![Вспомнить все: главные дизайн-темы уходящего года Вспомнить все: главные дизайн-темы уходящего года](/upload/images/post/post_1849.jpg?1513269518)
Вспомнить все: главные дизайн-темы уходящего года
Подделки, экологичные материалы и социальный дизайн – мы продолжаем подводить итоги года и вспоминаем, о чем больше всего говорили и писали про дизайн в уходящем году.
Экологичные материалы
![Биоразлагаемая бутылка из экопластика на основе водорослей, Ари Йонссон](/upload/images/post/post_1849_p1.jpg)
Биоразлагаемая бутылка из экопластика на основе водорослей, Ари Йонссон
Тренд на экологичность заставил дизайнеров повнимательнее присмотреться ко всему тому, что еще два года назад никто не воспринимал в качестве материала всерьез: водорослям, грибному мицелию и даже опавшим листьям – в ход идет все. Смысл в том, чтобы сделать окружающие нас предметы более экологичными, безвредными, и заодно снизить уровень загрязнения планеты. Так, неделя дизайна в Эйндховене буквально прошла под лозунгом «Биопластик – новый пластик». Дизайнеры предлагают делать из отходов натуральных продуктов (водорослей, кукурузного крахмала, отходов сахарной свеклы и тростника) все, включая экологичные пластиковые бутылки, светильники и мебель.
Вторпереработка
![Декоративные панели из домашнего мусора, дизайнеры Overtreders W + Bureau SLA](/upload/images/post/post_1849_p2.jpg)
Декоративные панели из домашнего мусора, дизайнеры Overtreders W + Bureau SLA
Благим целям служит и еще один современный тренд – recycling, или вторпереработка. Первыми за идею ухватились фешн-бренды (Adidas выпускает коллекции кроссовок и купальников из переработанного пластика, бренд одежды для экстремальных видов спорта Patagonia принимают износившиеся куртки, чтобы сшить из новые, а Matt & Nat делают свои сумочки и кошельки из переработанных бутылок), а теперь подтянулись и предметные дизайнеры. Дизайнеры Overtreders W и Bureau SLA изготавливают из отсортированного по цветам домашнего мусора декоративные панели, которые идут на покрытие наружных стен, дизайнеры Formafantasma делают офисную мебель из старых компьютеров и телефонов, коллекцию предметов для дома из переработанных материалов выпустила и IKEA. Много дизайнерских проектов связано с ресайклингом пробки (винной, вторичное использование коры пробкового дуба). Напольные покрытия, обои, натуральные заменители кожи не являются уже чем-то удивительным.
Подделки
![Слева – стул Stool 60, Artek, дизайнер – Алвар Аалто, справа – табурет IKEA](/upload/images/post/post_1849_p3.jpg)
Слева – стул Stool 60, Artek, дизайнер – Алвар Аалто, справа – табурет IKEA
Вопрос подлинности в дизайне не так прост, как кажется, и состоит не в том, что оригинально, а что нет, а в том, что можно считать подделкой. Представители индустрии высказываются на эту тему в проекте бренд-агентства «Brand Angel» «Pro Original», а мы разбирались в вопросе вместе с практикующим юристом, специализирующимся на вопросах патентов, Антоном Тихановичем, и предлагаем вам самостоятельно отличить подделку от оригинала с помощью теста.
Коллаборации
![Светильник из коллекции IKEA PS 17 Матали Крассе](/upload/images/post/post_1849_p4.jpg)
Светильник из коллекции IKEA PS 17 Матали Крассе
Крупные бренды все чаще привлекают для работы над своими проектами именитых дизайнеров. Шведский гигант IKEA сначала выпустил внушительную коллекцию IKEA PS 17 в коллаборации с 21 молодым дизайнером, включая Матали Крассе, а потом объединился с молодой датской компанией Hay и даже брендом креативного директора Канье Уэста Вирджил Абло Off-White. Не отстают от IKEA и другие бренды: модный дом Louis Vuitton пригласил Марка Ньюсона разработать линейку чемоданов, SMEG объединился с Dolce & Gabbana для создания коллекции кухонных аксессуаров «Сицилия – моя любовь», а модный бренд Charlotte Olympia обратился к дизайнерам подразделения Zaha Hadid Design, чтобы те сделали туфли и клатч по эскизам самой Хадид. Наследие Хадид также используют в своих коллекциях ювелир Георг Йенсен и бренд Perrin Paris.
Коллекционный дизайн
![Стул из анодированного алюминия BLO-VOID 1 Рона Арада](/upload/images/post/post_1849_p5.jpg)
Стул из анодированного алюминия BLO-VOID 1 Рона Арада
Как предметы дизайна становятся предметами коллекций, почему растут в цене и что на это влияет? На волне все больше популярности выставок коллекционного дизайна, включая ежегодную ярмарку Design Miami / Basel дизайн все больше внедряется на территорию искусства. Признанные творцы, умеющие балансировать на грани искусства и дизайна, сегодня на вес золота. Грань между предметом дизайна и предметом искусства порой настолько тонкая, что почти неразличимая. Для в совершенстве овладевшего искусством коллекционного дизайна Рона Арада важны не столько определения, сколько контекст. «Вопрос, пожалуй, не в том, как мы называем свои предметы, – говорит художник, – а в том, где мы их показываем». Познать дизайн как искусство можно, например, обратившись к лотам аукциона Sotheby's «Дизайн: жизнь в материальном мире».
Мода на 1970-е
![Фрагмент инсталляции Камиллы Валалы WALALA x PLAY в NOW Gallery](/upload/images/post/post_1849_p6.jpg)
Фрагмент инсталляции Камиллы Валалы WALALA x PLAY в NOW Gallery
Столетний юбилей со дня рождения великого итальянца Этторе Соттсасса не остался незамеченным. К началу биеннале в Венеции открылась выставка редких предметов из муранского стекла руки дизайнера, испанский бренд Nina Mûr представил коллекцию очков в честь Этторе Соттсасса, а в Москве открылась выставка радикального дизайна с предметами мебели итальянца (а арт-директор галереи Алина Ковалева поделилась с нами своим взглядом на причины популярности дизайна 1970-х сегодня). Кроме того, эстетика «Мемфиса» вдохновляет современных художников на создание собственных предметов и инсталляций. Одна из них, инсталляция Камиллы Валалы (дизайнер по текстилю она создает объекты на стыке дисциплин: архитектуры и современного искусства) WALALA x PLAY украсила пространство NOW Gallery в Лондоне.
Женщины в дизайне
![Чешский светодизайнер Люси Колдова](/upload/images/post/post_1849_p7.jpg)
Чешский светодизайнер Люси Колдова
На днях составители американского словаря Merriam-Webster объявили словом уходящего года «феминизм». И правда, тема равноправия мужчин и женщин затронула буквально все сферы жизни, не исключая дизайн. В ноябре эксперты Maison & Objet назвали дизайнером года скандинавку Сесилию Манц, а автором главной инсталляции выставки imm Cologne 2018 стала молодой чешский дизайнер Люси Колдова. Ей доверили проект «Das Haus – Interiors on Stage», комплексную модель жилого дома, к созданию которой организаторы imm Сologne каждый год приглашают нового дизайнера. Интересно, что Колдова, как жена и молодая мама, устанавливает свои границы: для нее место женщины — не на кухне. «В моем идеальном доме нет кухни, зато есть много других важных вещей», – говорит дизайнер.
Социальный дизайн
![Набор артефактов для вечерних ритуалов «Future Sleep» Лены Салех](/upload/images/post/post_1849_p8.jpg)
Набор артефактов для вечерних ритуалов «Future Sleep» Лены Салех
Современный дизайн выполняет не только утилитарную и эстетическую функции, но и социальную. Больше остальных в социальном дизайне преуспели голландцы – ни одна выставка выпускников Эйндховенской академии дизайна не обходится без социальных проектов. В этом году, в частности, презентовали книгу «Death Education» Союнг Лим, которая деликатно рассказывает детям о теме смерти и «обеденные игрушки» Роксаны Брэннан, которые заставят получать удовольствие от еды, как от секса. Среди других предметов – набор для реабилитации после изнасилования Ниенке Хелдер, псевдосмартфон Клеменса Шиллингера, который поможет справиться с зависимостью от телефона, набор выпускницы Central Saint Martins Сара Лопез Ибанез, который помогает людям разобраться в себе, и артефакты для вечерних ритуалов Лены Салех.
Фото на обложке: стол и стулья из коллаборации IKEA и Hay.