые форматы. Так, напротив главного фасада проложены узкоколейные рельсы, по которым можно перемещать декорации и мобильную сцену. Кладка стены кремля с арочной аркадой бережно восстановлена, а затем внедрена в экспозицию пространства в качестве наглядного экспоната. Внутри воссоздана старая деревянная стропильная система, которую сейчас можно увидеть в главном зале. Благодаря архитектору Евгению Ассу и его команде бывший складской объект стал одним из крупнейших центров современного искусства в нашей стране, живым учебником архитектуры и истории.
Фундаментом концепции межмузейного комплекса, который планируется построить в Новой Москве по проекту нашего бюро, стало подчеркнутое внимание к общественному функционалу, интерактивности пространства и его открытости. Совсем скоро на участке площадью почти 5 гектаров в поселении Сосновка появится крупнейший в нашей стране кластер такого рода.
Межмузейный кластер в Новой Москве. Рендеры бюро IQ
Власти Москвы попросили нас создать мультифункциональную образовательную и досуговую площадку, которая должна стать одним из главных центров культурной жизни города. Внутри кластера планируется размещение экспозиции и хранилища фондов для более двух десятков музеев, включая Музей Победы, Третьяковскую галерею, ГИМ, а также РосИЗО. Архитектура, структура пространства и инженерия в комплексе держатся на «трех китах»: логистике, многозадачности функционирования и обеспечении надежной сохранности экспонатов.
Различные части комплекса являются самодостаточными единицами, но также объединены в единое пространство, тесно скрепленное различными общественными функциями. Посетители смогут не только ознакомиться с экспозициями, но и заглянуть за кулисы музейного дела, увидеть работу ученых и реставраторов, узнать, что происходит с экспонатами вне выставок. Здесь будет не менее интересно просто погулять, отдохнуть от повседневных дел, встретиться с друзьями.
Межмузейный кластер в Новой Москве. Рендеры бюро IQ
Все компоненты кластера за несколько дней можно трансформировать для проведения концертов, семинаров или для научных целей. Кровля комплекса станет парком для прогулок и одновременно акустическим барьером, который сделает пространство более камерным.
Территория проекта задумана как органичное продолжение нового бульвара, проложенного от станции «Ольховая». Двигаясь вдоль него, человек получит свободный доступ к части экспозиций, выставкам на свежем воздухе, открытому кинотеатру и спортплощадкам. Каждый метр вдоль маршрута немного приоткрывает пространство, а простая прогулка становится полноценным диалогом с музеем.
Межмузейный кластер в Новой Москве. Рендеры бюро IQ
Четыре объема для наиболее известных музеев реализованы с легко считываемой геометрией форм, а раскрывают индивидуальность объектов их фасадные решения. Например, фасады здания для ГМВЦ «РосИЗО» навевают ассоциации с русским авангардом начала XX века. Фасад объекта для ГИМ стал визуальным выражением идеи многослойности исторического процесса. Фасады фондохранилища Третьяковской галереи перекликаются с внешним видом главного здания музея в центре столицы. А фасад здания для музея ВОВ похож на застывшее в потоках ветра знамя.
Современная архитектура постепенно возрождает интерес широкой публики к музеям, но строительство качественных новых объектов, равно как и модернизация старых выставочных пространств — все еще не массовое явление. Музеи всех уровней должны перестать существовать внутри самих себя, превратиться в инклюзивные места для каждого человека. В России для этого необходимо объединить системность организации их финансирования с индивидуальностью проектирования отдельных объектов. Таким образом, мы сможем создавать действительно востребованные и жизнеспособные культурные пространства.
На обложке: Музей искусства, архитектуры и технологий в Лиссабоне по проекту бюро AL_A. Фото: © Francisco Nogueira.