Все подчиняется смыслу: как музейная сценография применяется в создании социокультурных пространств
В городах по всей России сегодня создаются новые социокультурные пространства – музейно-выставочные центры, многофункциональные библиотеки, молодежные клубы и тематические площадки, – рассчитанные на аудиторию разного возраста и с разными потребностями. Но как именно проектировать такие «центры притяжения», а не очередные комплексы, которым суждено оставаться пустыми? Об этом Design Mate рассказала Виктория Тарасова, творческий директор бюро музейной сценографии «Метаформа».
Виктория Тарасоватворческий директор бюро музейной сценографии «Метаформа»
Философия музейной сценографии
Сегодня в создании пространственных проектов используется огромное количество инструментов. Расширение спектра технологий, методик и их взаимное проникновение проявляется в самых разных сферах: в синтезе театра и кино, музыки и цифровых технологий, медицины и математических методов и так далее. В связи с этим становится актуальной проблема грамотного сочетания инструментов. Из-за их калейдоскопа, особенно в области создания проектов культуры, есть риск увлечься формой — внешним обрамлением, эффектами, и забыть о содержании; о том, с какой целью создается то или иное пространство.
Музейная сценография как раз ориентирована на то, чтобы с помощью разных инструментов донести до посетителей идею, не нарушая целостности восприятия.
Философия этого подхода предполагает, что проект выстраивается прежде всего вокруг нарратива или основной смысловой линии, а все технологические и художественные решения используются для того, чтобы пространство «говорило», транслировало заложенные смыслы.
Чтобы продумать логику и достигнуть баланса решений, современные создатели социокультурных пространств используют междисциплинарный подход. Он предполагает работу не разрозненными этапами, а итерациями: замысел, сценарная концепция, художественные и технологические решения и айдентика создаются в комплексе, получая уточнения и детализацию.
Из концепции экспозиции «20 век» Рыбинского музея-заповедника
Музейного сценографа можно в данном случае сравнить с режиссером авторского кино, который сам создает сценарий или непосредственно участвует в его написании. Он видит структуру произведения практически сразу и ищет способы его реализации.
Первым делом — идея
В начале работы над пространством нужно продумать центральную идею, от которой будет зависеть драматургия и структура проекта. Для этого важно погрузиться в проект: провести «анализ местности», определить цели, оценить, что именно может стать неповторимым «лицом» будущего пространства. Эта идентичность в дальнейшем будет отражена во всех решениях: от архитектуры до всего визуального стиля, включая мерч и навигацию. Это сложный и долгий этап, но от него будут зависеть все последующие процессы. Гигантский гриб в экспозиции про «Алису в Стране чудес» — это не просто предмет интерьера: он нужен, чтобы раскрыть математическую сторону сказки; рассказать про относительность размеров, заставив посетителей «почувствовать себя маленькими», как Алиса. Именно из идеи рождается проект — от того, что будет транслировать пространство, зависит, как оно будет выглядеть, какие приемы будут использоваться и какие специалисты будут наиболее востребованы в проекте.
Интерпарк «Книжные истории» в библиотеке им. Н.К. Крупской
К примеру, чтобы сформулировать идею пространства «Книжные истории» в библиотеке им. Н.К. Крупской и выбрать инструменты, сначала мы определили, что важно донести до посетителей. Прежде всего опирались на идею развития передачи знаний в символьном (текстовом, знаковом) формате. Сегодня возможность обмениваться информацией и мыслью посредством текста очевидна, но когда-то привычное нам сегодня только зарождалось. Посетитель проходит путь от предпосылок зарождения книг – первых символов, образцов бумаги и способов передачи знаний через текст – до времени широкой доступности чтения и современных способов коммуникации.
Например, зона для отдыха и чтения дополнена возможностью пообщаться с известными писателями с помощью чат-бота.
Кто работает в команде проекта
Тренд на создание пространств, наполненных смыслами, требует включения в проект междисциплинарной команды, которая сможет использовать разные приемы для воплощения идей. Сердце команды — это куратор. Также в команду входят другие специалисты: это архитекторы и средовые дизайнеры, графические дизайнеры и арт-директор — они работают с айдентикой и визуальным контентом. Редактор работает с архивом информации, пишет тексты. Научные коммуникаторы переводят с академического языка на «понятный русский». Есть еще продюсеры, которые занимаются медийной стороной проекта, координаторы, руководители проектов. И, наконец, инженеры, архитекторы-проектировщики, конструкторы — от кого зависит непосредственно реализация проекта, его техническая часть. Необходимая компетенция в междисциплинарной команде — способность специалистов понимать, как строится работа коллег, чтобы уметь создавать взаимосвязанные части единого целого. Графический дизайнер, например, должен хотя бы на базовом уровне разбираться в архитектуре, новых медиа и сторителлинге.
Людей, умеющих создавать пространства, «которые говорят», нелегко найти. Необходимо сразу несколько разносторонних специалистов, и не менее важно их умение работать в философии сценографии.
В России сейчас нет высшего образования или определенных курсов, из которых выходят готовые эксперты. Им приходится учиться непосредственно «в полях» и перенимать опыт у старших коллег.
Роль лидера и главного ответственного за проект берет на себя куратор: он должен контролировать не только свои задачи, но и работу целой команды, чтобы все части проекта были взаимосвязаны и соответствовали изначальной задумке — тогда вся работа превращается в цельную картинку.
Из концепции молодежного центра «Форпост», Бюро «Метаформа»
Разработка концепции
Создание социокультурного пространства делится на два больших блока — разработка концепции и реализация проекта. На втором этапе можно выделить проектирование и, собственно, реализацию.
На концептуальном этапе рождается замысел социокультурного пространства. В центре — куратор, человек, который отвечает за целостность концепции. Он прорабатывает подход к сценографии: какие решения и объекты отвечают замыслу, каким образом он видит проект с точки зрения содержания, структуры повествования. Результат этого этапа — целостная картина будущей экспозиции, документ, в котором описана идеология проекта и представлены все экспозиционные, пространственные решения: архитектура и дизайн, работа с графикой, текстом и визуальным кодом, работа с предметным фондом, светом, мультимедиа, арт-объектами.
Детали будут прорабатываться дальше, но уже сейчас куратор представляет, каким образом он раскроет проект, «о чем» он будет и какие инструменты подойдут его «характеру».
На этапе концепции важно продумать все так, чтобы ни один инструмент не доминировал, не оттягивал внимание на себя.
Предпроектная подготовка
Если создание концепции можно назвать творческим процессом, то реализация проекта — это уже более структурированная часть с четким планом действий.
Еще на этапе концепции куратор работает с архитекторами, средовыми дизайнерами, графическими дизайнерами, арт-директором, продюсером и редактором. Все эти специалисты получают уже сформулированную задачу в рамках общего видения социокультурного пространства. Они делают свою работу — создают объекты, расширяют и дополняют их возможности, не меняя смысловое наполнение.
Цифровые интерфейсы для Политехнического музея
Во время предпроектной подготовки проводится детализация основных решений, углубленная работа с предметными и цифровыми фондами проекта, проработка финальной архитектуры и конструктивных особенностей.
Реализация проекта
Во время реализации происходит уже физическое создание экспозиции. Задача архитекторов и команды реализации — сделать так, чтобы выставка, музей или галерея полностью соответствовали замыслу. Для этого важно создать объекты и конструкции, которые отражают задумку и доносят смысл, и проработать все технические детали: чтобы сложная концептуальная конструкция была устойчивой, а все, что должно двигаться — двигалось.
Выставка «Археология Петербурга»
Бывает и такое: утвердили концепцию, всю идеологическую, нарративную, содержательную и даже инсталляционную часть проекта, и уже приступили к реализации, и вдруг оказывается, что в команде заказчика изменилось представление о подходе к художественной составляющей. Даже в такой ситуации возможен возврат к концепции и внимательное внесение корректив; можно дорабатывать, привлекать других дизайнеров, попробовать иной визуал.
Нужно быть готовыми к тому, что создание социокультурного пространства — это процесс творческий, а значит это процесс поиска. Легко не будет — будет много итераций, сложных командных обсуждений, промежуточных и финальных согласований. Но если всем вместе каждый раз возвращаться к смыслу проекта, работать методично и следовать алгоритму, то появляется шанс реализовать наполненный смыслами, гармоничный проект для широкой аудитории.
Опыт России и мира: примеры социокультурных пространств
Парк «Кудыкина гора» Липецкая область
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора». Фото: бюро Megabudka
Центр гостеприимства, выполненный в Новом русском стиле, стал значимым явлением в архитектуре за последние годы. Визитная карточка места — огромная инсталляция в виде Змея Горыныча, который извергает пламя. Парк сочетает аутентичные, исконно народные черты и современный семейный отдых. На территории находятся необычные арт-объекты, древнерусская крепость, а также детская площадка, зоопарк и другие развлечения.
Библиотека для слепых и слабовидящих Санкт-Петербург
Библиотека для слепых и слабовидящих в Санкт-Петербурге по проекту Архитектурной мастерской Мамошина
Пример инклюзивного проекта, который выделяется своим дружелюбным отношением к посетителю, открытостью к коммуникациям и разнообразием проектных практик: участниками фестивалей, выставок, лекций, мастер-классов становятся люди с любыми возможностями здоровья. Также библиотека выступает научно-методическим центром для других организаций.
Центр Арво Пярта Эстонии
Фото: © Tõnu Tunnel / Arvo Pärt Centre
Центр, посвященный наследию композитора Арво Пярта, находится в нетипичном для такого пространства месте — буквально в лесу. Тем не менее у авторов получилось создать многофункциональное пространство с уникальной архитектурой: у здания нет прямых углов, поэтому кажется, что одно помещение плавно перетекает в другое, гармонично сочетаясь с лесным пейзажем. Внутри расположены библиотека, выставочный и концертный залы, учебные аудитории и даже небольшая часовня.
На обложке: Интерпарк «Книжные истории» в библиотеке им. Н.К. Крупской.