Как ухаживать за коллекцией искусства?
Большинство предметов искусства – не имеют гарантийного срока, и, кажется, что они могут радовать глаз вечно. Но в зависимости от материалов и техники создания арт-объекты в разной степени уязвимы перед массой враждебных факторов – от пыли и солнечного света до насекомых и грибков. Чтобы избежать подобных неприятностей, важно предусмотреть для коллекции искусства безопасную среду и достойный уход. О том, как это сделать правильно, расскажут наши эксперты.
Ирина Могилатова Коллекционер, основатель агентства элитной недвижимости TWEED, владелец галереи MIRRA, патрон музея современного искусства «Гараж» и Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина
Коллекция должна в первую очередь радовать хозяина. Коллекционеры – люди, безумно увлечённые своими экспонатами, и должны быть всегда в контакте с ними. Неотъемлемым их наслаждением является демонстрация своих предметов искусства, именно поэтому так часто значимые коллекции выставляют в музеях и галереях. Конечно же, в доме коллекция занимает почетное место. Однако необходимы определенные меры предосторожности для сохранности ценных предметов.
Самое важное – равномерный температурный режим и надлежащая влажность в помещении.
Температура наиболее комфортная для содержания предметов искусства и дизайна: от +18 до +23º С при влажности 50%. За этим необходим тщательный контроль. Самое опасное – перепады температуры. Их нельзя допускать. Не рекомендуется ставить предметы под направленным потоком воздуха, исходящим от систем кондиционирования. Необходимо избегать прямого попадания солнечных лучей или направленного света, особенно от ламп накаливания.
Для особо ценных произведений искусства существуют специальные хранилища. В России его недавно открыли в музее русского импрессионизма. Такой способ хранения хорош не только из соображений безопасности, но и с точки зрения защиты предметов от вредных воздействий окружающей среды. Единственным минусом является отдаленность коллекции от хозяина.
По уходу за предметами из разных материалов необходимо помнить, что каждый материал имеет свою специфику. Так, например, мрамор надо мыть раз в год, стекло протирать спиртом, металл чистить сухим способом или специальными составами.
Лучше всего доверить работу по уходу за арт-объектами профессионалам или провести специальное обучение домашнего персонала.
Однажды мне позвонила подруга, купившая коллекционные предметы из мрамора. Она была в ужасе от того, что они потеряли блеск и изменили цвет. Ее горничная почистила их непонятным средством, и предметы были испорчены. Пришлось обращаться к реставраторам, но вернуть им вид можно было только путём шлифовки, что в случае коллекционных предметов крайне нежелательно.
Ещё один мой знакомый купил у одного коллекционера очень ценное собрание антикварных книг и выставил его на почетном месте в своём кабинете. К несчастью, на шкаф попадали прямые солнечные лучи, и через год коллекционные книги заметно пострадали. Теперь они стоят в специальном шкафу, полностью закрытые от света и при нужной температуре, так как для книг это тоже необходимо.
Мало приобрести коллекционные предметы – важно их сохранить. Не пожалейте времени на консультации по этому вопросу с профессионалами во избежание ненужных отрицательных эмоций. Ведь коллекция должна делать вас счастливыми!
Вера Рейхет Начальник отдела кураторских проектов Центрального выставочного зала «Манеж» (Санкт-Петербург)
Счастливым обладателям большой коллекции произведений искусства лучше предусмотреть в своем доме отдельное для нее помещение со специальным климатическим оборудованием. Согласно требованиям различных музеев, для хранения произведений искусства оптимальны следующие показатели: температура – 16-22° С при возможном среднесуточном колебании (±) 2 градуса; влажность относительная – 45-55% при возможном среднесуточном колебании (±) 5%; освещенность – 150 люкс для живописи и 30-75 люкс для графики. Желательно, чтобы в помещении не было окон, но проветривать его необходимо. Тем не менее, многие коллекционеры испытывают справедливое желание похвастаться своей коллекцией, размещая произведения на видном месте.
Важно помнить, что главные враги произведений искусства – яркий солнечный свет, слишком высокая или слишком низкая температура, и особенно ее резкие колебания.
Пыль и грязь тоже способны значительно навредить коллекции. Категорически не рекомендуется размещать произведения искусства на кухне, где они могут покрыться слоем жира. Правила хранения коллекции во многом зависят от материала ее экспонатов. На сегодняшний день самая надежная и универсальная защита плоскостных произведений (живопись, графика, фотография) – «музейное» антибликовое стекло. Однако это дорогое удовольствие. Кроме того, многие ценители живописи считают, что оно нарушает чистоту восприятия произведения.
Но для графики и фотографии все равно необходима защита. Это может быть обычное или оргстекло. Особо чувствительные экспонаты (акварель, рисунки и т.п.) можно закрыть «шторкой», например, из кальки. С живописных картин без защитного стекла пыль лучше стряхивать мягкой антистатической метелкой. Помимо лицевой части время от времени следует чистить и обратную сторону картины.
Живопись лучше хранить вертикально, в рамах. Так удастся предотвратить деформацию холста. Если картина не висит на стене, рекомендуется закрыть ее лицевую сторону оргстеклом, а заднюю сторону оргалитным щитом, оберегая ее таким образом от механических повреждений и насекомых. Графику лучше содержать в специальных шкафах и/или в папках c клапанами. Каждый экспонат должен быть переложен чистой бумагой или вложен в паспарту. В помещениях с повышенной влажностью можно хранить изделия из камня (кроме мрамора, известняка), керамики и фарфора (если нет трещин). Стекло, гипс и бронза должны храниться в сухом помещении.
Как бы странно это ни звучало в современном мире, насекомые по-прежнему представляют значительную угрозу для произведений искусства. В основном речь идет о мелких, практически незаметных невооруженным глазом жуках, повреждающих дерево (рамы, иконы), бумагу, кожу и ткани. Достаточно часто вред наносят не сами насекомые, а продукты их жизнедеятельности, которые загрязняют картину и способствуют распространению грибков и плесени. Рекомендуется дважды в год вычищать пылесосом места, в которых любят зимовать насекомые — между оконными рамами, за плинтусами и т.д.
Изделия из фарфора и фаянса можно аккуратно помыть мягкой кистью в теплой воде с добавлением спирта. Но такой способ ухода подойдет только для предметов без трещин и сколов. Стеклянные изделия лучше не мыть, а протирать два раза в год спиртом. Конечно, лучшая защита от загрязнений – это застекленные шкафы и витрины.
Наиболее частая ошибка обладателей коллекции искусств – размещение ее у источников тепла, под прямым солнечным светом или под яркими люминесцентными лампами.
Скульптуры необходимо поставить таким образом, чтобы они не мешали свободному движению, и никто не задевал бы и не опрокидывал их, проходя мимо. Ни в коем случае нельзя сгибать живопись и графику. Это наносит непоправимый урон работам. Если произведение повредилось, никогда не пробуйте восстановить его своими силами, как бы просто это не казалось. Доверьтесь профессионалам. Напоследок, простые лайфхаки:
- Для домов и квартир без климатического оборудования самым главным врагом является отопительный сезон, нещадно иссушивающий воздух. Эту проблему может отчасти решить мокрая ткань, повешенная на радиатор отопления, и влажная уборка.
- Более дешевый (чем «музейное» стекло) вариант защиты графики от солнечных лучей – оргстекло (прозрачный поликарбонат).