Инклюзивный дизайн и оптимизация процесса обработки кофейных отходов: новые проекты от студентов Британки
Направление устойчивого дизайна набирает популярность не только среди известных авторов, но и среди молодых талантов. О своих новых работах, созданных в рамках дисциплины «Устойчивое проектирование» программы дополнительного профессионального образования «Промышленный дизайн» в БВШД Design Mate рассказали сами студенты. Для реализации проектов Лейсан Гатауллина, Петр Дроздов и Дарья Фрейманс исследовали тему sustainability и погрузились в актуальные системные проблемы.
Инклюзивная детская площадка Inko Лейсан Гатауллина и Петр Дроздов Преподаватель: Буляш Тодаева
Несмотря на прорывные технологии нашего времени, равные возможности для всех людей учитываются в проектах далеко не всегда. Во многих случаях мы до сих пор не научились интегрировать людей с ограниченными возможностями здоровья в социум. Это меньшинства, которые стараются адаптироваться к недоброжелательной среде большинства. Согласно статистике на 2022 год, около 6% детей в России имеют инвалидность, но почти все они не включены в привычную для их сверстников развивающую игровую среду. Игра занимает ведущую роль в развитии и становлении психических функций детей дошкольного возраста, но игровая среда не готова принять детей с разными физическими и ментальными возможностями.
Наш проект родился из наблюдений за детьми с нарушениями зрения во время прогулки в детском саду: находясь на неприспособленной площадке, они не способны взаимодействовать со средой.
Дети с особенностями зрения вынуждены стоять в стороне, прислушиваться к окружающей активности и зависеть от взрослых, что тормозит развитие их мотивации и способность самостоятельно изучать среду. Площадки государственных детсадов и школ небольшие — на их маленькой территории вынуждены играть 30 детей. Именно это стало приоритетом при проектировании инклюзивной среды. При размещении и обеспечении безопасности оборудования важно создать комфортную обстановку для самостоятельного взаимодействия детей с нарушениями зрения и детей без них. Площадка должна быть стабильной, но обладать многофункциональностью и возможностью сделать сценарии игры более разнообразными.
Inko, Лейсан Гатауллина и Петр Дроздов
В игровом оборудовании главным элементом ненавязчивого обучения в игре выступают отверстия, расположенные в порядке системы Брайля. Навыки чтения для незрячих и слабовидящих — непростая задача, а ведь это в разы повышает вероятность найти работу и находиться в информационном пространстве уже будучи взрослым. Добавление элементов для игры с отверстиями – палок и веревок – стимулирует мелкую моторику, подготавливая руку ребенка к письму и тактильному чтению.
Дети в совместной игре могут зашифровывать друг для друга сообщения (изначально система кодирования была придумана во Франции для передачи информации в темноте). Счет, буквы, повторение последовательностей, морской бой, крестики-нолики — это лишь небольшой спектр игр, в которые можно играть с подобными поверхностями.
Inko, Лейсан Гатауллина и Петр Дроздов
Вовлечение детей с ограничениями здоровья в коллектив прививает эмпатийное, бережное отношение к окружающим и помогает преодолевать стереотипы о людях с инвалидностью.
Простой элемент универсален и открывает разнообразные сценарии для игр и развития — можно по ним карабкаться, прыгать, раскачиваться, прятаться, сидеть, выстраивать сложные конструкции, дополнять их дидактическими материалами. Это соответствует необходимой сенсорной игре: развивает тактильную, вестибулярную, моторную, социальную, проприоцептивную чувствительность (ощущение собственного тела) и навыки воображения. При необходимости воспитатели могут добавить в систему оборудования аудиальные элементы, не перегружая среду хаотичными звуками. На инклюзивных площадках дети с разными возможностями могут общаться друг с другом, и, самое главное, делать то, чего хотят все дети, — играть.
Inko, Лейсан Гатауллина и Петр Дроздов
Система обработки кофейных отходов Knock UVC system Дарья Фрейманс Преподаватель: Буляш Тодаева
Кофейный жмых — это универсальный материал. Такие компании, как S.Café и nat-2 смогли извлечь из кофейных отходов волокна и преобразовать их в ткань, которую они используют для производства одежды и обуви. Другая компания, Coffee Logs, производит кофейные бревна, которые горят в два раза дольше и дают больше тепла, чем обычные, а Bio-bean и вовсе анонсировали производство биопластика из кофейного жмыха.
Примеры продуктов и производственных процессов из кофейных отходов
Bio-bean, Kaffeform и nat-2 осуществляют сбор кофе из локальных кофеен несколько раз в день в зависимости от объема производства, забирая партии курьерами на велосипеде или машине. Однако в России экономически выгоднее собирать большие объемы, но делать это реже. Механическая просушка или дегидратация занимает много времени и места, что чаще всего не могут себе позволить кафе, а рабочая зона бариста специально ограничивается для оптимизации процесса и уменьшения времени отдачи заказа.
При среднем количестве 11 грамм свежемолотого кофе на одну чашку в кафе варится около 381 000 тонн молотого кофе, в результате чего образуется около четверти миллиона тонн отходов кофейной гущи. За счет влажной, пористой структуры и обилия минералов кофе становится идеальной средой для развития грибов и бактерий — это создает проблемы при его сборе и хранении, а также при транспортировке на производство по переработке.
Заплесневелый жмых не может использоваться, потому что мицелий сильно влияет на качество, механические свойства и химический состав кофейного сырья. Исследуя эти процессы, было решено стабилизировать жмых путем обработки лампы с UVC-излучением, так как оно, помимо бактерицидного, оказывает противовирусное, противогрибковое и спороцидное действие, что подходит для предотвращения или замедления развития мицелия.
Во время роста в течение шести дней мы сделали вывод, что десятиминутная обработка ультрафиолетом не убивает плесень, но значительно замедляет ее рост.
Основываясь на результатах эксперимента с большим количеством кофейной гущи в герметичной емкости, мы решили остановиться на отводе конденсата, дроблении и перемешивании жмыха. В то время как в крупных комках кофе сохраняется влага, что провоцирует рост грибов, мелкодисперсная структура ускоряет процесс испарения влаги — это позволяет быстрее просушить жмых, не допустив начала плесневения.
Knock UVC system, Дарья Фрейманс
Для того чтобы не усложнять работу бариста и максимально оптимизировать сбор кофе, оставив привычные процессы, мы решили сделать систему из нок-бокса. После ряда экспериментов нам удалось создать концепцию оборудования, которое может предотвратить гниение органических отходов с помощью дробления, обработки ультрафиолетовыми бактерицидными лампами и отвода конденсата.
На обложке: проект Knock UVC system, Дарья Фрейманс. Преподаватель: Буляш Тодаева.