Как образ жизни формирует пространство, в котором мы живем
Что такое топологическая психология, почему в некоторых интерьерах нет души и причем здесь рококо? Поговорили с Марией Романовой о том, как образ жизни формирует пространство, в котором мы живем, с точки зрения социальной психологии и теории архитектуры.
Мария Романова основатель и руководитель студии архитектуры и дизайна «Анфилада МАРО», преподаватель курса «Авторские коллекции и уникальные предметы интерьера» школы-студии ДЕТАЛИ
Понятия «образ жизни» и «жизненные пространства» – это термины из теории архитектуры. Этими же вопросами занимаются философия архитектуры, история архитектуры, социология и культурология. Все это касается фундаментальных проблем архитектуры, и если мы будем беседовать на тему жизненных пространств с архитектором, разговор сведется к фундаментальным знаниям, от основ проектирования до политического устройства общества. Ведь пространство, как основное понятие архитектуры, всегда выполняет определенную функцию, в том числе касающуюся эмоций.
Один из главных принципов архитектуры – единство формы и содержания. Форма никогда не первична, она – отражение содержания, а содержание – это смыслы. Интерьеры – не исключение. Содержание – это сценарий жизни человека, его прошлое, настоящее и будущее. Обязательно будущее, потому что проектирование всегда связано с прогнозом. Чтобы мы ни рассматривали, жилое пространство это все то, где присутствует человек и есть жизнь, поэтому сценарий и содержание жизни играют в проектировании жилого интерьера главенствующую роль.
Содержание работы над интерьерным проектом во многом определяется особенностью личности человека и его семьи или социальной группы
Датский стиль в интерьере во многом определяется характером людей и полностью соответствует образу элегантной и сдержанной северной природы.
Само понятие «жизненного пространства» ввел в психологию Курт Левин. Именно он предложил рассматривать человека и его среду в совокупности с взаимно зависимыми факторами. Концепция получила название «Топологическая психология»: от греч. topos – место, logos – учение и psyche – душа. Присутствие «души» мне кажется не случайным. Как часто мы слышим: «красивый интерьер, но без души»? Правильный, гармоничный по цвету, стилистически выверенный, но с нехваткой главного – человека, для которого он предназначается. Случается и наоборот, и тогда рождаются сложносочиненные пространства с множеством смыслов, за которыми тоже не остается места человеку.
Активным и коммуникабельным людям комфортно в пространстве с открытой планировкой.
Прежде, чем пускаться в увлекательный поиск стиля и составлять коллажи, нужно вспомнить главные определения из основ философии. Образ жизни – способ и форма жизнедеятельности человека, которые характеризуют особенности его поведения, общения, склада мышления. Образ жизни – это устоявшаяся форма бытия человека. Основные параметры образа жизни – труд или учеба, быт, привычки поведения, а также различные общественно-политическая и культурная деятельность людей. Именно параметры образа жизни, уклада жизни и стиля жизни и должны определять пространство для жизни.
Возьмем, например, эпоху рококо. Стиль оформления жилых помещений соответствовал характеру жизненного уклада. Беззаботная жизнь, похожая на беспрерывный маскарад, была сосредоточена вокруг женщин. Модные тенденции исходили от фавориток короля. Будуары и салоны эпохи рококо отличались обилием меблировки, в которой соединялись одновременно и изнеженность, и утонченность, и элегантность.
В эпоху культа женщины не только появлялись новые предметы интерьера для прекрасных дам, но и весь характер интерьеров полностью отвечал женскому характеру.
И напротив, периоды войн, империй, жесткого правления всегда находили отражение в интерьерах классического стиля, в правильных и строгих формах, в стиле ампир. Что касается современных интерьеров и стилей, возьмем, например, сдержанный датский дизайн. Он тоже во многом определяется характером людей и полностью соответствует образу элегантной и сдержанной северной природы. Кроме того, датчане – рационалисты и аскеты, и их интерьеры такие же.
Будуары и салоны эпохи рококо отличались обилием меблировки, в которой соединялись одновременно и изнеженность и утонченность, и элегантность.
Многое в проектировании интерьеров зависит от индивидуальных особенностей человека, от его взглядов на жизнь и привычек до физиологических особенностей. Динамичным, вечно спешащим, активным и коммуникабельным людям комфортно в пространстве с открытой планировкой, когда зона столовой совмещена с кухней и гостиной, и можно не прерывать разговор во время готовки. Спокойным и сдержанным людям, напротив, необходима «защита» стен, и в открытом пространстве им неуютно. Опытные интерьерщики знают, что пространство, которое учитывает все индивидуальные факторы и прогнозы, сможет качественно улучшить психологический микроклимат, сделает так, чтобы детей тянуло в дом, а не из дома. И напротив, неучтенные проектом индивидуальные особенности приведут к печальным последствиям.
Представление о комфорте, стилевые и цветовые предпочтения, темперамент и энергетика – это также из категорий индивидуальных, и именно они определяют, гармонична ли среда для человека, комфортно ли ему в ней. Немаловажный фактор поиска стиля интерьера – стиль жизни человека, для которого предназначается пространство. Мы не раз слышали такие определения, как «дом путешественника», «дом коллекционера», «дом отшельника». Все это личные философии и привычки, стиль жизни, а жилое пространство – лишь отражение конкретного образа жизни человека.