История возникновения керамической плитки: от стен Вавилона до Нью-Йоркского метро
Генеральным партнёром выставки Batimat Russia в этом году стала компания Kerama Marazzi — ведущий российский производитель керамических декоративно-отделочных материалов. Без керамической плитки сегодня редко обходится дизайн и строительство жилых объектов — почти все мы время от времени обращаемся к материалу, хотя мало кто интересовался, что стоит за историей его возникновения.
Фотография со стенда Kerama Marazzi на выставке Batimat Russia 2020
Продолговатые пластины из обожженной глины, с узорами и без — керамическая плитка используется для облицовки стен и пола, внутри помещения и со стороны фасада. Многовековой опыт работы с материалом позволил людям убедиться в его функциональности и декоративно-прикладном потенциале — ремесленники и архитекторы разных эпох вдохновлялись чистой поверхностью плитки и придавали ей то значение, которое лучшим образом передавало выбранный художественный язык.
Хотя о происхождении керамической плитки ведутся споры, наиболее популярная версия гласит, что её первые образцы были найдены в Междуречье в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Ассирийцы и вавилоняне, использовавшие плиты для украшения храмов, а позже древние греки и римляне не могли не оценить удобство материала, из которого изготавливались пластины. Глина была легкодоступной, податливой в обработке — но твердея при обжиге, она становилась не менее прочной, чем камень.
Плита из гробницы в некрополе Саккара, Египет. Фото: Pinterest
К одним из самых древних примеров использования керамической плиты, сохранившимся сегодня, можно отнести храмовый комплекс Дур-Унташ в зиккурате Чога-Занбиль (13 век до н.э) и Ворота богини Иштар (575 год до н.э), которые изначально были частью стены Вавилона. Древнеперсидские династии Ахеменидов (6—4 век до н.э) и Сасанидов (3—7 век н.э) охотно украшали сооружения глазированной плиткой, где прослеживались знакомые нам сегодня прототипы паттернов — геометрические формы, изображения цветов, животных, людей.
Ворота богини Иштар в Пергамском музее. Фото: ResearchGate
Однако «золотой век» керамической плитки наступил позже, в период Арабского халифата (ок. 8—13 век н.э). Материал стал использоваться для украшения как фасадов, так и внутренних стен зданий. Исламская художественная традиция избегала фигуративных изображений, поэтому предпочтение отдавалось арабескам — орнаментам, сочетающим в себе ритмически организованные растительные и каллиграфические элементы.
Плита периода Арабского халифата. Фото: uniquetiles.uk
Интересное развитие получила традиция изготовления керамической плитки в эпоху правления династии Тимуридов в Персии (14—16 век н.э). Тимуриды использовали особую технику: маленькие пластины вырезались из огромной одноцветной плиты и соединялись с помощью гипса. Застывшую плитку наносили на стены мечетей и храмов — причем не только на плоские поверхности, но и на купола.
Персидская плитка периода династии Тимуридов. Фото: uniquetiles.uk
В Европу керамическая плитка пришла только в Средние века. Первопроходцем стала Испания — захваченная маврами и берберами в начале 8 века, страна испытала сильное влияние арабской культуры, что отразилось и на её декоративно-прикладном искусстве. Испанцы экспериментировали с составом плитки: сочетание нескольких видов глины при определенной процедуре обжига способствовало более глубокому проникновению узора в текстуру пластины. Теперь рисунок был не только на глазированной поверхности. Кстати, майолика — разновидность керамической плитки — была названа в честь испанского острова Майорка, через который работы мавританских керамистов поставлялись в Италию.
Испанская майолика. Фото: Pinterest
Изначально керамическая плитка в европейских странах была доступна только духовенству и обеспеченным сословиям. С помощью материала на стенах церкви воспроизводились сцены из Библии — для неграмотных горожан это была единственная возможность познакомиться со Священным Писанием.
Позже плитка стала использоваться для украшения общественного пространства и жилищ простого населения.
В 17—18 веке пальма первенства переходит из Средиземноморского региона в Голландию. Нидерландский Делфт становится художественно-промышленным центром по изготовлению керамических изделий. Визитная карточка Делфтской индустрии — используемые цвета: кобальтовый синий и кипенно-белый. Керамическая плитка из Делфта пользовалась спросом в разных частях мира, включая американские колонии. Её использовали для украшения домашнего интерьера — стен и, в особенности, камина.
Впрочем, 18 век стал важной вехой для развития производства керамической плитки ещё и по другой причине. Промышленный переворот, начавшийся в Великобритании, в скором «передал» процесс изготовления плитки машинной индустрии — так продукт поступил на массовый рынок.
Делфтская плитка. Фото: uniquetiles.uk
Созданные вручную керамические изделия претендовали на авторский подход и некоторую элитарность, в то время как плиты, изготовленные на конвейере, обещали долгий срок службы и были доступны среднему классу. Керамическая плитка начинает «завоёвывать» новые пространства — в квартирах она появляется на кухне и в санитарной комнате. В начале 20 века строители Нью-Йоркского метрополитена впервые использовали облицовочный материал для украшения залов станций. Хорошим подспорьем для применения керамической плитки в городском ландшафте стало развитие новых направлений в изобразительном и декоративном искусстве. Течения ар-деко и ар-нуво воплощали в себе новые идеи модернизма — соединение живописного и утилитарного, что нашло отражение и в дизайне керамической плитки.
Плитка периода ар-деко. Фото: Pinterest
Эпоха постмодернизма, наступившая в послевоенное время, оказалась щедрой на перемены, — кризис идей и смыслов подтолкнул человечество к переосмыслению имеющихся концепций и, опосредованно, созданию нового. Хотя дизайн керамической плитки — это почти всегда апелляция к традициям и модернистскому языку, производители материала не устают удивлять нас свежими решениями. Посмотрим, что будет завтра.
На обложке: Фотография со стенда Kerama Marazzi на выставке Batimat Russia 2020.