На стыке искусства и новых технологий: как создаются мультимедийные арт-инсталляции
Лето — традиционно время ожидаемых и масштабных событий под открытым небом. В числе них и фестивали, которые объединяют музыку и искусство, задавая прогрессивные тенденции в обоих направлениях. Максим Чепухалин, основатель студии мультимедиа-дизайна Mystic, куратор программы «Мультимедиа-дизайн» в Британской высшей школе дизайна и участник прошедших недавно фестивалей Intervals и Outline, по горячим следам рассказал, как создаются арт-инсталляции для подобных outdoor-мероприятий.
Максим Чепухалин куратор программы «Мультимедиа-дизайн» в Британке, основатель студии мультимедиа-дизайна Mystic. Эксперт мультимедийных технологий в разных сферах: театр, искусство, интерактивные музеи, презентации продуктов и других
Арт, дизайн и новые технологии
Мультимедиа-дизайн сочетает в себе искусство, дизайн и новые технологии. В зависимости от задачи дизайнеры подбирают оригинальные комбинации элементов, которые создают увлекательный опыт для пользователя. Визуально насыщенные и функциональные объекты могут взаимодействовать с ним, приглашать к рефлексии и воздействовать на разные органы чувств. За счет этого мультимедиа-дизайн формирует новый опыт коммуникации.
Пример арт-инсталляции в городской среде. Фото: ASIA CULTURECENTER / Unsplash
Возможности мультимедиа активно используют современные художники: например, для интерактивных инсталляций и перформансов. Помимо искусства, мультимедийный контент встречается в самых разных областях: от промышленности и городской среды до маркетинга и образования. Медиафасады, интерактивные экспонаты в музеях и тач-панели в поликлиниках, генеративная графика на выступлениях артистов и цифровые модные показы — с каждым годом круг задач мультимедиа-дизайнеров растет.
Трехмерная рекламная инсталляция от студии Sila Sveta на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Фото: Behance
Каждый мультимедиа-дизайнер разбирается в дизайне, но не каждый дизайнер понимает мультимедиа
Порог входа в индустрию высокий, а студии не рассматривают новичков без опыта. Наличие бэкграунда может стать конкурентным преимуществом: например, навыки в графическом дизайне, современном искусстве, архитектуре, инженерии и других областях очень ценятся. Если у дизайнера уже есть основной профиль, он может добавить к своей профессии опцию «мультимедиа» и выйти на новый уровень. Для этого нужно проанализировать свои сильные стороны, определить цель и набрать недостающие скиллы.
Инсталляция на музыкальном фестивале Signal от студентов Британской высшей школы дизайна. Фото: Британская высшая школа дизайна
Для взаимодействия со зрителем просто хорошей идеи недостаточно. Чтобы поставить задачу команде и спроектировать по-настоящему классный опыт, специалист должен понимать принципы работы профессионального оборудования — от световых и кинетических систем до арома-машин — и разбираться в современных технологиях. Поскольку прогресс не останавливается, мультимедиа-дизайнеры постоянно повышают квалификацию.
В числе других навыков мультимедиа-дизайнера — управление проектами, звуковой дизайн, сторителлинг и режиссура, пространственное мышление и работа с нейросетями. В каждой из дисциплин можно совершенствоваться, и это открывает ряд преимуществ. Специалисты могут перемещаться между индустриями и участвовать в креативных проектах в разных ролях.
Фото: Британская высшая школа дизайна
Как и в других творческих направлениях, достичь успеха в профессии помогут личностные качества: умение работать в команде, многозадачность, любознательность, ответственность за результат. Еще важна внимательность к деталям. Приведу пример: от цвета здания зависит яркость изображения на нем и итоговая цветопередача. Если вывести проекцию, не увеличив контраст и насыщенность цвета, она «съест» 40-60% контента, который мы видим на обычном экране. В мультимедиа-дизайне разрешение LED-экрана и расстояние просмотра влияет на крупность верстки элементов.
Фестиваль как трамплин
Фестивали медиаарта помогают начинающим дизайнерам заявить о себе и «наработать» имя. На таких площадках новичков замечают лидеры рынка, ведь случайно оказаться в списке участников невозможно. Чтобы представить арт-объект на мероприятии, нужно получить приглашение от организаторов или пройти конкурсный отбор.
Для подготовки концепции фестивали обычно собирают команду кураторов. Под руководством креативного директора они определяют тему мероприятия, проводят опен-колл и решают, как объекты будут расположены на площадке. Еще креативная группа согласовывает бюджет на реализацию заявок. Организаторы предоставляют участникам монтаж и технический райдер, но ни о каком заработке речи не идет.
Арт-инсталляция Echo для фестиваля — результат коллаборации студий mmd’s и BananaBread. Фото: Британская высшая школа дизайна
Мультимедиа — дорогая история, поэтому это всегда вклад в общее дело и развитие отрасли. На фестивалях творческие коллективы подсматривают за идеями друг друга, обмениваются опытом и черпают вдохновение для будущих проектов.
На начальном этапе команды знают примерную тематику, локацию и участников вне конкурса. Для подачи заявки они должны подготовить описание инсталляции, пре-визуализацию, технический слайд с указанием всех параметров и смету. Не обязательно привязывать свой объект к теме фестиваля: важнее, как он взаимодействует со зрителем и что передает. Самое главное — концепция.
Большое значение имеет площадка. Например, фестиваль музыки и искусства Outline проходил на территории бывшего детского лагеря на берегу реки Дубны. Зона отчуждения на несколько дней превратилась в пространство с электронной музыкой, перформансами и арт-объектами. Для участников локация стала вызовом, ведь инсталляция должна не только выглядеть эффектно, но и гармонично вписываться в окружающий пейзаж. Кроме это, они учитывали погодные условия и особенности места.
Инсталляция Storm для фестиваля Intervals. Фото: Британская высшая школа дизайна
Участие в фестивале дает огромный простор для самовыражения и выбора инструментов, повышает насмотренность и погружает в среду. Вместе с этим такой опыт не сравнится с выставкой в галерее из-за высокой конкуренции за зрителя. Гости приходят на подобные мероприятия не за образованием, а за развлечением. Арт-объект борется за их внимание, когда вокруг множество других аудиовизуальных инсталляций и сцена, где выступают известные артисты. Среди сотни инсталляций от лучших мультимедийных студий каждый хочет, чтобы заметили именно его.
Взгляд в будущее
В этом году Outline стал трамплином для команды böõnt [бунт], которая образовалась из студентов Британской высшей школы дизайна. На фестиваль они привезли «Мицелий» — композицию из автомобильных фар, RGB-матрицы, светодиодов и веб-камеры. При определенном количестве зрителей активировались разные сценарии воспроизведения инсталляции.
В основу легла идея взаимосвязи разных аспектов человеческого мира. Арт-объект в виде грибницы поддержал общий нарратив фестиваля — его задала инсталляция Deus Ex Machina на главной сцене. Коллаборация крупнейшей студии Sila Sveta и трио художников PANTERRA напомнила разрушенный суперкомпьютер: это попытка осмыслить будущее, в котором ИИ-технологии могут оказаться под запретом. В целом тема технологического прогресса — одна из ключевых для всех, кто занят в отрасли.
Инсталляция «Мицелий» на фестивале Outline. Фото: Британская высшая школа дизайна
Развитие мультимедиа-дизайна идет параллельно с ростом технологий, но за последние несколько лет только искусственный интеллект стал яркой вспышкой.
Арт-инсталляции на фестивале Outline. Фото: Telegram-канал Александра Уса
Нейросети влияют на способы создания и восприятия искусства и образовывают дополнительные рабочие места. Появляется спрос на промт-инженеров: сейчас их активно нанимают мультимедиа-студии. Для дизайнера в сфере мультимедиа ИИ становится еще одним инструментом, который открывает новые возможности и экономит время. Нейросети помогают решать те же задачи иными способами, но чтобы грамотно применить технологию, нужен багаж знаний и креатив. Как в театре: одно и то же литературное произведение можно обыграть по-разному за счет декораций, акцентов и уникального видения режиссера.
На обложке: арт-инсталляции на фестивале Outline. Фото: Telegram-канал Александра Уса.