Стоп, снято! Интерьерные фотографы о развитии профессии, особенностях и стоимости работы
Сегодня фотограф — это один из ключевых героев дизайн-проекта, который в сотворчестве со стилистом помогает интерьеру попасть на страницы главных профессиональных изданий. Специалисты этой сферы позволяют увидеть новое пространство не только его владельцам, но и широкой аудитории. О том, как трансформировалась профессия фотографа интерьера, отличается ли ее функционал в России и за рубежом, и от чего зависит стоимость услуги — в новом материале из цикла «Сколько стоит».
Эксперты
- Максим Лоскутов
- Инна Каблукова
- Полина Полудкина
- Даниил Анненков
- Дмитрий Цыренщиков
Что должен уметь хороший интерьерный фотограф
На первый взгляд, основная задача фотографа интерьера максимально понятна — сделать качественные снимки, которые смогут наиболее точно передать работу дизайнера. Однако среди специалистов существует свое понимание ценности профессии и того, что отличает хорошего фотографа. Так, Максим Лоскутов к умению раскрыть замысел дизайнера в собственном прочтении добавляет стабильное качество работы: «В каком-то смысле интерьерная фотография похожа на портретную. Хороший фотограф может показать интерьер как есть, а может раскрыть его сильные стороны, прикрыв неудачные решения».
Как и в самом дизайне интерьера, тренды в интерьерной фотографии постоянно меняются: по мнению Инны Каблуковой, главная ценность специалиста заключается как раз в том, чтобы успевать за этими изменениями и быть мобильным. Иметь хорошую технику тоже важно, хотя эстетическое видение кадра и опыт остаются в приоритете.
Надо воспитывать себя и расширять свои границы — тогда будет больше пространства и инструментов. Важно смотреть дальше, чем смотрят твои коллеги, быть на шаг впереди.
«В профессиональной среде приоритет чаще отдают уже проверенным и узнаваемым фотографам. Сейчас личность нужна заказчику гораздо больше, чем красивая картинка. Поэтому чем больше город, тем ярче надо быть», — добавляет Инна.
Уютная пиццерия в Екатеринбурге – проект BLOK STUDIO. Фотограф: Максим Лоскутов
Определить качество работы фотографа можно и по уровню объектов, которые он фотографирует. Так, Даниил Анненков отмечает, что авторы хороших проектов вряд ли позовут плохого фотографа — дизайнерам важно, попадет ли интерьер в публикацию или на обложку журнала.
Для Дмитрия Цыренщикова главное отличие хорошего специалиста заключается в том, как он передает цвет: «Умение передать хороший цвет нельзя объяснить, оно приходит вместе с насмотренностью». Еще один фактор, который отмечает Дмитрий — это способность показать проект без использования широкоугольного объектива.
Как меняется профессия
Сегодня приглашение интерьерного фотографа — обязательный и завершающий пункт в работе над дизайн-проектом, но так было не всегда. Еще 10 лет назад съемки интерьера почти не были востребованы.
«Увлечение дизайном и архитектурой всегда присутствовало в моей жизни, но возможности снимать только интерьеры не было — просто не было такого количества заказчиков, — рассказывает Инна Каблукова. — Я начинала свой путь фотографа в Ростове-на-Дону, но первые мои заказчики были из Москвы. В регионах интерьерная фотография развивается только последние лет пять».
Природа и техногенные материалы в современной чайной – проект студии KIDZ. Фотограф: Полина Полудкина
«Я начала заниматься интерьерной фотографией примерно семь лет назад, и с тех пор очень многое изменилось, — делится Полина Полудкина. — Во-первых, Instagram (признан в России экстремистской организацией – прим. ред.) только набирал обороты. Соцсеть сильно поспособствовала развитию и самой профессии, и моей карьеры в частности. Стали цениться не только журнальные публикации, но и общая подача дизайн-студий и архитектурных бюро. Теперь даже самый начинающий дизайнер старается красиво и внятно презентовать то, что он делает. Личное портфолио, по которому считывается дизайнер и как человек, и как профессионал, — всегда интереснее и более цепляюще, чем просто рабочий сайт. Благодаря этому работы стало значительно больше».
«Во время работы в издании The Village Петербург, где я начал заниматься интерьерной фотографией, я также снимал квартиры и общественные места. Тогда профессии не придавали значения — например, на фотосъемку ресторана отводился час, во время которого проводилась подготовка заведения к открытию. Найти подходящие интерьеры было сложно — в то время был совершенно другой уровень визуальной культуры, и даже в ведущих изданиях большинство проектов были зарубежными», — рассказывает Дмитрий Цыренщиков.
Меняется не только профессия, но и тренды внутри нее. Как отмечает Максим Лоскутов, сейчас среди специалистов все больше заметна тенденция к легко читаемым в рамках мобильных социальных сетей пропорциям и композициям: «Интерьерные съемки тяготеют к естественной, “неглянцевой” эстетике и допускают в повествовании небрежность, а не только язык математически верной композиции».
По словам Полины Полудкиной, сейчас наравне с результатом работы дизайнера ценится и сам процесс, а зачастую и мелкие детали: «Раньше у меня было не так много промежуточных съемок — у дизайнеров не было понимания, зачем тратить на них деньги; кому и где показывать. Сейчас возможность нанять фотографа именно для такой съемки имеет большую ценность. Дизайнеры и сами начинают показывать стройку красиво и атмосферно, чем меняют представление об этом процессе».
Лампа по проекту архитектурного бюро KOZEEN + RUEDA. Фото: Полина Полудкина.
О других стилистических изменениях в интерьерной фотографии рассказывает и Дмитрий Цыренщиков: «10 лет назад, например, было принято использовать дополнительный свет в интерьерной съемке, а сейчас почти все снимают с естественным светом».
От чего зависит стоимость интерьерной съемки
Сами фотографы отмечают, что диапазон стоимости интерьерной съемки довольно широк и зависит от множества факторов. Работа начинающего специалиста может стоить 10 000 рублей; в Москве профессиональные фотографы с хорошей техникой возьмут от 40 000 до 80 000 рублей; но и на этом цена за услуги специалиста не ограничивается и может достигать вплоть до 150 000 рублей. Среди основных факторов, которые влияют на стоимость работы, фотографы отмечают:
- объем работ (площадь объекта, количество помещений, детализация интерьера, световые сценарии);
- тип пространства (квартира / офис / ресторан / стройка);
- количество времени для съемки (часто фотографы работают сменами по 6-8 часов);
- локация объекта;
- известность и опыт специалиста, количество публикаций и наград;
- задача съемки (проект для портфолио, печати, размещения в онлайн-изданиях и т.д.);
- количество фотографий для обработки.
Тем не менее, финальную цену каждый фотограф определяет по-разному: «Многие считают количество смен при фиксированной стоимости смены. Кто-то — количество обработанных фотографий. Часто используется комбинированный подход», — рассказывает Максим Лоскутов.
Полина Полудкина отмечает, что некоторые фотографы имеют фиксированную стоимость своих услуг за рабочий день, а другие определяют цену исходя из количества обработанных кадров или съемочных часов. «Мне комфортнее не ограничивать себя по времени, а, наоборот, выжимать из работы максимум», — добавляет Полина.
IT-центр нефтяной компании в здании бывшего цейхгауза – проект VOX Architects. Фотограф: Даниил Анненков
«При формировании цены я отталкиваюсь от техники, на которую снимаю, узнаваемости в среде и спроса, — рассказывает Дмитрий Цыренщиков. — Обычно я предлагаю два варианта: стоимость за съемочный день (50 000 рублей) или за минимальный трех/четырехчасовой заказ (30 000 рублей). В обоих случаях 20 фотографий включены в ретушь».
Российский рынок сейчас перенасыщен — при желании можно найти человека, который сделает съемку в пределах 15 000 рублей и даже дешевле.
«Иногда заказчику требуется выкупить авторские права — в таком случае стоимость определяется индивидуально. То же самое происходит в том случае, если фотографии передаются в пользование третьим лицам. Как правило, большинство людей об этом даже не задумываются, но за рубежом, например, это обычная практика».
Особенности работы за рубежом и с разными заказчиками
В других странах понимание профессии интерьерного фотографа сформировалась гораздо раньше, поэтому отличается и сам порядок работы. Полина Полудкина рассказывает, что работать с иностранными заказчиками особенно приятно: «Каждый выполняет свою задачу вовремя и в срок, к съемке все всегда идеально подготовлено, на объекте присутствует человек, следящий за всем процессом, — чтобы работа прошла гладко и без задержек. Любые дополнительные услуги оплачиваются отдельно, и это само собой разумеющееся. У нас, к сожалению, финансовые и документационные вопросы часто пытаются скинуть на фотографа».
Мои заказчики ценят мой труд и работу. Я всегда открыта к коммуникации и готова идти на обоюдно комфортные условия.
«Насколько мне известно, за рубежом часто работает схема, при которой стоимость продакшна и лицензирования разделены. То есть отдельно оплачивается непосредственно съемка и обработка фотографий, а отдельно — права на использование снимков. Чем шире предоставляемые права — тем дороже они стоят», — рассказывает Максим Лоскутов. — Если фотограф может внятно объяснить, как складывается цена его работу, то обычно проблем с взаимопониманием нет. Когда заказчик оказывается не готов к озвученной сумме, я не торгуюсь, но в некоторых случаях могу пойти навстречу хорошим клиентам, с которыми давно работаю».
Магазин бренда одежды с гармоничным природным интерьером – проект бюро JL STUDIO. Фотограф: Дмитрий Цыренщиков
Инна Каблукова добавляет: «Работа с иностранными изданиями и заказчиками — это интересный опыт. Все четко регламентировано, и если ты снимаешь дольше и больше по объему, то доплата всегда инициируется заказчиком. Бывает так, что некоторые заказчики не понимают такого разброса цен на рынке, а иногда не видят разницу в качестве конечной картинки или выстроенного кадра. Приходится рассказывать, почему ты столько стоишь, какие преимущества у тебя есть».
Фотографа продает картинка. Профессионализм услуг в интерьерной съемке растет, и вместе с этим растет понимание ценности специалиста со стороны заказчика.
Даниил Анненков отмечает, что иностранные заказчики заинтересованы в получении 5-10 фотографий, и ценообразование происходит исходя из этого. А в России клиенты больше мыслят категорией «съемка», в которой количество фотографий на порядок больше.
«Если говорить о специалистах низкого и среднего уровней, то для Лондона, например, нижняя планка — это 100 фунтов/час, для Берлина — 100 евро/час. Если это известный фотограф, то стоимость может быть сильно выше. Сюда добавляются расходы на перемещения, ретушь, оборудование, лицензию на авторские права и т.д., — делится Дмитрий Цыренщиков. — Взаимодействие с иностранными заказчиками сильно отличается, начиная от обсуждения цены и заканчивая цветокоррекцией».
Ценность хорошей съемки интерьера сейчас сильно выше, чем 5-10 лет назад. Это касается всего — от фотосъемки объекта для сдачи в аренду до квартиры для публикации в печатном издании.
«Сейчас многие стали понимать — чтобы хорошо снять интерьер ресторана, требуется, например, открыться позже. Сюда же можно отнести общее повышение уровня насмотренности».
На обложке: магазин LIKE SHOP в Ростове-на-Дону по проекту Эдуарда Еремчука. Фотограф: Инна Каблукова.