Выставка Maison & Objet и главные события Paris Deco Off глазами дизайнера Марии Романовой
В январе в Париже состоялась зимняя сессия Maison & Objet 2017 и одновременно – Paris Deco Off, в рамках которой крупнейшие интерьерные бренды представили в своих шоу-румах новые коллекции. Мария Романова, архитектор, дизайнер, преподаватель, преподаватель курса «Предметный дизайн в контексте интерьера» школы-студии ДЕТАЛИ, а в этом месяце – еще и приглашенный редактор Design Mate, рассказала нам о самых ярких моментах обеих выставок.
День первый. Carpenters Workshop Gallery
В Париже, в квартале Маре, за тяжелыми синими дверями скрывается дворик. Такие закрытые с улицы и от посторонних глаз дворы хранят много тайного и интересного. Carpenters Workshop Gallery – одно из сакральных мест для дизайнеров всего мира. На первом этаже галереи представлены работы JOB Studio.
Здесь мне посчастливилось познакомиться с прекрасной девушкой Сириль Эрве, директором галереи. Встретить такого интересного собеседника это уже удача, а то, что она позволила посетить собственный офис и увидеть прототипы многих работ дизайнеров – удача вдвойне. Например, там «живет» прототип светильника от Ральфа Ноута (Drift Studio). Многие предметы, которые мы видели раньше лишь на экранах мониторов и в печатных изданиях, у меня вызывали двойственные эмоции. Яркие и всемирно известные образцы Art & Design – предметы современного коллекционного дизайна. Инсталляции под общим названием «Here There Nowhere» – это предметы-провокации. Чего стоит только один шкаф Shartres!
И вот главный вывод: авторские изделия, произведения, созданные художником, предметный коллекционный дизайн – все эти «pieces of art» обладают своей мощной энергетикой, а когда она помножена на энергетику материала, ты влюбляешься сразу же. Ты веришь. Ты хочешь понять и потрогать.
Очень много металла, но он не агрессивен, он настоящий, теплый и притягательный – настолько, что фотографией или словами передать сложно. Он теплый в светильнике «Банан», в работах Robber Baron от студии Studio Job. Он такой в бронзовых полированных дверях шкафа Shartres, на которых, на самом деле, изображен план собора в нормандском городе Шартр. Не всегда можно верить своим глазам – нужно личное «общение» с экспонатом. Галереи ведь для того и открывают, чтобы прийти в них и удивиться, а еще понять, почему за выставленными здесь предметами охотятся коллекционеры всего мира. Предметами, совершенно бесполезными на первый взгляд. Но только на первый...
День второй, часть I. Выставка Maison & Objet
Тема выставки – Silence, тишина. Особого внимания заслуживает экспозиция Nascondino бельгийского дизайнера Пьера-Эммануэля Вандепутте. Мне посчастливилось встретиться и поговорить с самим автором, и то, что рассказал Пьер, будет интересно начинающим предметным дизайнерам.
Инсталляция и сама коллекция предметов в виде альковов вдохновляется понятием «giocare a nascondino» — играть в прятки. Вот он, источник вдохновения, образ, воспоминание детства. Мы прячемся, забываемся, пребываем в задумчивости. Мы все-таки хотим, чтобы нас нашли. Мы показываем мысок ботинка – он выдает нас.
Пример работы над этой коллекцией – хрестоматийная история рождения предмета из образа, от идеи до реализации. Идея и содержание определили форму предметов и материал самой коллекции. Альков из войлока обеспечивает полную звукоизоляцию, некий момент интимности. Форма полукокона охватывает, буквально обволакивает только верхнюю часть тела, а ноги выдают нас – мы хотим, чтобы нас нашли.
День второй, часть II. Офис-студия Жана-Луи Денио
Максимум доброжелательности, умения и желания понять собеседника. Минимум звездности и снобизма. Второй раз за этот год удивляют меня французы. Жану-Луи Денио я задала тот же вопрос, который в Москве не так давно задала Филиппу Юрелю: «Как мэтры дизайна относится к тому, что их копируют?». Ответ примерно тот же: «Меня это не волнует. Копия – это уже не оригинал. Они все равно не сделают также. Мои заказчики – всегда мои заказчики, аудитория копиистов иная». Ну что же, наверное, нужно достичь определенного уровня прежде, чем тебя это перестанет волновать. В любом случае, браво.
В последнее время в России тема копий и подделок актуальна и горячо обсуждаема. Но нужно быть владельцем и дизайнером бренда мебели Philipp Hurel, чтобы быть уверенным, что их качества трудно достичь, и эта мебель - для знатоков. Нужно быть Жаном-Луи Денио, чтобы не переживать, когда молодые декораторы используют тему облаков не только на потолке, но и на стенах, и вообще не обращают внимания на грани, плоскости и поверхности.
День второй, часть III. Вечер с de Gourney
Герой вечера – основатель de Gournay, Клод Сесиль Гурне, удивительно элегантный, ироничный и необыкновенно демократичный человек. Коллекционер по духу и призванию и, в первую очередь, человек, который сам себя сделал.
В первую нашу встречу в Милане он подошел ко мне и небрежно сказал:
– Привет. Вам нравится de Gourne?
– Нравится, – ответила я, – а вы кто?
– Чем? – переспросил Клод, – и добавил, – кстати, я Клодт, вот моя визитка. Так чем нравится?
Я почти упала, и не знала, как сказать коротко и вежливо. Ответила с настроением анекдота:
– Во-первых, это красиво.
– Неверный ответ, – парировал г-н Гурне и добавил, – творчество это кураж. Это много иронии и легкости. Все самое красивое не должно быть очень серьезно. В противном случае оно будет скучным.
В эту встречу он подошел первым и сказал: «Я помню, что говорил вам про красоту. Это правда».
День третий. Стенд моих фаворитов
Светодиодные светильники BlackBody сделаны с применением революционной технологии OLED (Organic light emitting diod). Мне удалось поговорить с сооснователем компании Bruno Dussert-Vidalet.
Три года я наблюдаю за этой компанией. Высокие технологии, пятнадцать собственных инженеров, работа с ведущими дизайнерами мира, масштабные интерьерные проекты, неограниченные возможности продукта, а еще невероятное чувство юмора. Вот уж действительно: серьезные вещи можно делать с улыбкой и прекрасным чувством юмора.
Светодиодный мини-светильник в форме маленькой птички называется Best before. Знаете, почему? Потому, что так пишут на упаковках с пищевыми яйцами, а эта птичка – цыпленок. Его не купили, и он вылупился. Вот так. А мы-то думали, что инженеры-светотехники это серьезные взрослые люди. Французы! Впрочем, все, как всегда. А другой светильник называется «Бельмондо» – даже не спрашивайте меня, почему!